Тема: Чрезвычайные ситуации. Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь
Оценка 5

Тема: Чрезвычайные ситуации. Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь

Оценка 5
Разработки уроков
docx
ОБЗР
9 кл
20.03.2022
Тема: Чрезвычайные ситуации. Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь
Цель: учебная: ознакомить учащихся с наиболее характерными чрезвычайными ситуациями и порядку действий в некоторых чрезвычайных ситуациях; обобщить знания о стихийных бедствиях, о сигналах гражданской обороны и оповещения населения в случае стихийных бедствий и аварий, представления о причинах возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций, о правилах поведения во время чрезвычайных ситуаций; способствовать формированию у детей комплекса навыков и умений действовать индивидуально и коллективно в любых экстремальных ситуациях;
документ.docx

Тема: Чрезвычайные ситуации. Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь

Цель:

учебная: ознакомить учащихся с наиболее характерными чрезвычайными ситуациями и порядку действий в некоторых чрезвычайных ситуациях; обобщить знания о стихийных бедствиях, о сигналах гражданской обороны и оповещения населения в случае стихийных бедствий и аварий, представления о причинах возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций, о правилах поведения во время чрезвычайных ситуаций; способствовать формированию у детей комплекса навыков и умений действовать индивидуально и коллективно в любых экстремальных ситуациях;

развивающая: развивать умение правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; производить волевые качества, развивать здоровьесберегающую компетентность; предотвращать проявления паники; развивать логическое мышление; физические показатели, закалку; стимулировать развитие выносливости, мужества, решительности, находчивости;

воспитательная: навыки самодисциплины; организованность, уверенность в своих силах и стремление помочь тем, кто в этом нуждается; трудолюбие, честность, отвагу, дисциплинированность, внимание к ближнему, потребность жить в мире и согласии, заниматься физкультурой и спортом для укрепления здоровья; способность приходить на помощь людям; в случае необходимости действовать осведомлены, выверено, спокойно, лично и коллективно. Воспитывать чувство сопричастности к судьбе и проблемам других, ответственность за близких, окружающих, собственную Родину.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, фотографии и слайды, правила и инструкции для учащихся, таблицы, тестовые задания, карточки, выставка «Домашняя аптечка первой помощи», таблички с основными понятиями, раздаточный материал, маркеры, клей, бумага А3, ножницы.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: история, информатика, экология, химия.

Методы и приемы обучения:

Ø индивидуальная работа;

Ø мотивационные и познавательные упражнения;

Ø эвристическая беседа;

Ø работа с учебником;

Ø заслушивание сообщений;

Ø п останова проблемной задачи

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Продолжительность: 45 минут.

Основные понятия и термины: чрезвычайная ситуация, катастрофа, авария, медицинская помощь, эвакуация, пожар

 I. Организационный момент

 II. Психологический настрой

Учитель

Несмотря на то, что на улице пасмурно и серо, у меня на душе спокойно и радостно, потому что я вижу перед собой разумные, добрые лица и глаза. И для того, чтобы понять, как мы будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Для этого вам нужно передать его аплодисментами. Начну я, а вы продолжите.

Игровая разминка «мое настроение»

Прием «смайлики»

Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает детям схематическое изображение лица человека. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в данный момент времени.

 

Начну я, а вы продолжите.

·                     У меня хорошее настроение....

·                     А какое настроение у вас.....

 Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на целый день. Для того, чтобы справиться на уроке с задачами, будьте прилежными и послушными. Задача наши следующие:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а рассуждать.

Дружно и плодотворно работать.

 Я надеюсь, что после нашего урока ваше настроение улучшится, а ваши знания углубятся.

III. Актуализация знаний

Проверяется выполнение домашнего задания, заслушиваются ответы на устные вопросы, обсуждаются письменные задания. Некоторые ученики получают индивидуальные карточки-задания.

Прием «аукцион»

разыгрывается 5,4,3 балла (учитель говорит этот лот стоит 5 баллов... и ученики кто хочет поднимает руку, а потом учитель зачитывает вопрос. Если ученик не смог дать ответ, вопрос остается, а цена  снижается на 1 балл)

 Прием «ответ по желанию»

Ученики кто желает ответить поднимают руку и говорят, что им больше всего запомнилось из прошлого урока?

