ГАПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж"
Конструкт организации образовательной деятельности по
ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Хартман Евгения Александровна
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)
ДОО: № 57
Группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Тема: «История и достопримечательности города Каменска-Уральского» Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид НОД: коммуникативная, познавательно-исследовательская Форма НОД: путешествие по «реке времени». Форма организации: групповая, индивидуальная
Цель: Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей города Каменска-Уральского.
Планируемый результат:
· Дети проявляют познавательный интерес;
· Дети сотрудничают самоутверждаются в процессе группового взаимодействия, умеют работать в группе.
· Дети запоминают материал, опираясь на зрительную память; умеют логически рассуждать;
· Дети активно говорят, вступают в диалог с воспитателем.
Задачи деятельности |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей |
Развивающие задачи: Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание. Изучить историю города Каменска-Уральского, узнать много нового о главных достопримечательностях города Каменска-Уральского Воспитательные задачи: Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности; Активизировать познавательную деятельность детей; Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему городу. Обучающие задачи: Познакомить с историей города Каменска-Уральского и с его главными современными достопримечательностями. |
Саша: Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение друг друга. Развивать умение отвечать полным предложением.
|
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
· содействие и сотрудничество детей и взрослого.
· признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности:
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности:
· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
§ формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
§ создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;
§ воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
ü принцип доступности,
ü принцип наглядности,
ü принцип систематичности и последовательности.
Принцип развития речи:
~ единство развития словаря с развитием восприятия, представления, мышления;
~ принцип активной и звуковой речи;
~ использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности.
Предварительная работа: Беседы о родном городе. Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Средства воспитания и обучения:
Словесные, наглядные (картинки); мультимедийные; раздаточный материал (бутылка с небольшими картинками с изображение города, в разное время (древность, старина, современность)).
Предметные: голубое полотно, бинокль, штурвал. Мультимедийные: компьютерная презентация «История и достопримечательности города Каменска - Уральского»
Музыкальные: звуковые эффекты (звуки морской волны и крик чаек, песня «Море волнуется раз»).
Методы обучения и воспитания:
- словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание изображения, показ иллюстраций;
- практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;
- игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.
Учебно-методический комплект:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2.Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 3368 с.
3.Каменск-Уральский: В панораме трех столетий /Сост.С.П. Постников. Екатеринбург: ПостМодерн, 2003. 160 с.
4. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М. : Линка-Пресс, 20073.
5. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
Этапы |
Методы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность
|
Беседа Художественное слово |
Ребята, у каждого человека бывает плохое и хорошее настроение. Как узнать, какое у человека настроение? Педагог предлагает детям изобразить на лице разные чувства и эмоции. - Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение.
Ребята послушайте не большое стихотворение:
На широком просторе, Предрассветной порой, Встали алые зори Над родимой страной. С каждым годом все краше, Дорогие края… Лучше Родины нашей Нет на свете друзья.
О чем, ребята говорится в стихотворении? (о Родине)
У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина? - Родина – это место, где человек родился, вырос, учился, живет - Его мама, папа, дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина.
Родина — слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, если сказать это слово с душою, глубже морей оно, выше небес. В нем умещается ровно полмира: мама и папа, соседи, друзья, город родимый, родная квартира, бабушка, школа, котенок. . . и я.
|
Дети свободно располагаются на ковре. Отвечают на вопросы педагога.
|
Дети настроены на дальнейшую совместную деятельность
|
2. Постановка целей исследования
Задача: активировать словарь детей, поставить цель исследования |
Беседа Иллюстрация Поощрение |
Что такое Родина для каждого из нас? Ребята, а кто-нибудь знает, почему наш город называется Каменск-Уральский?
- Каменск – потому что основан был на реке Каменке, Уральский потому что находится на Урале. Это название он получил 6 июня 1940 году. До этого он назывался просто Каменск. А при основании города он назывался Каменский завод.
Ребята, а вам нравится наш город, а как вы думаете, он всегда был таким современным, красивым, большим? Как вы считаете город того, давнего времени очень отличался от нашего современного города. А вы хотели бы узнать каким был наш город, давным – давно? Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы узнать прошлое нашего города? Кто хочет отправиться вместе со мной? А путешествовать мы с вами отправимся по реке времени. |
Озвучивают знание и жизненный опыт.
