Семья, основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья рассматривается как динамическая система.
Развитие семьи называется семейным циклом.
Жизненный цикл семьи -- закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования.
Возникновение супружеской пары, рождение детей, их уход из семьи и т.п. естественным образом влекут за собой изменения в структуре семейного взаимодействия, меняют функции семьи, их содержание и иерархию.
На каждой стадии семья встречается с определенными задачами развития, от эффективности решения которых зависит успешность прохождения ею последующих этапов.
Для каждой стадии жизненного цикла семьи характерны типичные проблемы и своя динамика изменений. Переходя от одного этапа к другому, семья становится более высокоорганизованной и сложной системой.
Полная нуклеарная семья (двое родителей и дети). Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник - родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений - родители и дети.
Неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.
Формы семьи:
2-я форма - расширенная семья. Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками объединенные одним общим хозяйством.
3-й вариант - большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриархат или матриархат.
Авторитарный стиль
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя.
Как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.
Либеральный стиль
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.
Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.
Родители─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми. Ребёнку предоставлена абсолютная свобода: ему следует всё постичь самому, без посторонней помощи, основываясь только на собственном опыте. Практически никаких ограничений на поведение детей не устанавливается. Реальную поддержку и помощь родители почти не оказывают. Но и больших успехов в жизни от своих детей либеральные родители не ожидают.
Демократический стиль
Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Демократичные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы . Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу . Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
1. Добрачный период.
2. Заключение брака и возникновение супружеских отношений.
3. Рождение детей.
4. Возникновение детской подсистемы.
5. Введение детей во внесемейные институты.
6. Сложившаяся, зрелая семья.
7. Фаза, в которой дети покидают дом.
8. Стадия «опустевшего гнезда».
9. Завершающий этап жизни семьи: после ухода из жизни одного из супругов.
Периодизация семейного цикла
Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году.
Главными задачами данного этапа являются
достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Решаются проблемы личностной идентичности, достижения эмоциональной и финансовой независимости от родителей, определения собственного социального статуса, развиваются навыки ухаживания и привлечения партнера.
Добрачный период
(от встречи и знакомства будущих супругов до заключения брачных отношений).
Этап возникновения эмоционального притяжения в паре, обнаружения сходства ценностей, ориентации.
Прояснение ожиданий и притязаний относительно будущей совместной жизни.
«Под дождем» Андрэ Кона
Типичные проблемы данного этапа связаны:
-- с различием моделей семьи у супругов, обусловленные опытом жизни в родительских семьях;
-- с невозможностью в короткий период выработать модель собственной семьи, отказавшись от части личных стереотипов, убеждений, привычек;
-- с неготовностью или нежеланием иметь детей;
-- с финансовыми трудностями и необеспеченностью жильем.
На этой стадии супружеская пара должна решить такие задачи как: распределение сфер ответственности, выбор способов разрешения споров и конфликтов. Устанавливается баланс эмоциональной близости/отдаления. Выстраиваются границы с окружением. Приобретаются навыки распределения семейного бюджета, организации досуга, ведения домашнего хозяйства. Подготовка к роли родителей.
Заключение брака и фаза без детей.
Выработка правил совместной жизни.
Афремов Леонид (1955 г.р.)
Необходимы: изменения некоторых установившихся правил взаимодействия между супругами, выстраивание новых отношений с бабушками и дедушками, перераспределение семейного бюджета, принятие новой иерархии ценностей. У супругов возникает проблема снижения интенсивности сексуальных отношений. Женщины переживают дефицит профессиональной самореализации. У супругов могут возникнуть неудовлетворенность друг другом, складывающимися семейными отношениями.
Рождение первого ребенка
Питер Пауль Рубенс.
Святое семейство и
Святая Анна, 1630
Освоение родительских ролей, перехода от диадных отношений к отношениям в треугольнике. Освоение новой семейной функции, связанной с рождением и воспитанием ребенка, требует новой перестройки структуры семьи.
Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)
Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства. Появление новых знакомых, друзей с детьми дошкольного возраста.
Рождение второго и последующих детей вновь ставит перед семьей необходимость изменения сложившейся ситуации, переструктурирования способов межличностного взаимодействиями в семейной системе. Родителям предстоит установить баланс между осуществлением своей власти, заботой и ответственностью и принятием права каждого ребенка и сиблинговой подсистемы на автономию. Родители учат ребенка принятию социальных норм и правил тех групп, в которые он включается, решению возникающих там проблем взаимодействия со сверстниками, со статусными лицами.
А. Гуляева «Новый год», 1967 г.
.
Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)
В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам - главная задача семьи.
Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом.Возможны некоторые проблемы, связанные со школьной жизнью ребенка, – решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери; могут быть проблемы с отклонениями в поведении.
Картина Ф. Решетникова «Опять двойка», 1952
Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)
От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Происходит подготовка к уходу детей из семьи. Обеспечение условий для физического и психического развитая ребенка воспринимается родителями как важнейшая задача.
В подростковом возрасте особое значение приобретает группа сверстников. Сексуальные потребности, требования школы и конкурирующее влияние сверстников требуют от семьи способности приходить к соглашению по поводу самостоятельности и управления взрослеющими детьми.
Cleto Luzzi
Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью).
Этот этап насыщен изменениями: уход детей может сопровождаться пополнением и расширением семьи. Именно на этот период приходится чаще всего смерть прародителей.
От сложившегося стиля взаимоотношений в семье во многом зависит, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям.
Основной психологический смысл периода -- расставание с детьми, признание их самостоятельности и автономии при сохранении эмоциональной связи с ними.
Куликов Иван Семёнович, Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909
У многих супругов это счастливый период в жизни. Удовлетворенность супружеством на этом этапе жизненного цикла определяется, прежде всего, тем, насколько гармоничными были отношения супругов на предыдущих этапах.
Появление внуков приводит к необходимости освоить роли бабушек и дедушек, создать новые способы участия в жизни детей, правила взаимодействия с семьей невестки или зятя.
Важная задача этого периода -- приспособление к уходу на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному переживается мужчинами и женщинами. Трудности адаптации к уходу на пенсию может усугубить смерть супруга.
Стадия «Опустевшее гнездо»
Марков Владимир. СЕМЬЯ 2013
С уходом детей из семьи супруги решают не только задачу принятия неизбежности и естественности их отделения, но должны вновь научиться жить вдвоем, «глаза в глаза». Это период, когда родительские функции семья фактически выполнила, супружеские отношения вновь занимают доминирующую позицию.
Домашнее задание
Сделать подборку репродукций картин художников, в творчестве которых затронута тема семьи.
2. Классифицировать по циклам развития семьи, а затем определить какая форма семьи показана художником.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.