 IV. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели, задач урока

Ежедневно в мире фиксируют тысячи событий, во время которых происходит нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, террористические акты, вооруженные конфликты).

По данным ООН, на грани второго и третьего тысячелетий из-за стихийных бедствий погибло около 3 млн. людей, общее число пострадавших достигло почти 800 млн. человек. Наблюдается рост количества стихийных бедствий, например частота засух увеличилась в 8 раз, пожаров и извержений вулканов - в 3 раза, циклонов, наводнений и эпидемий - вдвое.

Ежегодно в РФ возникает более 300 чрезвычайных ситуаций, вызванных природными факторами.

Поэтому, мы сегодня с вами познакомимся с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социально-политического характера и повторим правила оказания первой медицинской помощи.

 Упражнение «ожидания»

ученики на стикерах в форме птичек записывают свои ожидания от урока и размещают их вокруг дерева на плакате «Мои ожидания», а также оценивают актуальность темы по пятибалльной шкале.

 Упражнение « Ассоциативный куст»

Какие ассоциации вызывают у вас, когда мы слышим эти слова?

 Война, вооруженное нападение, стихийные бедствия

Чрезвычайные ситуации катострофы

 аварии эпидемии

 Пожары

 Прием «интересно знать»

Знаете ли вы, что в прошлом году россияне умирали из-за:

• болезни кровообращения - 62,5%

• новообразования (рак) - 11,7%

• болезни органов пищеварения - 46,1%

• болезни органов дыхания - 3,6%

• 2,2% человек умерли из-за инфекционных и паразитарных болезней;

• 0,4% - из-за эндокринных болезней, расстройства питания и нарушения обмена веществ;

• 0,9% - из-за болезней нервной системы,

 

V. Изучение нового материала

 Создание таблицы «Опасности повседневной жизни»

В наше цивилизованное время человечество остается зависимым от явлений, которые иногда имеют катастрофический характер. Это опасности повседневной жизни. Какого происхождения они могут быть (природного и антропогенного). В свою очередь опасности антропогенного происхождения делятся на техногенные и социальные. Рассмотрим некоторые опасности и расположим их в соответствующий столбик

 1. Понятие «Чрезвычайные ситуации»

Чрезвычайные ситуации - это такие ситуации, которые приводят к нарушению нормальной жизни, а иногда к гибели людей и уничтожению материальных ценностей (схема 1)

 

 

2. Приведите примеры ЧС (наводнение, пожар, авария, катастрофа; загрязнения воды, почвы, воздуха; ураган, смерч; радиационное загрязнения; землетрясение; террористический акт и т.д.)

 

3. Какой характер принимают чрезвычайные ситуации (схема 2)

 

К чрезвычайным ситуациям, кроме возникающих вследствие природных явлений, относятся ситуации, вызванные деятельностью человека. Это аварии на предприятиях, на транспорте, в жилых секторах.

- Что такое авария?

- Кто из вас видел аварии? Расскажите.

Авария - это повреждение механизма действующих машин, выход из строя заводов, предприятий.

Катастрофа - это аварии, которые приз вели к значительным человеческим жертвам.

- Вспомните, о которых катастрофы вы слушали по радио, смотрели по телевидению.

Аварии могут возникать из-за несоблюдения людьми правил безопасности, а также из-за недостаточной надежности техники.

Например, в результате нарушения правил пользования газом может произойти взрыв в жилом секторе. По неосторожности жителей в жилых домах может произойти утечка газа из труб; сквозняки на кухне, выкипание воды и др. могут привести к взрыву газа.

Авария может произойти на транспорте вследствие нарушения Правил дорожного движения, превышение скорости, пребывание за рулем в состоянии алкогольного опьянения, неисправности транспортного средства. Может произойти авария и на железнодорожном транспорте. За год в Украине вследствие аварий на железнодорожных дорогах гибнет в среднем 20 - 30 человек.

Из-за технических неисправностей может произойти авария или другая чрезвычайная ситуация в автобусе, троллейбусе, трамвае. Авария самолета может случиться во время взлета или посадки. Могут быть аварии и на водном транспорте.