Дети формулируют цель путешествия, добровольно присоединяются к деятельности. |
Проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности. Формулируют цели деятельности. |
3.Путешествие. Задача: Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание.. Изучить историю города Каменска-Уральского, узнать много нового о главных достопримечательностях города Каменска-Уральского Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности; Активизировать познавательную деятельность детей; Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему городу. Познакомить с историей города Каменска-Уральского и с его главными современными достопримечательностями |
Беседа Рассказ Иллюстрация Демонстрация Поощрение |
А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас многоэтажные дома. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки и прадедушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах.
Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чём можно отправиться по реке времени? ( дети перечисляют транспортные средства). Ребята, посмотрите, у стен нашего детского сада пришвартовалась «Бригантина», я предлагаю вам сесть на наш корабль. Вы согласны? И вместе со мной - капитаном отправиться в путешествие? Отдать швартовый, полный вперед! (Шум волны, дети выполняют покачивания). - Путешествие нас ждет, река времени несет. - В древности мы побываем. Много нового узнаем. -Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь! Интересно, что мы узнаем здесь? - Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности. - Ребята что вы видите? (Реку, природу…..) - Ребята, вы видите здесь город? (Нет) - Правильно, ребята, в древние времена, на том месте, где сейчас стоит наш город, города не было. - Путешествие нас ждет, река времени несет. - В старине мы побываем. Много нового узнаем. - И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине. Ребята, мы с вами попали как раз в то время, когда история нашего города только начиналась. Хотите посмотреть, как это было?
Города – как люди: у каждого своя судьба, свой неповторимый самобытный облик. И, конечно же, свой характер. Каменск-Уральский не исключение. Каменск-Уральский – один из старейших промышленных городов Урала. Он основан в 1701 году. Многое нашло отражение в облике города за более чем триста лет, которые он уже существует. Он родился, чтобы стать кузницей оружия, и этим предварил будущую славу Урала – опорного края державы.
Ребята, а кто-нибудь знает, почему наш город называется Каменск-Уральский?
- Каменск – потому что основан был на реке Каменке, Уральский потому что находится на Урале. Это название он получил 6 июня 1940 году. До этого он назывался просто Каменск. А при основании города он назывался Каменский завод.
-Ребята, а кто знает, кто основал наш город?
Основал наш город император Петр I.
Первое постоянное поселение на территории будущего города появилось после того, как на берегах Каменки и Исети была найдена железная руда. В 1701 году вышел Указ Петра I о строительстве здесь железоделательного завода. К 1940-м годам Каменск стал крупнейшим промышленным центром Урала, и уже ни в коем случае не являлся рабочим поселком, а начли строительство первых домов. Именно в этом, 1940 году Каменск стал называться Каменск-Уральским, и был передан из Челябинской области в Свердловскую. На протяжении всей истории Советского Союза Каменск-Уральский был важным военно-промышленным центром не только области, но и в стране. После войны индустриальный потенциал города продолжал быстро расти. Изменился и внешний вид города. Построили деревянный Байновский мост В 1944 году начали строить ДК УАЗа.
Затем продолжили строить жилые дома. Посмотрите, какие дома были раньше, сколько домов было. В 1948 г построили парк УАЗа.
В 1957 г построили горбатый мост.
В 1957 г начали натягивать троллейбусные линии.
Люди жили, развивались, и придумали построить Дворец культуры «Строитель», теперь он называется Драмтеатр. Перед нами фото прошлого: площадь ленинского комсомола. здание администрации города Появилось первое кабельное телевидение и первая в городе телекомпания — «Факт». На улицах города открывают магазинчики, остановочные комплексы, минирынки.
Вот таким город был раньше.
Прежде, чем мы с вами отправимся в современный мир, давайте еще раз посмотрим и запомним на наш город, таким, каким он был раньше, в старину.
-Ну, что продолжим наше путешествие. Все на борт! Отдать швартовый! - Путешествие нас ждет, река времени несет. - В современном мире мы побываем. Много нового узнаем. -Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь! -Вот наша следующая остановка. - Как вы считаете, где мы очутились? - Правильно, мы очутились в современном мире. - Видите, как сильно изменился наш город. - Красив и удивителен наш город. - Вы согласны, ребята? - А что же удивительного и красивого в нашем городе? - С какими достопримечательностями нашего города вы знакомы? - И, правда, ребята, в Каменск-Уральском очень много достопримечательностей. К признанным достопримечательностям Каменска-Уральского можно отнести: Монумент Пушка — символ города (скульптор Пермяков В. В.) Он был открыт 6 октября 1967 года, в Синарском районе, на левом берегу реки Каменки. Установлен монумент в честь рабочих Каменского казённого чугунно-литейного завода, прославивших край на полях военных действий пушками, отлитыми на заводе. Скала Каменные ворота – визитная карточка города. Скала представляет собой карстовый мост высотой 20 метров. Высота отверстия – 10 метров, ширина – от 4 до 3 метров. В скале хорошо видны напластования и многочисленные трещины. Здесь произрастают редкие виды растений Уникальный железнодорожный мост через реку Исеть в Каменске-Уральском Свердловской области. Мост был построен в 1939 году. Архитектурный комплекс старинного Спасо-Преображенского монастыря.
