Тема: Чрезвычайные ситуации. Правила поведения во время чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь
Цель:
учебная: ознакомить учащихся с наиболее характерными чрезвычайными ситуациями и порядку действий в некоторых чрезвычайных ситуациях; обобщить знания о стихийных бедствиях, о сигналах гражданской обороны и оповещения населения в случае стихийных бедствий и аварий, представления о причинах возникновения и последствия чрезвычайных ситуаций, о правилах поведения во время чрезвычайных ситуаций; способствовать формированию у детей комплекса навыков и умений действовать индивидуально и коллективно в любых экстремальных ситуациях;
развивающая: развивать умение правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; производить волевые качества, развивать здоровьесберегающую компетентность; предотвращать проявления паники; развивать логическое мышление; физические показатели, закалку; стимулировать развитие выносливости, мужества, решительности, находчивости;
воспитательная: навыки самодисциплины; организованность, уверенность в своих силах и стремление помочь тем, кто в этом нуждается; трудолюбие, честность, отвагу, дисциплинированность, внимание к ближнему, потребность жить в мире и согласии, заниматься физкультурой и спортом для укрепления здоровья; способность приходить на помощь людям; в случае необходимости действовать осведомлены, выверено, спокойно, лично и коллективно. Воспитывать чувство сопричастности к судьбе и проблемам других, ответственность за близких, окружающих, собственную Родину.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, фотографии и слайды, правила и инструкции для учащихся, таблицы, тестовые задания, карточки, выставка «Домашняя аптечка первой помощи», таблички с основными понятиями, раздаточный материал, маркеры, клей, бумага А3, ножницы.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: история, информатика, экология, химия.
Методы и приемы обучения:
Ø индивидуальная работа;
Ø мотивационные и познавательные упражнения;
Ø эвристическая беседа;
Ø работа с учебником;
Ø заслушивание сообщений;
Ø п останова проблемной задачи
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Продолжительность: 45 минут.
Основные понятия и термины: чрезвычайная ситуация, катастрофа, авария, медицинская помощь, эвакуация, пожар
I. Организационный момент
II. Психологический настрой
Учитель
Несмотря на то, что на улице пасмурно и серо, у меня на душе спокойно и радостно, потому что я вижу перед собой разумные, добрые лица и глаза. И для того, чтобы понять, как мы будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Для этого вам нужно передать его аплодисментами. Начну я, а вы продолжите.
Игровая разминка «мое настроение»
Прием «смайлики»
Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает детям схематическое изображение лица человека. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в данный момент времени.
Начну я, а вы продолжите.
· У меня хорошее настроение....
· А какое настроение у вас.....
Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на целый день. Для того, чтобы справиться на уроке с задачами, будьте прилежными и послушными. Задача наши следующие:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Дружно и плодотворно работать.
Я надеюсь, что после нашего урока ваше настроение улучшится, а ваши знания углубятся.
III. Актуализация знаний
Проверяется выполнение домашнего задания, заслушиваются ответы на устные вопросы, обсуждаются письменные задания. Некоторые ученики получают индивидуальные карточки-задания.
Прием «аукцион»
разыгрывается 5,4,3 балла (учитель говорит этот лот стоит 5 баллов... и ученики кто хочет поднимает руку, а потом учитель зачитывает вопрос. Если ученик не смог дать ответ, вопрос остается, а цена снижается на 1 балл)
Прием «ответ по желанию»
Ученики кто желает ответить поднимают руку и говорят, что им больше всего запомнилось из прошлого урока?
IV. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели, задач урока
Ежедневно в мире фиксируют тысячи событий, во время которых происходит нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, террористические акты, вооруженные конфликты).
По данным ООН, на грани второго и третьего тысячелетий из-за стихийных бедствий погибло около 3 млн. людей, общее число пострадавших достигло почти 800 млн. человек. Наблюдается рост количества стихийных бедствий, например частота засух увеличилась в 8 раз, пожаров и извержений вулканов - в 3 раза, циклонов, наводнений и эпидемий - вдвое.
Ежегодно в РФ возникает более 300 чрезвычайных ситуаций, вызванных природными факторами.
Поэтому, мы сегодня с вами познакомимся с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социально-политического характера и повторим правила оказания первой медицинской помощи.
Упражнение «ожидания»
ученики на стикерах в форме птичек записывают свои ожидания от урока и размещают их вокруг дерева на плакате «Мои ожидания», а также оценивают актуальность темы по пятибалльной шкале.
