Текст как речевое произведение

  • pptx
  • 06.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала текст.pptx

Текст как речевое произведение

«Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке.»(А.А.Потебня)

Понимание текста – процесс творческий

ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное
единство»
1.Тематическое единство предложений.
2.Смысловое единство предложений.
3.Способы связи между предложениями.
4.Стиль речи.
5.Тип текста(речи).
6.Текст можно озаглавить.

основные особенности текста

ТЕМА ТЕКСТА это то, о чем в нем гово –рится, что положено в его основу.
Можно задать вопрос: о чем говорится в
тексте?

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА это его вывод,
жизненный урок.
Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?

ПОМНИТЕ!

ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА –это назва-
ние произведения или отдельных его час-
тей.
Заглавие отражает либо тему, либо основ –
ную мысль текста. Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрог-
нозировать возможное развитие событий,
понять идейный смысл текста.




ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

-однотематическая лексика;
-лексический повтор;
-синонимы(в том числе контекстуальные);
-антонимы(в том числе контекстуальные);
-союзы;
-местоимения;
-наречия;
-вводные слова,указывающие на порядок
явлений(мыслей) и связь между ними;

Основные средства связи между пред- ложениями в тексте

-числительные;
-частицы;
-видовременная соотнесенность глаголь-
ных форм;
-порядок слов в предложении;
-неполные предложения;
-интонационные связи между предложени-
ями( особая роль вопросительных предло-
жений в тексте).


Звуковые средства:
-благозвучие;
-аллитерация, ассонанс;
-звуковые повторы;
-звуковой символизм;
-ритм и интонация.

Средства художественной изобразительности

Словесные средства:
-эпитет –художественное определение, в котором автор выражает свое отношение
к предмету
-сравнение –уподобление одного предме-
та,явления, действия другому
-аллегория –иносказание
-перифраз-описательный оборот речи, применяемый для замены слов или слова,
чтобы избежать повторения

-метафора-слово или выражение в пере-
носном значении
-метонимия – вид тропа,в котором явление
или предмет обозначается с помощью дру-
гих слов или понятий
-синекдоха – вид тропа, в котором перено-
сится значение одного слова на другое на
основе замены количественных отношений:
часть вместо целого

-литота –художественное преуменьшение
-гипербола-художественное преувеличе-
ние
-олицетворение-представление неодушев-
ленного предмета в виде живого существа
-ирония- скрытая насмешка

стилистические фигуры: анафора, эпифора,
антитеза, градация, оксюморон, паралле-
лизм, повторение, риторический вопрос,
риторическое восклицание, риторическое
обращение, эллипсис и др.

ОПИСАНИЕ
1)вопрос какой предмет?
перечисление постоянных и однородных
признаков;
2)композиция:
-общее впечатление от предмета;
-признаки предмета;
-оценка предмета;
3)связь предложений:
параллельная

ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)


ПОВЕСТВОВАНИЕ
1)вопрос что произошло? что делает пред-
мет?
описание действий,происходящих после-
довательно;
2)композиция:
-начало действия;
-развитие действия;
-кульминация;
-развязка действия;
3)связь предложений:
цепная


РАССУЖДЕНИЕ
1)вопрос почему? зачем?
объяснение фактов,событий с указанием
причинно-следственных связей;
2)композиция:
-тезис;
-доказательства;
-вывод;
3)связь предложений:
цепная

СТИЛИ РЕЧИ

ФУНКЦИИ РЕЧИ

СФЕРА ПРИМЕ-
НЕНИЯ

ЯЗЫКОВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ

РАЗГОВОРНЫЙ

общение

общение в быту

нейтральная и
просторечная
лексика, фразе-
ологизмы,непол
ные предлож-я,
междометия,об
ращения,вводн.
слова

НАУЧНЫЙ,НА-
УЧНО-ПОПУЛЯР
НЫЙ

объяснение

учебная,спра-
вочная литера-
тура,лекция,на-
учные статьи

научные терми-
ны,спец.слова,
сложные кон-
струкции

Стили речи

ОФИЦИАЛЬНО-
ДЕЛОВОЙ

инструктирова-
ние

законы,докумен
ты

стандартные выражения,сос-
тавные предло-
ги и союзы,от-
глагольные су-
ществительные,
развернутые предложения

ПУБЛИЦИСТИ-
ЧЕСКИЙ

убеждение,вли-
яние на мысли и поступки лю-
дей

журналы,газеты
радио,телевиде
ние,собрания,
митинги

нейтральная,
торжественная
лексика,фраз-мы,эмоцион.окраш.слова и т.д.

ХУДОЖЕСТВЕН-
НЫЙ

изображение,
«рисование» словами,влия-
ние на чувства,
воображение людей

произведения
художествен-
ной литературы
и фольклора

все языковые
средства

«Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…»

Д.С.Лихачев: