Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 373 « Скворушка»
Тема: «Электричество»
Автор конспекта непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД):
Трудолюбовой Оксаны Викторовны, воспитатель высшей категории
Цель: в игровой форме познакомить детей с такими понятиями, как электричество, электрический ток, динамо машина.
Задачи:
- дать детям общее представление общее представление об электричестве,
- познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток», «динамо-машина», «электроды»,
- учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока,
- познакомить с правилами безопасности при
работе с электричеством,
- способствовать развитию стремления к поисково-познавательной
деятельности;
- способствовать развитию мыслительной активность, любознательности, умению
делать выводы;
- способствовать развитию интереса к
познанию окружающего мира.
Оборудование: телевизор, ноутбук с приложением «Наураша», датчик «божья
коровка» для измерения напряжения, цинковый и медный электроды, динамо-машина,
лампочка на платформе, батарейный блок, батарея АА, апельсин, картофель.
Ход занятия:
Приветствие. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня Наураша подготовил для нас очень интересные опыты. Что бы узнать какие, сначала потребуется отгадать загадки:
С ним играю и рисую,
Время с пользой провожу,
Да к тому же распечатать,
Я картиночки могу!
(Компьютер)
Фильмы, новости, рекламу,
Музыкальную программу,
Шутки, мультики, сюрпризы
Нам покажет…..
(Телевизор)
Стоит на кухне белый дом.
Ох, и холодно же в нем.
В каждой комнате – продукты,
Яйца, овощи и фрукты.
(Холодильник)
Воспитатель: Что объединяет все эти предметы? Как они называются все вместе? (Ответы детей)
Воспитатель: Без чего не сможет работать бытовая техника? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы их подключаем к электричеству. А что такое электричество?
Воспитатель: Электричество можно представить в виде множества маленьких пчелок, которые летят в одном направлении. А как вы думаете, может ли апельсин вырабатывать электричество? Сейчас мы это узнаем.
Опыт №1 «Электроапельсин».
Воспитатель: В плод вставляем специальные пластинки – электроды, они разного материала и цвета. Серебристый – это цинк, золотистый – это медь. К электродам подсоединяем датчики электричества (синий к цинку, красный к меди). Мелкие частички атома начинают заряжаться зарядами + и -. Теперь наблюдаем за происходящим на экране и фиксируем наличие электричества.
Воспитатель: Мы узнали, что апельсин может вырабатывать электричество, поэтому его можно назвать «электроапельсин». А как вы думаете, сможет ли картофель вырабатывать электричество? (ответы детей) Сейчас мы это узнаем.
Опыт №2 «Картофель под напряжением».
Воспитатель: В клубень вставляем электроды. К электродам подсоединяем датчики электричества. И что мы видим? Картофель так же может вырабатывать электричество.
Вывод: эти плоды могут вырабатывать электричество, поэтому их можно назвать электроплодами.
В плодах происходит данная реакция, потому что в них содержится кислота (лимонная).
По такому же принципу работают батарейки, в них тоже содержится специальная химическая кислота, поэтому использованную батарейку нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, а утилизировать в специальных контейнерах, что бы не навредить природе.
Теперь узнаем, сколько электричества в батарейках.
Опыт №3. «Три батарейки».
Воспитатель: Берем батарейный блок и вставляем в него батарейки. Подсоединяем синий провод к синему датчику, а красный провод к красному. Теперь смотрим, что происходит на экране и измеряем количество электричества в батарейках.
Где больше электричества? В картофеле, апельсине или батарейках? (Дети озвучивают результаты опытов и формулируют выводы).
Воспитатель: А вы знаете, как к нам в квартиры попадает электричество? Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю, или протянутым высоко над землёй, приходит к нам в дома. Так ток попадает в розетку, а затем - в электроприборы.
В электростанциях ток вырабатывается при помощи Динамо-машины. Динамо-Машина – это моторчик, у которого имеется колесо (воспитатель показывает образец динамо-машины). Что бы ток начал вырабатываться, нужно крутить колесо (воспитатель демонстрирует динамо-машину).
Теперь мы проверим, кто больше всего выработает электричества.
Опыт №4 «Динамо-машина».
Дети поочередно заводят динамо-машину (подсоединяют провода к контактам динамо-машины, а к ним подсоединяют провода датчика) и следят за изменениями на экране телевизора (монитора).
Воспитатель: В электростанциях колесо крутится при помощи воды (гидроэлектростанция), или пара (ТЕС).
Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: чем быстрее крутится колесо, тем больше электричества вырабатывает динамо-машина.
Заключение: Воспитатель и дети проводят рефлексию и закрепляют полученные знания.
Источники:
1. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. –Тольятти, 2015.–87с.
2. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. –М. : издательство «Ювента», 2015.–76с.
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/09/24/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-dlya-detey
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.