Упражнение « Ассоциативный куст»
Какие ассоциации вызывают у вас, когда мы слышим эти слова?
Война, вооруженное нападение, стихийные бедствия
Чрезвычайные ситуации катострофы
аварии эпидемии
Пожары
Прием «интересно знать»
Знаете ли вы, что в прошлом году россияне умирали из-за:
• болезни кровообращения - 62,5%
• новообразования (рак) - 11,7%
• болезни органов пищеварения - 46,1%
• болезни органов дыхания - 3,6%
• 2,2% человек умерли из-за инфекционных и паразитарных болезней;
• 0,4% - из-за эндокринных болезней, расстройства питания и нарушения обмена веществ;
• 0,9% - из-за болезней нервной системы,
V. Изучение нового материала
Создание таблицы «Опасности повседневной жизни»
В наше цивилизованное время человечество остается зависимым от явлений, которые иногда имеют катастрофический характер. Это опасности повседневной жизни. Какого происхождения они могут быть (природного и антропогенного). В свою очередь опасности антропогенного происхождения делятся на техногенные и социальные. Рассмотрим некоторые опасности и расположим их в соответствующий столбик
1. Понятие «Чрезвычайные ситуации»
Чрезвычайные ситуации - это такие ситуации, которые приводят к нарушению нормальной жизни, а иногда к гибели людей и уничтожению материальных ценностей (схема 1)
2. Приведите примеры ЧС (наводнение, пожар, авария, катастрофа; загрязнения воды, почвы, воздуха; ураган, смерч; радиационное загрязнения; землетрясение; террористический акт и т.д.)
3. Какой характер принимают чрезвычайные ситуации (схема 2)
К чрезвычайным ситуациям, кроме возникающих вследствие природных явлений, относятся ситуации, вызванные деятельностью человека. Это аварии на предприятиях, на транспорте, в жилых секторах.
- Что такое авария?
- Кто из вас видел аварии? Расскажите.
Авария - это повреждение механизма действующих машин, выход из строя заводов, предприятий.
Катастрофа - это аварии, которые приз вели к значительным человеческим жертвам.
- Вспомните, о которых катастрофы вы слушали по радио, смотрели по телевидению.
Аварии могут возникать из-за несоблюдения людьми правил безопасности, а также из-за недостаточной надежности техники.
Например, в результате нарушения правил пользования газом может произойти взрыв в жилом секторе. По неосторожности жителей в жилых домах может произойти утечка газа из труб; сквозняки на кухне, выкипание воды и др. могут привести к взрыву газа.
Авария может произойти на транспорте вследствие нарушения Правил дорожного движения, превышение скорости, пребывание за рулем в состоянии алкогольного опьянения, неисправности транспортного средства. Может произойти авария и на железнодорожном транспорте. За год в Украине вследствие аварий на железнодорожных дорогах гибнет в среднем 20 - 30 человек.
Из-за технических неисправностей может произойти авария или другая чрезвычайная ситуация в автобусе, троллейбусе, трамвае. Авария самолета может случиться во время взлета или посадки. Могут быть аварии и на водном транспорте.
2. Аварии на предприятиях и их влияние на условия жизни человека
Современные заводы и фабрики накоплю ют много сложной оснастки. К сожалению, часто используют ядовитые вещества.
Накопления, например, паров лакокрасочных веществ может вызвать взрыв. В результате взрыва разрушается завод, гибнут люди, повреждаются здания, находящиеся рядом. Возникает пожар, который трудно погасить в течение нескольких дней.
Взрывы и пожары возникают там, где собирается производственный пыль, вместе с воздухом образует взрывоопасные смеси. В случае нарушения техники безопасности взрывы могут произойти на деревообрабатывающих, мукомольных, ткацких, пищевых предприятиях.
Пожары могут возникнуть из-за повреждения электропроводки, нарушение режима работы и хранения отопительных систем, емкостей с легковоспламеняющимися веществами, на газонасосных станциях. Опасность пожаров не только в уничтожении зданий и имущества, но и в выделении токсичных продуктов, чаще всего дымов. Особенно опасно горения полистирола, полиэтилена, других пластмасс.
На предприятиях химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозной, мясо-молочной, пищевой, текстильной промышленности широко используются сильнодействующие ядовитые вещества. Их выбросы при авариях могут привести к катастрофическим последствиям. Они быстро распространяются в окружающей среде, поражают слизистую оболочку и внутренние органы человека, кожу.
