Тема: «Если душа родилась крылатой…» (повторительно-обобщающий урок по творчеству М.И.Цветаевой) (11 класс)
Оценка 4.8

Тема: «Если душа родилась крылатой…» (повторительно-обобщающий урок по творчеству М.И.Цветаевой) (11 класс)

Оценка 4.8
doc
19.08.2020
Тема: «Если душа родилась крылатой…» (повторительно-обобщающий урок по творчеству М.И.Цветаевой) (11 класс)
Цветава, 11 кл..doc

Тема: «Если душа родилась крылатой…»

(повторительно-обобщающий урок по творчеству М.И.Цветаевой)

(11 класс)

 

Информация об авторе

•     Мацулевич Юлия Николаевна

•     МОУ СОШ №3 города Аткарска Саратовской области

•     Учитель русского языка и литературы

•     Педагогический стаж – 28лет

 

 

Цель: Обобщить знания о творчестве М.Цветаевой.

Задачи:

1.Показать сложность, секрет и обаяние лирики Цветаевой.

2. Помочь перевести сведения о творчестве Цветаевой в личностный этап (т.е. реализовать   компетентностный подход на данном этапе изучения русской литературы 20 века).

3. Воспитывать чувства прекрасного и любви к Родине.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.

Форма урока: погружение в поэзию, технология мастерских.

Оборудование:

  • Портрет М.И.Цветаевой
  • Ассоциативные рисунки по творчеству  М.И.Цветаевой
  • «Рассыпанные» стихотворения («Рубили рябину…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Вскрыла жилы»)
  • 3 тюбика клея, 3 больших листа.
  • Диск с фонограммой романса на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…»
  • Компьютер
  • Медиапроектор
  • Презентации «Интернет-экскурсия», «Выставка печатных изданий по творчеству М.Цветаевой»

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

Слайд №1

 

II. Создание эмоционального настроя.

Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…» (в исполнении учащегося).

 

III. Слово учителя.

Учитель. Этот романс на стихи М.Цветаевой стал музыкально-поэтическим эпиграфом нашего урока «Мне нравится, что вы больны не мной…» - сказала поэтесса. А мне не нравится! Не нравится, что на земле есть кто-то, кто не болен Цветаевой. Мне хочется, чтобы вы заболели ею, как заболела я, когда впервые в литературном журнале случайно прочла ее стихотворение.

Чтение учителем наизусть стихотворения «Если душа родилась крылатой…»

Если душа родилась крылатой,

Что ей хоромы, и что ей хаты,

Что Чингисхан ей, и что Орда,

Два на миру у меня у меня врага,

Два близнеца неразрывно-слитых:

Голод голодных – и сытость сытых.

 

Учитель. Сегодня на уроке я впервые хочу не согласиться с любимой поэтессой, хочу, чтобы мы увидели…что?  (Красоту цветаевской лирики, высокий трагизм ее стихов).

 

Учитель. Чтобы поняли…что?  (Что поэт тем и гениальней, чем больше откликов он оставляет в нашей душе).

 

Учитель. Чтобы мы гордились…чем?  (Что имеем честь говорить на том языке, на котором писала Цветаева).

Учитель. Чтобы знания, полученные сегодня, были вложены не только в ум, но и…куда?  (В сердце, в душу).

 

Учитель. Что ж, вы сами поставили цель сегодняшнего урока. А теперь в путь.

 

Слайд №2

  1. Вступительное слово учителя к теме:
    Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.
    Обратите внимание на тему урока. Это слова М. Цветаевой.– Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?
    – Как вы думаете?
    (Наверное, и первое и второе, и третье.)
    Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.
    Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, в том, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

     Запишите тему урока. Мне кажется, сама Цветаева произнесла бы эти слова с

      какой-то затаённой, до конца не выстраданной болью.
       – Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её                 смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: лет 15   назад, после 85-го года.
      Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к      знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти.

      Если вы хотите знать о творчестве М.Цветаевой еще больше, то вам стоит   обратиться к соответствующей литературе. Какой? Об этом вам расскажет наш   эксперт, которая подготовила небольшую экскурсию по печатным изданиям о    М.Цветаевой.

Мини-экскурсия  (см. Приложение 1).

 

Учитель. Да, работа проделана большая. Но я предвосхищаю вас возглас: «Да кто сейчас ходит по библиотекам! В наше время информацию в основном получают из Интернета». Я отчасти с вами согласна и поэтому попросила эксперта в области современных информационных технологий подготовить Интернет-экскурсию, цель которой – представить сайты, посвященные М.Цветаевой и представляющие интерес для ценителей ее творчества.

Интернет-экскурсия (индивидуальная форма деятельности), (см. Приложение 2)

 

Слайд №3
Учитель. Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу.
В 20 лет она напишет эти пророческие строки: “Моим стихам, написанным так рано... (Читает учитель)”.
И она была права: сё сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни.
А самое главное – она имеет своего читателя, которого она не имела при жизни, о котором она так мечтала.


“Вся моя жизнь – роман с собственной душой” – это слова Цветаевой. Ещё она говорила: “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”.
Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, что бы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?!

– А теперь слово вам. Какие стихотворения М.И.Цветаевой вам понравились больше всего? Чтение стихотворений наизусть (по одному от группы) и обмен впечатлениями (индивидуально-групповая форма деятельности).

                                                             Душа и имя.

Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

 

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я,

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

 

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу, Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

 

 

Слайд №4

 

Учитель. А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете творчество М.Цветаевой. Проведем стилистический эксперимент «Рассыпанное стихотворение».

Задание: из отдельных слов сложить стихотворение Цветаевой. (Работа в группах).

 

Слайд №5

                                                                                                                                         

Учитель. Давайте представим ситуацию, что вам предложили проиллюстрировать обложку книги стихов Цветаевой. Причем рисунки должны быть выполнены в символической манере, в какой писала сама Цветаева. Что бы вы предложили?

(Выставка ассоциативных рисунков (по одному от группы) и их защита).

(см. Приложение 3)

 

Слайд №6

 

VI. Заключительная часть урока. Подведение итогов.

Учитель. Подводя итог сегодняшнего урока, хочу задать вам вопрос: «Вы впустили Цветаеву в свое сердце?» Если это так – значит, цель нашего урока достигнута. В заключение хочу поблагодарить всех за работу на уроке.

 

Слайд №7

 

VII. Домашнее задание.

Написать небольшое эссе на тему: «Марина Цветаева – это…».


Тема: «Если душа родилась крылатой…» (повторительно-обобщающий урок по творчеству

Тема: «Если душа родилась крылатой…» (повторительно-обобщающий урок по творчеству

Голод голодных – и сытость сытых

Голод голодных – и сытость сытых

Слайд №3 Учитель. Поразительно, что сама

Слайд №3 Учитель. Поразительно, что сама

Учитель . Подводя итог сегодняшнего урока, хочу задать вам вопрос: «Вы впустили

Учитель . Подводя итог сегодняшнего урока, хочу задать вам вопрос: «Вы впустили
Скачать файл