Каменск-Уральскому очень повезло. Он расположен в живописной местности у слияния рек Исеть и Каменка. Скала Богатырек находится в самом центре города, в 400 метрах от центральной площади. Составляющие гору скалы-останцы веерообразно опускаются вниз по уклону речной долины, достигая по высоте семи метров. Эта известковая скала с небольшими карстовыми промоинами и гротами на левом берегу реки Каменки напоминает в профиль русского богатыря. Возраст известняков достигает 250 миллионов лет. Живописные известняковые утесы протяженностью 140 м на правом берегу реки Исеть. Высота отвесного утеса достигает 32 метров. В верхней части расположены небольшие карстовые полости, где гнездятся птицы. Три пещеры, Интересна известняковая скала Филин на левом берегу реки Исеть в виде трехгранной пирамиды, в которой, благодаря карстовым процессам, образовалась пещера с тремя входными отверстиями (сейчас – два). Хорошо видны напластования известняков. С вершины скалы открывается хороший вид на реку.
Свято-Троицкий Собор Его построили в 1808 году, но буквально через 20 лет подвергли реконструкции: был надстроен 2 этаж и несколько приделов. Именно колокольня собора является символом города. Как и многие аналогичные церковные сооружения, собор сильно пострадал от рук большевиков, когда его обезглавили и частично разрушили. Свято-Троицкий собор расположен на центральной улице Ленина, в непосредственной близости – музеи и памятники, так что пройти мимо собора не удастся. Колокольный завод Завод Николая Пяткова – первое в нашей стране предприятие, специализирующееся на производстве колоколов. Изначально о подобном предприятии речи и не шло – просто два работника алюминиевого завода решили попробовать отлить колокол для открывающейся церкви.
Геологический музей Этот музей принадлежит местному заводу, в его экспозиции собраны потрясающие экспонаты: минералы, палеонтологические находки и прочие. Насыщенная коллекция музея распределена по разным отделам. Главная задача геологического музея им. А. Ферсмана - познакомить посетителей с геологией, петрографией, палеонтологией и минералогией Каменского района. Да, нашему городу 316 лет. Но он не стареет, а с каждым годом становится все моложе и краше.
Наше путешествие по Каменксу-Уральскому подошло к концу.
- Ребята, интересный путь мы с вами проложили? - Давайте вспомним, где мы были? -Ну, а теперь пора возвращаться, чувствую, надвигается шторм, нужно поторопиться. (Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз») |
Ответы детей
Дети слушают рассказ воспитателя
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
Дети рассматривают картинки, находят отличия, отвечают на вопросы.
|
Проявляют интереса к истории Каменска – Уральского.
Умеют делать логические выводы;
Обогащен словарный запас по теме.
Дети умеют использовать разные части речи в точном соотвествии с их значением и целью высказывания У детей развита память и мышление.
|
4.Работа в подгруппах
Задача: Развить умение сортировать и закреплять мелке иллюстрации на панно «река времени». |
Беседа Упражнение Иллюстрация
|
(Шум волны, педагог замечает бутылку) Что за бутылка у нас на пути? Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки города разных времён.) Педагог предлагает детям объединиться в пары. - Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару. Кто разложит картинки с изображением города древних времен, старины, современного мира? - Давайте, эти все картинки разложим на реке времени. Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.
|
Дети сортируют предметы на реке времени. |
Умеют взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
5.Сборка общей таблицы.
Задача: сопоставить результатисследования. |
Беседа Рассказ Иллюстрация Демонстрация |
Какая река времени у нас получились! Как вы думаете, в каком времени наш город был, лучше, красивее, интереснее… ? Почему? (рассуждения детей).
- Посмотрите ребята, а на реке ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, в будущем наш город изменится? Каким он будет? |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.
Самостоятельно выполняют поставленную задачу |
Умеют оценивать результат своей деятельности; Умеют делать выводы; . |
6. Открытость.
Задача: Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность |
Поощрение Беседа |
Наш город-это наша малая родина, самое дорогое место на Земле. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Как мне понравилось с вами путешествовать! - Вы были отличными матросами. Кому бы вы хотели показать реку времени? Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии? |
Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.
|
Оценивают процесс деятельности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.