В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.
(К. Д. Ушинский).
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного и школьного возраста»
Выполнила: Юнкевич Л.А.
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»
Актуальность темы:
Сегодня вопрос развития речи дошкольников и школьников стоит остро, особенно детей с тяжелыми нарушениями речи.
Практика показывает – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. В связи с этим перед педагогами встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы.
В вопросе речевого развития детей огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. У ребенка формируется своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Через художественное слово можно использовать нестандартные приемы, методы, формы и средства обучения, использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством
дидактической игры.
Задачи:
- сформировать интерес к художественной литературе;
- расширить и активизировать словарный запас детей;
- знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
- совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;
- обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;
- развивать творческие способности детей.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Принципы:
· Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
· Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
· Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
· Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
· Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.
Вид деятельности:
1. Самостоятельная деятельность педагога.
2. Составить перспективный план работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр.
4. Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
5. Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты» , «Времена года» и т. д.
6. Разработка дидактических игр: «Где то живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд», «Посади божью коровку на листок» и т. д.
7. Создание картотеки дидактических игр.
8. Изготовление атрибутов к дидактическим играм.
Этапы работы над темой:
1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие речи дошкольников через дидактическую игру». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.
2 этап – практический: Проводить опытно-экспериментальную работу
3 этап – итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию.
Подготовительный этап
Методологический раздел
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценированные какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Практический этап
Месяц |
Тема |
Содержание работы |
В те чение го да |
Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме. |
Список литературы. Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение открытых занятий. |
Сентябрь Октябрь |
Роль игры в жизни детей. Развитие речи в средней группе |
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях. |
Н О Я Б Р ь |
Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста |
Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. Дидактические игры на занятиях. |
Д Е К А Б Р ь |
Влияние русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного и школьного возраста |
Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы |
Я Н В А Р ь |
Игры и упражнения для развития речи детей среднего. Говорим правильно |
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала. Участие родителей в изготовлении дидактических игр. Консультация для родителей. |
Ф Е В Р А Л ь |
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи. |
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов |
М А Р т |
Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи» Развитие связной речи через театральную деятельность. |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. |
А П Р Е Л ь |
Игра на развитие словарного запаса. Совместное творчество детей и воспитателей |
Буклет для родителей. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
М А й |
Подготовка к летней оздоровительной работе. Результаты проведенной работы по самообразованию. |
Отчет. |
Основные направления воспитательной работы
- создание речевой развивающей среды;
- работа с детьми; работа со специалистами учреждения;
- работа с социумом (сельская детская библиотека, городской музей, театр, центр досуга).
Методы и приемы
- исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, диагностирование;
- практические методы: упражнение, обыгрывание различных ситуаций, моделирование;
- наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий;
- игровые методы: дидактическая игра, игровые упражнения, воображаемая ситуация;
- словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц;
- графические методы: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки;
- метод проблемного обучения.
Коррекционная работа
Цель:
Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.
В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:
Задачи:
v Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;
v Правильно строить предложения;
v Умение распространять предложения;
v Излагать логически последовательно события.
Предполагаемый результат:
Успешная реализация по выполнению запланированного плана.
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
5. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
6. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
7. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
8. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
11. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
12. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"
13. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
14. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
15. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ОУ
16. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.