 

2. Аварии на предприятиях и их влияние на условия жизни человека

Современные заводы и фабрики накоплю ют много сложной оснастки. К сожалению, часто используют ядовитые вещества.

Накопления, например, паров лакокрасочных веществ может вызвать взрыв. В результате взрыва разрушается завод, гибнут люди, повреждаются здания, находящиеся рядом. Возникает пожар, который трудно погасить в течение нескольких дней.

Взрывы и пожары возникают там, где собирается производственный пыль, вместе с воздухом образует взрывоопасные смеси. В случае нарушения техники безопасности взрывы могут произойти на деревообрабатывающих, мукомольных, ткацких, пищевых предприятиях.

Пожары могут возникнуть из-за повреждения электропроводки, нарушение режима работы и хранения отопительных систем, емкостей с легковоспламеняющимися веществами, на газонасосных станциях. Опасность пожаров не только в уничтожении зданий и имущества, но и в выделении токсичных продуктов, чаще всего дымов. Особенно опасно горения полистирола, полиэтилена, других пластмасс.

На предприятиях химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозной, мясо-молочной, пищевой, текстильной промышленности широко используются сильнодействующие ядовитые вещества. Их выбросы при авариях могут привести к катастрофическим последствиям. Они быстро распространяются в окружающей среде, поражают слизистую оболочку и внутренние органы человека, кожу.

Есть производства, на которых взрывы и пожары приводят к заражению окружающей среды радиоактивными веществами. Например, Чернобыльской АЭС и др.

 Но когда случится авария, то надо действовать так, чтобы защитить себя и дом. Для этого надо знать:

·                     которые промышленные предприятия являются в твоем городе, вблизи твоего города;

·                     что их производят, не загрязняет предприятие вредными веществами окружающей среды;

·                     в каком направлении подавляюще дуют ветры там, где ты живешь (рассмотрение иллюстраций)

 

3. Правила поведения во время аварии на местном предприятии.

Каждый школьник должен уметь действовать в условиях радиоактивного или химического заражения, произошедших на предприятии микрорайона, где проживает ученик. Об угрозе чрезвычайной ситуации по телевидению и местном радиовещанию штаб ГО. Для того, чтобы население своевременно включило средства массовой информации, на предприятиях и в учреждениях существует система сигнализации (сирены, гудки, ревуны). Сигнал сирены означает: «Внимание всем!». Услышав такой сигнал, нужно срочно включить радио или телевизор, чтобы узнать текст сообщения и распоряжения начальника штаба ГО. Например, об опасности химического заражения подается сигнал «Химическая тревога». Текст сигнала такой: «Граждане! Внимание! Внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Химическая тревога. Наденьте средства индивидуальной защиты, спрячьтесь в укрытие; следите за нашим сообщением».

 Однако, если укрытия нет, следует остаться дома, в школе, там, где вы услышали сообщение. Для того, чтобы СДЯВ не проникала в помещение, позакрывать окна, уплотнить их ватой или тканью.

Просмотр учебного фильма

«Правила поведения при звучаний сигналов оповещения »

 

4. Рассмотрение средств индивидуальной защиты (просмотр мультимедийной презентации)

 

5. Правила поведения во время эвакуации

В случаях чрезвычайных ситуаций может осуществляться эвакуация населения.

Эвакуация - это организованный выход (вывоз) населения из мест и районов аварии, катастрофы в загородную зону для проживания до особого распоряжения.

Во время эвакуации учеников вывозит или выводит один из родителей или опекунов. В случае временной эвакуации (когда нужно покинуть помещение, местность на короткое время, необходимое для ликвидации последствий) они могут эвакуироваться в составе всей шко ли.

Представьте себе, что вы узнали об эвакуации. Что вы терминовано сделать?

 Обратите внимание на то, что необходимо взять с собой в случае эвакуации в загородную зону (памятка).

После сигнала о начале эвакуации ученики колоннами отправляются в места эвакуации.

 

6. Главные причины возникновения пожаров:

·                     Неосторожное обращение с огнем;

·                     Неосторожность при курении (в постели или других местах)

·                     Детские игрушки с огнем;

·                     Нарушение правил пожарной безопасности при оборудовании и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов;

·                     Нарушение правил эксплуатации газовых приборов;

·                     Разжигание костров и сжигания мусора вблизи строений;

·                     Применение для разжигания костра легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, керосина, ацетона и др.)

