Тема: " Морфология "
Оценка 4.6

Тема: " Морфология "

Оценка 4.6
docx
02.11.2023
Тема: " Морфология "
7 класс морфология.docx

 

Проверила :__________завуч школы(Микиева Х.О.)

Дата:16.09.2021

Русский язык 7 класс

 

Тема урока: «Морфология и орфография.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока:

1.       Предметные: повторить грамматические категории различных частей речи, совершенствовать умение делать морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола .

2.       Метапредметные:

·         Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

·         Умение грамотно и связно излагать свои мысли;

·         Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

3.       Личностные:

·         Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

·         Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

4.       Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

Планируемые результаты: обучающиеся систематизируют изученное в 5 и 6 классах по теме «Морфология».

I. Организационный момент.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.

Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.

 

 

III. Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у доски.

Задание:

-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Карточка № 1

Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.

Карточка № 2

Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью, а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.

Карточка № 3

Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.

IV. Повторение изученного ранее о частях речи.

·        Что изучает морфология?

·        Назовите самостоятельные и служебные части речи.

·        Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола?

·        По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (по значению и грамматическим признакам).

·        Можно ли правильно разобрать по составу слово стекло, не определив предварительно, какая это часть речи? (Нет. Если это имя существительное, то –о – окончание, -стекл- - корень. Если стекло - глагол, то –о – окончание, указывает на средний род ед. ч; с- - приставка; -тек- - корень; - л- - суффикс, указывающий, что глагол стоит в прошедшем времени).

·        Приведите примеры, когда достаточно определить принадлежность слова к части речи или его морфологические признаки, чтобы верно выбрать орфограмму. (Например, не был – глагол, не пишется раздельно (кроме исключений), полетел – глагол, по- - приставка – у глаголов не бывает предлогов, резкий (качественное прилагательное, пишется суффикс -к-), киргизский (относительное прилагательное, пишется суффикс -ск-), шалаш (существительное 2-го склонения, не пишется ь), дочь (существительное 3-ого склонения), думаешь (окончание –ешь, I спряжение) и т.д.).

·        Сделайте вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.

-Работа по морфологическому разбору слов.

·        Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.

·        Вся работа ведется у доски.

V. Объяснительный диктант «Проверь себя».

З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.

На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.

VI. Итог урока.

-С какими орфограммами мы сегодня поработали?

-Какой вид разбора повторяли?

VII. Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор подчеркнутых слов.

Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цветов.

Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Проверила :__________завуч школы(Микиева

Проверила :__________завуч школы(Микиева

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю

Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола? ·

Какая форма является начальной для имени существительного, прилагательного, глагола? ·

С какими орфограммами мы сегодня поработали? -Какой вид разбора повторяли?

С какими орфограммами мы сегодня поработали? -Какой вид разбора повторяли?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023