Тема : «Концептуальные основы семейного воспитания»
Оценка 4.7

Тема : «Концептуальные основы семейного воспитания»

Оценка 4.7
ppt
04.03.2020
Тема : «Концептуальные основы семейного воспитания»
Открытый урок Концептуальные основы семейного воспитания (2).ppt

Тема : «Концептуальные основы семейного воспитания»

Тема : «Концептуальные основы семейного воспитания»

Тема : «Концептуальные основы семейного воспитания»

Портрет Семьи .Бенуа. Около 1816.

Семья , основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью

Семья , основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью


Семья, основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья рассматривается как динамическая система.
Развитие семьи называется семейным циклом.
Жизненный цикл семьи -- закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования.

Возникновение супружеской пары, рождение детей, их уход из семьи и т.п. естественным образом влекут за собой изменения в структуре семейного взаимодействия, меняют функции семьи, их содержание и иерархию.

На каждой стадии семья встречается с определенными задачами развития, от эффективности решения которых зависит успешность прохождения ею последующих этапов.
Для каждой стадии жизненного цикла семьи характерны типичные проблемы и своя динамика изменений. Переходя от одного этапа к другому, семья становится более высокоорганизованной и сложной системой.

Полная нуклеарная семья (двое родителей и дети)

Полная нуклеарная семья (двое родителей и дети)

Полная нуклеарная семья (двое родителей и дети). Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник - родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений - родители и дети.

Неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

Формы семьи:

Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками объединенные одним общим хозяйством

Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками объединенные одним общим хозяйством

2-я форма - расширенная семья. Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками объединенные одним общим хозяйством.

3-й вариант - большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриархат или матриархат.

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Авторитарный стиль Отношения холодные

Авторитарный стиль Отношения холодные

Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя.

Как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Либеральный стиль Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь

Либеральный стиль Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь

Либеральный стиль
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Родители─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми

Родители─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми

Родители─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми. Ребёнку предоставлена абсолютная свобода: ему следует всё постичь самому, без посторонней помощи, основываясь только на собственном опыте. Практически никаких ограничений на поведение детей не устанавливается. Реальную поддержку и помощь родители почти не оказывают. Но и больших успехов в    жизни от своих детей либеральные родители не ожидают.

Демократический стиль Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей

Демократический стиль Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей

Демократический стиль
Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Демократичные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы

Демократичные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы

Демократичные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы . Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу . Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

Добрачный период. 2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений

Добрачный период. 2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений

1. Добрачный период.
2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений.
3. Рождение детей.
4. Возникновение детской подсистемы.
5. Введение детей во внесемейные институты.
6. Сложившаяся, зрелая семья.
7. Фаза, в которой дети покидают дом.
8. Стадия «опустевшего гнезда».
9. Завершающий этап жизни семьи: после ухода из жизни одного из супругов.

Периодизация семейного цикла

Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году.

Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с…

Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с…

Главными задачами данного этапа являются
достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Решаются проблемы личностной идентичности, достижения эмоциональной и финансовой независимости от родителей, определения собственного социального статуса, развиваются навыки ухаживания и привлечения партнера.

Добрачный период
(от встречи и знакомства будущих супругов до заключения брачных отношений).

Этап возникновения эмоционального притяжения в паре, обнаружения сходства ценностей, ориентации.
Прояснение ожиданий и притязаний относительно будущей совместной жизни.

«Под дождем» Андрэ Кона

Типичные проблемы данного этапа связаны: -- с различием моделей семьи у супругов, обусловленные опытом жизни в родительских семьях; -- с невозможностью в короткий период выработать…

Типичные проблемы данного этапа связаны: -- с различием моделей семьи у супругов, обусловленные опытом жизни в родительских семьях; -- с невозможностью в короткий период выработать…

Типичные проблемы данного этапа связаны:
-- с различием моделей семьи у супругов, обусловленные опытом жизни в родительских семьях;
-- с невозможностью в короткий период выработать модель собственной семьи, отказавшись от части личных стереотипов, убеждений, привычек;
-- с неготовностью или нежеланием иметь детей;
-- с финансовыми трудностями и необеспеченностью жильем.

На этой стадии супружеская пара должна решить такие задачи как: распределение сфер ответственности, выбор способов разрешения споров и конфликтов. Устанавливается баланс эмоциональной близости/отдаления. Выстраиваются границы с окружением. Приобретаются навыки распределения семейного бюджета, организации досуга, ведения домашнего хозяйства. Подготовка к роли родителей.

Заключение брака и фаза без детей.
Выработка правил совместной жизни.

Афремов Леонид (1955 г.р.)

