Тема: «Если душа родилась крылатой…»
(повторительно-обобщающий урок по творчеству М.И.Цветаевой)
(11 класс)
Информация об авторе
• Мацулевич Юлия Николаевна
• МОУ СОШ №3 города Аткарска Саратовской области
• Учитель русского языка и литературы
• Педагогический стаж – 28лет
Цель: Обобщить знания о творчестве М.Цветаевой.
Задачи:
1.Показать сложность, секрет и обаяние лирики Цветаевой.
2. Помочь перевести сведения о творчестве Цветаевой в личностный этап (т.е. реализовать компетентностный подход на данном этапе изучения русской литературы 20 века).
3. Воспитывать чувства прекрасного и любви к Родине.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.
Форма урока: погружение в поэзию, технология мастерских.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд №1
II. Создание эмоционального настроя.
Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…» (в исполнении учащегося).
III. Слово учителя.
Учитель. Этот романс на стихи М.Цветаевой стал музыкально-поэтическим эпиграфом нашего урока «Мне нравится, что вы больны не мной…» - сказала поэтесса. А мне не нравится! Не нравится, что на земле есть кто-то, кто не болен Цветаевой. Мне хочется, чтобы вы заболели ею, как заболела я, когда впервые в литературном журнале случайно прочла ее стихотворение.
Чтение учителем наизусть стихотворения «Если душа родилась крылатой…»
Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы, и что ей хаты,
Что Чингисхан ей, и что Орда,
Два на миру у меня у меня врага,
Два близнеца неразрывно-слитых:
Голод голодных – и сытость сытых.
Учитель. Сегодня на уроке я впервые хочу не согласиться с любимой поэтессой, хочу, чтобы мы увидели…что? (Красоту цветаевской лирики, высокий трагизм ее стихов).
Учитель. Чтобы поняли…что? (Что поэт тем и гениальней, чем больше откликов он оставляет в нашей душе).
Учитель. Чтобы мы гордились…чем? (Что имеем честь говорить на том языке, на котором писала Цветаева).
Учитель. Чтобы знания, полученные сегодня, были вложены не только в ум, но и…куда? (В сердце, в душу).
Учитель. Что ж, вы сами поставили цель сегодняшнего урока. А теперь в путь.
Слайд №2
Запишите тему урока. Мне кажется, сама Цветаева произнесла бы эти слова с
какой-то
затаённой, до конца не выстраданной болью.
– Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после
её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой
появился недавно: лет 15 назад, после 85-го года.
Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным
датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти.
Если вы хотите знать о творчестве М.Цветаевой еще больше, то вам стоит обратиться к соответствующей литературе. Какой? Об этом вам расскажет наш эксперт, которая подготовила небольшую экскурсию по печатным изданиям о М.Цветаевой.
Мини-экскурсия (см. Приложение 1).
Учитель. Да, работа проделана большая. Но я предвосхищаю вас возглас: «Да кто сейчас ходит по библиотекам! В наше время информацию в основном получают из Интернета». Я отчасти с вами согласна и поэтому попросила эксперта в области современных информационных технологий подготовить Интернет-экскурсию, цель которой – представить сайты, посвященные М.Цветаевой и представляющие интерес для ценителей ее творчества.
Интернет-экскурсия (индивидуальная форма деятельности), (см. Приложение 2)
Слайд №3
Учитель. Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою
неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу.
В 20 лет она напишет эти пророческие строки: “Моим стихам, написанным так
рано... (Читает учитель)”.
И она была права: сё сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны
песни.
А самое главное – она имеет своего читателя, которого она не имела при жизни, о
котором она так мечтала.
“Вся моя жизнь – роман с собственной душой” – это слова Цветаевой. Ещё она
говорила: “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”.
Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, что бы, читая и слушая их,
вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её
стихи?!
– А теперь слово вам. Какие стихотворения М.И.Цветаевой вам понравились больше всего? Чтение стихотворений наизусть (по одному от группы) и обмен впечатлениями (индивидуально-групповая форма деятельности).
Душа и имя.
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я,
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу, Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
Слайд №4
Учитель. А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете творчество М.Цветаевой. Проведем стилистический эксперимент «Рассыпанное стихотворение».
Задание: из отдельных слов сложить стихотворение Цветаевой. (Работа в группах).
Слайд №5
Учитель. Давайте представим ситуацию, что вам предложили проиллюстрировать обложку книги стихов Цветаевой. Причем рисунки должны быть выполнены в символической манере, в какой писала сама Цветаева. Что бы вы предложили?
(Выставка ассоциативных рисунков (по одному от группы) и их защита).
(см. Приложение 3)
Слайд №6
VI. Заключительная часть урока. Подведение итогов.
Учитель. Подводя итог сегодняшнего урока, хочу задать вам вопрос: «Вы впустили Цветаеву в свое сердце?» Если это так – значит, цель нашего урока достигнута. В заключение хочу поблагодарить всех за работу на уроке.
Слайд №7
VII. Домашнее задание.
Написать небольшое эссе на тему: «Марина Цветаева – это…».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.