 

Составление схемы «ОГОНЬ»

 друг                                                                        враг

 - символ Олимпийских игр                         - пожар в лесу

- Вечный огонь                                              - пожар в доме

- для приготовления пищи                            - пожар в поле

- для выплавки металла                                 - пожар на заводе

(Доклады учащихся)

 

Работа в группах

Обсуждение результатов работы и исправления при наличии ошибок. Коллективное составление правильных алгоритмов действий с последовательной записью алгоритма в тетрадь.

Группа 1 - составьте алгоритм действий во время и после возникновении землетрясения.

Группа 2 - составьте алгоритм действий во время и после наводнения.

Группа 3 - составьте алгоритм действий во время и после ЧС метеорологического происхождения.

Группа 4 - составьте алгоритм действий при пожаре в помещении

Группа 5 - составьте алгоритм действий при пожаре в лесу, степи.

Группа 6 - составьте алгоритм действий при химической опасности.

 

Презентация работы группы

Дополнительные вопросы для групп

1. Что вы сделаете, найдя подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством?

2. Захват заложников. Что делать в случае захвата автобуса или другого транспортного средства террористами?

3. Как действовать при внезапном обвале дома и если вы оказались в завале?

4. Как действовать если вы попали в неуправляемую толпу?

 

Проблемные вопросы:

- А что при пожарах опаснее - огонь или дым?

Много людей. Например, не знают, как опасен дым. Ведь в кино и по телевизору пожар обычно показывают так: бушует огонь, огромные языки пламени - это и есть главная опасность. На самом деле большинство жертв пожаров погибает от дыма. Почему? Современная мебель, линолеум, обои - все это делается с помощью химии. Стоит человеку несколько раз вдохнуть такой отравленный дым - и он теряет сознание, задыхается.

 Во время горения выделяются ядовитые газы: синильная кислота, фосген и др.., а содержание кислорода в воздухе уменьшается. Вот почему опасность составляет не столько огонь, сколько дым и гарь от него. Следует учесть и возможные реакции организма человека на увеличение концентрации продуктов горения:

·                     Угарный газ: 0,01% - слабый головная боль

0,05% - головокружение

0,1% - обморок;

0,2% - кома, быстрая смерть;

0,5% - мгновенная смерть;

·                     Углекислого газа: до 0,5% - не влияет;

от 0,5 до 7% - начало паралича дыхательных центров;

10% - паралич дыхательных центров и смерть.

 

Упражнение «Найди ошибку»

Поставь знак «+» у действий, которые следует предпринять в случае утечки газа, и знак «-» - у тех, которые делать нельзя.

          Проветрить помещение

Закрыть нос и рот платком

Зажечь спичку

Вызвать аварийную бригаду

Включить свет

Позвать на помощь взрослых

Перекрыть газовый кран

Остаться в помещении

  

7. Первая медицинская помощь

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с видами медицинской помощи и правилам ее предоставления. Известно, что отсутствие помощи тяжело пострадавшим в течение 1 ч. после повреждения увеличивает количество смертельных исходов на 30%, до 3 ч. - на 60%, до 6 ч. - на 90%.

Медицинская помощь - перечень лечебно-эвакуационных мероприятий, проводимых при воздействии различных поражающих факторов, в районах катастроф.

Сейчас служба медицины катастроф выделяет следующие виды медицинской помощи как:

первая медицинская помощь;

доврачебная помощь;

первая врачебная помощь;

квалифицированная медицинская помощь;

специализированная медицинская помощь.

Первые три вида медицинской помощи предоставляются непосредственно в ячейках катастроф или около них, они принадлежат к догоспитальных видов помощи.

По данным ВОЗ, 20% погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли бы быть спасены, если бы они вовремя получили первую медицинскую помощь.

Для того, чтобы лучше ориентироваться в различных видах помощи давайте поделимся на группы, каждая группа выберет себе задание, после некоторого времени должны подготовить краткий конспект в виде схемы, объяснить все ваше вопрос, а слушатели могут задавать  вам вопрос по вашему заданию

 

V. Отработка практических навыков

 

1. Игра «перебинтуйте раненых»

Задача: Быстро и качественно перебинтуйте «раненого».