Необходимы: изменения некоторых установившихся правил взаимодействия между супругами, выстраивание новых отношений с бабушками и дедушками, перераспределение семейного бюджета, принятие новой иерархии ценностей

Необходимы: изменения некоторых установившихся правил взаимодействия между супругами, выстраивание новых отношений с бабушками и дедушками, перераспределение семейного бюджета, принятие новой иерархии ценностей

Необходимы: изменения некоторых установившихся правил взаимодействия между супругами, выстраивание новых отношений с бабушками и дедушками, перераспределение семейного бюджета, принятие новой иерархии ценностей. У супругов возникает проблема снижения интенсивности сексуальных отношений. Женщины переживают дефицит профессиональной самореализации. У супругов могут возникнуть неудовлетворенность друг другом, складывающимися семейными отношениями.

Рождение первого ребенка

Питер Пауль Рубенс.
Святое семейство и
Святая Анна, 1630

Освоение родительских ролей, перехода от диадных отношений к отношениям в треугольнике. Освоение новой семейной функции, связанной с рождением и воспитанием ребенка, требует новой перестройки структуры семьи.

Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)

Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)

Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)

Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства. Появление новых знакомых, друзей с детьми дошкольного возраста.

Рождение второго и последующих детей вновь ставит перед семьей необходимость изменения сложившейся ситуации, переструктурирования способов межличностного взаимодействиями в семейной системе. Родителям предстоит установить баланс между осуществлением своей власти, заботой и ответственностью и принятием права каждого ребенка и сиблинговой подсистемы на автономию. Родители учат ребенка принятию социальных норм и правил тех групп, в которые он включается, решению возникающих там проблем взаимодействия со сверстниками, со статусными лицами.

А. Гуляева «Новый год», 1967 г.

.

Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)

Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)

Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)

В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам - главная задача семьи.

Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом. Возможны некоторые проблемы, связанные со школьной жизнью ребенка, – решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери; могут быть проблемы с отклонениями в поведении.

Картина Ф. Решетникова «Опять двойка», 1952

Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Происходит подготовка к уходу детей из семьи. Обеспечение условий для физического и психического развитая ребенка воспринимается родителями как важнейшая задача.

В подростковом возрасте особое значение приобретает группа сверстников. Сексуальные потребности, требования школы и конкурирующее влияние сверстников требуют от семьи способности приходить к соглашению по поводу самостоятельности и управления взрослеющими детьми.

Cleto Luzzi

Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью)

Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью)

Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью).

Этот этап насыщен изменениями: уход детей может сопровождаться пополнением и расширением семьи. Именно на этот период приходится чаще всего смерть прародителей.
От сложившегося стиля взаимоотношений в семье во многом зависит, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям.
Основной психологический смысл периода -- расставание с детьми, признание их самостоятельности и автономии при сохранении эмоциональной связи с ними.

Куликов Иван Семёнович, Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909

У многих супругов это счастливый период в жизни

У многих супругов это счастливый период в жизни

У многих супругов это счастливый период в жизни. Удовлетворенность супружеством на этом этапе жизненного цикла определяется, прежде всего, тем, насколько гармоничными были отношения супругов на предыдущих этапах.
Появление внуков приводит к необходимости освоить роли бабушек и дедушек, создать новые способы участия в жизни детей, правила взаимодействия с семьей невестки или зятя.
Важная задача этого периода -- приспособление к уходу на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному переживается мужчинами и женщинами. Трудности адаптации к уходу на пенсию может усугубить смерть супруга.

Стадия «Опустевшее гнездо»

Марков Владимир. СЕМЬЯ 2013

С уходом детей из семьи супруги решают не только задачу принятия неизбежности и естественности их отделения, но должны вновь научиться жить вдвоем, «глаза в глаза». Это период, когда родительские функции семья фактически выполнила, супружеские отношения вновь занимают доминирующую позицию.

Домашнее задание Сделать подборку репродукций картин художников, в творчестве которых затронута тема семьи

Домашнее задание Сделать подборку репродукций картин художников, в творчестве которых затронута тема семьи

Домашнее задание

Сделать подборку репродукций картин художников, в творчестве которых затронута тема семьи.
2. Классифицировать по циклам развития семьи, а затем определить какая форма семьи показана художником.

Пластов Аркадий Александрович: «Мама», 1964г

Пластов Аркадий Александрович: «Мама», 1964г

Пластов Аркадий Александрович: «Мама», 1964г.

Кугач Юрий Петрович: «В семье. Первые шаги», 1969г.

Владимир Васильев. Сын родился

Владимир Васильев. Сын родился

Владимир Васильев. Сын родился. 1937 г.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020