Дайте определение текста, назовите его основные признаки?
(Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Признаки текста:
Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль).
Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.
Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически).
Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие.
Целенаправленность – с какой целью данный текст написан, прочитан или рассказан.
Строение текста? Что для чего нужно?
Вступление (завязка) – часть текста, подготавливающая читателя к восприятию основной информации.
Основная часть (развитие действия) – часть текста, сообщающая о самом главном в тексте.
Заключение (развязка) – часть текста, показывающая, что текст завершен и автор сказал всё, что хотел.
4
Виды переработки текста
1.Составление плана(простого или сложного) | Простой план предполагает деление текста на три части : вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трех частей на подпункты. |
2.Составление тезисов | Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами. |
3.Составление конспекта | Краткое , но более подробное ,чем тезисы, изложение содержания текста. |
4.Составление реферата | Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов. |
5
Как составлять план текста
1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.Определите тему и основную мысль текста.
3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести текст.
6
Виды плана
По соотношению обобщающих и конкретных формулировок:
1.Простой.
2.Сложный.
По речевому оформлению заголовков:
1.Цитатный.
2.Нецитатный.
3.Смешанный.
8
Тезисы- это сжато сформулированные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении.
Важно помнить при составлении тезисов, что каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Роль и значение тезисов
Подобрав к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы( факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.
9
Конспект- краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.
При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами:
1.Мысль автора текста( статьи и т. д. ) передана его же словами, только сокращен объем высказывания.
2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль.
Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.
Конспекты:
- плановые (каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта);
- свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы);
- текстуальные (состоящие из цитат);
- тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам)
Прочитайте отрывок из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Сравните его с планом, тезисами и конспектом:
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, о его этюдах чисто комического характера). В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели»
План | Тезисы | Конспект |
1. «Гроза» - самое решительное произведение Островского. | 1. «Гроза» - самое решительное произведение Островского, потому что взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий. | 1. «Гроза» является самым решительным произведением Островского, потому что взаимные отношения самодурства и безгласности (Кабаниха и Катерина) доведены до самых трагических последствий; вместе с тем фон пьесы (вся обстановка, в которой развивается действие) обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Наконец, ободряющее и освежающее впечатление достигается самим характером Катерины. |
Приемы сокращения текста:
исключение дополнительной информации;
трансформация сложных предложений в простые;
замена причастных и деепричастных оборотов однородными членами;
сокращение слов .
Нельзя сокращать слова как попало. Недописанные слова и фразы через какое-то время теряют смысл, забываются, их значение может исказиться (например, предл. – предложение? предлог? предлагать?). Для того чтобы этого избежать, нужно:
знать, что в письменной речи наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов;
знать, что окончания слов в русском языке играют большую роль, поэтому нельзя сокращать те окончания, которые обозначают признаки предметных отношений;
термины, новые слова и понятия записывают полностью;
использовать общепринятые сокращения слов и аббревиатур;
отработать свою, понятную через любое время систему сокращений.
м.б. – может быть
т.о. – таким образом
║ - параллельно
≠ - не равны
≈ - примерно, приблизительно
∩ - пересекаются
∑ - сумма
← - образовано
< - меньше, менее
> - больше, более
= - равны, одинаковы
|•| - между
Переформулирование (трансформация) — обработка новой и известной ранее информации, полученной в результате ее отбора. Результатом переработки информации является уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подробностей или путем обобщения однородных компонентов.
Свертывание текста — преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Свернутый текст отличается от изначального способом обозначения объекта:
он не описывает, а лишь указывает на объект.
20
Цитата- дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.
Способы оформления цитаты | Примеры |
1.Предложение с прямой речью | В письме от 6 августа 1924 года Куприн жаловался Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня» |
2.Предложение с косвенной речью | А.П.Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою». |
3.Предложение с вводными словами | По словам Горького, «искусство должно облагораживать людей». |
4.Текст-цитата как часть предложения(указ. на автора)-текст | Куприн так ярок, так «чрезвычайно талантлив»(слова Бунина), что его повествование… |
5.При цитировании стих. текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. | …обращался к стихотворению Г.Р.Державина: |
6.Эпиграф-изречение, помещаемое перед произведением и сосредоточивающее мысль на его идее. В кавычки не берется; ссылка на источник дается на следующей строке без скобок. | Да, есть слова, что |
Домашнее задание:
Внимательно изучите материалы презентации.
Выпишите в тетрадь виды переработки текста ( с определениями) и приемы сокращения текста.
Выполните задание на слайдах № 22-23 ( по вариантам!)
Срок сдачи – до 23.03
21
Выпишите цифры в таком порядке, чтобы получился текст ( сам текст записывать НЕ надо)1 вариант
1. Луга превратились в моря.
2. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой.
3. Весна в этом году была поздней, зато дружной.
4. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
5. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди.
6. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки.
7. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
22
Выпишите цифры в таком порядке, чтобы получился текст ( сам текст записывать НЕ надо)2 вариант
1. Недавно даже были найдены окаменелости роз, которые указывают на возраст около пятидесяти миллионов лет.
2. Это растение активно используется в парфюмерной промышленности, косметологии и медицине.
3. Еще в древние времена заметили, что аромат этого цветка способствует ускорению процессов выздоровления, поэтому возле лечебниц всегда высаживали сады из этого растения.
4. В медицине оно стало использоваться почти сразу.
5. Ее называют королевой цветов за невероятную красоту, нежность и элегантность.
6. Роза — самый популярный цветок во всем мире.
7. Ее выращивают не только для красоты.
8. Через несколько десятилетий масло из лепестков этого цветка начали применять для изготовления косметики и парфюмерии в арабских странах.
9. По данным археологии, этот цветок существует более тридцати миллионов лет.
10. Роза является наиболее значимым цветком в истории, ставшим первым растением, из которого начали получать эфирное масло в десятом веке нашей эры.
23
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.