Есть производства, на которых взрывы и пожары приводят к заражению окружающей среды радиоактивными веществами. Например, Чернобыльской АЭС и др.
Но когда случится авария, то надо действовать так, чтобы защитить себя и дом. Для этого надо знать:
· которые промышленные предприятия являются в твоем городе, вблизи твоего города;
· что их производят, не загрязняет предприятие вредными веществами окружающей среды;
· в каком направлении подавляюще дуют ветры там, где ты живешь (рассмотрение иллюстраций)
3. Правила поведения во время аварии на местном предприятии.
Каждый школьник должен уметь действовать в условиях радиоактивного или химического заражения, произошедших на предприятии микрорайона, где проживает ученик. Об угрозе чрезвычайной ситуации по телевидению и местном радиовещанию штаб ГО. Для того, чтобы население своевременно включило средства массовой информации, на предприятиях и в учреждениях существует система сигнализации (сирены, гудки, ревуны). Сигнал сирены означает: «Внимание всем!». Услышав такой сигнал, нужно срочно включить радио или телевизор, чтобы узнать текст сообщения и распоряжения начальника штаба ГО. Например, об опасности химического заражения подается сигнал «Химическая тревога». Текст сигнала такой: «Граждане! Внимание! Внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Химическая тревога. Наденьте средства индивидуальной защиты, спрячьтесь в укрытие; следите за нашим сообщением».
Однако, если укрытия нет, следует остаться дома, в школе, там, где вы услышали сообщение. Для того, чтобы СДЯВ не проникала в помещение, позакрывать окна, уплотнить их ватой или тканью.
Просмотр учебного фильма
«Правила поведения при звучаний сигналов оповещения »
4. Рассмотрение средств индивидуальной защиты (просмотр мультимедийной презентации)
5. Правила поведения во время эвакуации
В случаях чрезвычайных ситуаций может осуществляться эвакуация населения.
Эвакуация - это организованный выход (вывоз) населения из мест и районов аварии, катастрофы в загородную зону для проживания до особого распоряжения.
Во время эвакуации учеников вывозит или выводит один из родителей или опекунов. В случае временной эвакуации (когда нужно покинуть помещение, местность на короткое время, необходимое для ликвидации последствий) они могут эвакуироваться в составе всей шко ли.
Представьте себе, что вы узнали об эвакуации. Что вы терминовано сделать?
Обратите внимание на то, что необходимо взять с собой в случае эвакуации в загородную зону (памятка).
После сигнала о начале эвакуации ученики колоннами отправляются в места эвакуации.
6. Главные причины возникновения пожаров:
· Неосторожное обращение с огнем;
· Неосторожность при курении (в постели или других местах)
· Детские игрушки с огнем;
· Нарушение правил пожарной безопасности при оборудовании и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов;
· Нарушение правил эксплуатации газовых приборов;
· Разжигание костров и сжигания мусора вблизи строений;
· Применение для разжигания костра легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, керосина, ацетона и др.)
Составление схемы «ОГОНЬ»
друг враг
- символ Олимпийских игр - пожар в лесу
- Вечный огонь - пожар в доме
- для приготовления пищи - пожар в поле
- для выплавки металла - пожар на заводе
(Доклады учащихся)
Работа в группах
Обсуждение результатов работы и исправления при наличии ошибок. Коллективное составление правильных алгоритмов действий с последовательной записью алгоритма в тетрадь.
Группа 1 - составьте алгоритм действий во время и после возникновении землетрясения.
Группа 2 - составьте алгоритм действий во время и после наводнения.
Группа 3 - составьте алгоритм действий во время и после ЧС метеорологического происхождения.
Группа 4 - составьте алгоритм действий при пожаре в помещении
Группа 5 - составьте алгоритм действий при пожаре в лесу, степи.
Группа 6 - составьте алгоритм действий при химической опасности.
Презентация работы группы
Дополнительные вопросы для групп
1. Что вы сделаете, найдя подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством?
2. Захват заложников. Что делать в случае захвата автобуса или другого транспортного средства террористами?
3. Как действовать при внезапном обвале дома и если вы оказались в завале?
4. Как действовать если вы попали в неуправляемую толпу?
Проблемные вопросы:
- А что при пожарах опаснее - огонь или дым?