  

VI. Подведение итогов урока

Упражнение «МИКРОФОН»

- Дети, о каких чрезвычайных ситуации мы с вами сегодня говорили?

 

тестовые задачи

- Как ты узнаешь о том, что случилась ЧС?

а) по книге;

б) по телевизору;

в) услышав сирену;

г) с газеты.

- В случае ЧС, будешь действовать в соответствии?

а) советов друзей;

б) указаниям штаба ГО;

в) никого не буду слушать.

- В случае землетрясения :

а) будешь смотреть в окно;

б) выйдешь на открытое место;

в) зайдешь в лифт и спустишься вниз.

- В случае пожара:

а) оставишь помещение;

б) спрячешься в шкафу.

- какие средства защиты тебе известны?

а) красивая одежда;

б) противогаз;

в) сладости;

г) ватно- марлевая повязка.

- Что нужно взять с собой в случае ЧС?

а) игрушки;

б) документы;

в) одежду;

г) конфеты и печенье.

 Психологическая разминка «дерево творчества»

цель:

проанализировать качество преподавания урока и четкость осмысления учебного материала учащимися.

ресурсы:

иллюстрация дерева, карточки с изображением плодов, цветки, зеленого и желтого листочков.

Этап урока:

заключительный урока

ход упражнения

Для этого упражнения нужно будет рисунок на котором изображено дерево, маленькие карточки с изображениями плода, цветка, зеленого листочка и желтого листочка.

«Плод» означает, что урок прошел полезно, плодотворно.

«Цветок» - довольно неплохо.

«Зеленый листок» - что-то было, конечно, но вообще - не понятно.

«Желтый листик» - «чахлый», неудачный урок.

 VII. Домашнее задание


 

Тема: Чрезвычайные ситуации. Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций

Тема: Чрезвычайные ситуации. Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций

Тип урока: комбинированный Межпредметные связи: история, информатика, экология, химия

Тип урока: комбинированный Межпредметные связи: история, информатика, экология, химия

А какое настроение у вас.....

А какое настроение у вас.....

Ежегодно в РФ возникает более 300 чрезвычайных ситуаций, вызванных природными факторами

Ежегодно в РФ возникает более 300 чрезвычайных ситуаций, вызванных природными факторами

В наше цивилизованное время человечество остается зависимым от явлений, которые иногда имеют катастрофический характер

В наше цивилизованное время человечество остается зависимым от явлений, которые иногда имеют катастрофический характер

Какой характер принимают чрезвычайные ситуации (схема 2)

Какой характер принимают чрезвычайные ситуации (схема 2)

Может произойти авария и на железнодорожном транспорте

Может произойти авария и на железнодорожном транспорте

Есть производства, на которых взрывы и пожары приводят к заражению окружающей среды радиоактивными веществами

Есть производства, на которых взрывы и пожары приводят к заражению окружающей среды радиоактивными веществами

Однако, если укрытия нет, следует остаться дома, в школе, там, где вы услышали сообщение

Однако, если укрытия нет, следует остаться дома, в школе, там, где вы услышали сообщение

Нарушение правил пожарной безопасности при оборудовании и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов; ·

Нарушение правил пожарной безопасности при оборудовании и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов; ·

Что вы сделаете, найдя подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством? 2

Что вы сделаете, найдя подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством? 2

Упражнение «Найди ошибку» Поставь знак «+» у действий, которые следует предпринять в случае утечки газа, и знак «-» - у тех, которые делать нельзя

Упражнение «Найди ошибку» Поставь знак «+» у действий, которые следует предпринять в случае утечки газа, и знак «-» - у тех, которые делать нельзя

По данным ВОЗ, 20% погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли бы быть спасены, если бы они вовремя получили первую медицинскую помощь

По данным ВОЗ, 20% погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли бы быть спасены, если бы они вовремя получили первую медицинскую помощь

В случае пожара: а) оставишь помещение; б) спрячешься в шкафу

В случае пожара: а) оставишь помещение; б) спрячешься в шкафу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2022