Много людей. Например, не знают, как опасен дым. Ведь в кино и по телевизору пожар обычно показывают так: бушует огонь, огромные языки пламени - это и есть главная опасность. На самом деле большинство жертв пожаров погибает от дыма. Почему? Современная мебель, линолеум, обои - все это делается с помощью химии. Стоит человеку несколько раз вдохнуть такой отравленный дым - и он теряет сознание, задыхается.
Во время горения выделяются ядовитые газы: синильная кислота, фосген и др.., а содержание кислорода в воздухе уменьшается. Вот почему опасность составляет не столько огонь, сколько дым и гарь от него. Следует учесть и возможные реакции организма человека на увеличение концентрации продуктов горения:
· Угарный газ: 0,01% - слабый головная боль
0,05% - головокружение
0,1% - обморок;
0,2% - кома, быстрая смерть;
0,5% - мгновенная смерть;
· Углекислого газа: до 0,5% - не влияет;
от 0,5 до 7% - начало паралича дыхательных центров;
10% - паралич дыхательных центров и смерть.
Упражнение «Найди ошибку»
Поставь знак «+» у действий, которые следует предпринять в случае утечки газа, и знак «-» - у тех, которые делать нельзя.
Проветрить помещение
Закрыть нос и рот платком
Зажечь спичку
Вызвать аварийную бригаду
Включить свет
Позвать на помощь взрослых
Перекрыть газовый кран
Остаться в помещении
7. Первая медицинская помощь
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с видами медицинской помощи и правилам ее предоставления. Известно, что отсутствие помощи тяжело пострадавшим в течение 1 ч. после повреждения увеличивает количество смертельных исходов на 30%, до 3 ч. - на 60%, до 6 ч. - на 90%.
Медицинская помощь - перечень лечебно-эвакуационных мероприятий, проводимых при воздействии различных поражающих факторов, в районах катастроф.
Сейчас служба медицины катастроф выделяет следующие виды медицинской помощи как:
первая медицинская помощь;
доврачебная помощь;
первая врачебная помощь;
квалифицированная медицинская помощь;
специализированная медицинская помощь.
Первые три вида медицинской помощи предоставляются непосредственно в ячейках катастроф или около них, они принадлежат к догоспитальных видов помощи.
По данным ВОЗ, 20% погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли бы быть спасены, если бы они вовремя получили первую медицинскую помощь.
Для того, чтобы лучше ориентироваться в различных видах помощи давайте поделимся на группы, каждая группа выберет себе задание, после некоторого времени должны подготовить краткий конспект в виде схемы, объяснить все ваше вопрос, а слушатели могут задавать вам вопрос по вашему заданию
V. Отработка практических навыков
1. Игра «перебинтуйте раненых»
Задача: Быстро и качественно перебинтуйте «раненого».
VI. Подведение итогов урока
Упражнение «МИКРОФОН»
- Дети, о каких чрезвычайных ситуации мы с вами сегодня говорили?
тестовые задачи
- Как ты узнаешь о том, что случилась ЧС?
а) по книге;
б) по телевизору;
в) услышав сирену;
г) с газеты.
- В случае ЧС, будешь действовать в соответствии?
а) советов друзей;
б) указаниям штаба ГО;
в) никого не буду слушать.
- В случае землетрясения :
а) будешь смотреть в окно;
б) выйдешь на открытое место;
в) зайдешь в лифт и спустишься вниз.
- В случае пожара:
а) оставишь помещение;
б) спрячешься в шкафу.
- какие средства защиты тебе известны?
а) красивая одежда;
б) противогаз;
в) сладости;
г) ватно- марлевая повязка.
- Что нужно взять с собой в случае ЧС?
а) игрушки;
б) документы;
в) одежду;
г) конфеты и печенье.
Психологическая разминка «дерево творчества»
цель: |
проанализировать качество преподавания урока и четкость осмысления учебного материала учащимися. |
ресурсы: |
иллюстрация дерева, карточки с изображением плодов, цветки, зеленого и желтого листочков. |
Этап урока: |
заключительный урока |
ход упражнения Для этого упражнения нужно будет рисунок на котором изображено дерево, маленькие карточки с изображениями плода, цветка, зеленого листочка и желтого листочка. «Плод» означает, что урок прошел полезно, плодотворно. «Цветок» - довольно неплохо. «Зеленый листок» - что-то было, конечно, но вообще - не понятно. «Желтый листик» - «чахлый», неудачный урок. |
VII. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.