Тема: "Карбоновые кислоты"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 02.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Карбоновые кислоты.rtf

Министерство образования Тверской области

ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный

колледж»

Дисциплина  «Химия»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торжок, 2018

 

 

Министерство образования Тверской области

ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Рецензент

должность, место работы
_______ ____________

__. __. 2018

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

_____________ О.В.Гамелько

__. __. 2018

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»

 

Составлена в соответствии с ФГОС СПО

 

 

 

Преподаватель высшей категории         ___________Т.В.Королёва

 

Председатель ПЦК    ____________      Т.В.Королёва

__. __. 201

Методист   ____________    Т.В.Белякова

__. __. 201

Рецензент

Преподаватель ___ категории ____________ ________________

__. __. 201

 

 

ИКУ

 

Дисциплина: Химия

Тема урока: Карбоновые кислоты.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-путешествие

Цель урока: Дать понятие о карбоновых кислотах, познакомить обучающихся с методами получения и химическими свойствами, применением карбоновых кислот.

 

Сформировать представление о карбоновых кислотах, познакомить обучающихся с отдельными представителями этого класса, изучить их строение, способы получения, обеспечить в ходе занятия повторение основных терминов и понятий по теме.

Развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии; создать условия для развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения.

Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, стимулировать познавательную деятельность обучающихся.

Содержание

1.      Организационный момент:

2.      Блиц-опрос

3.      Изучение нового материала

4.      Мозговой штурм

5.      Станция «Истерическая»

6.      Станция «Информационная»

7.      Станция «Экспериментальная»

8.      Станция «Практическая»

9.      Закрепление изученного

10.  Подведение итогов урока

11.  ДДЗ

 

Методический инструментарий

 

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, игровые технологии.

 

Оборудование: интерактивная доска, химические препараты, химическая посуда, опорный конспект для студентов

 

Результаты

Называть формулы кислот

Составлять названия кислот,\

Определять физические, химические свойсва

Характеризовать применение кислот

 

Структура урока

Орг.момент.

Правила работы на уроке

- правило поднятой руки;

- уважаем мнение другого;

- не критикуем, а высказываем точку зрения;

- говорит один;

- говорим кратко, не повторяя сказанного

За каждый ответ вы получаете жетон. В конце урока по количеству полученных жетонов будут выставлены оценки. Желаю удачи!

Повторение пройденного материала: блиц - опрос

• Что такое альдегиды?

• Функциональная группа альдегидов?

• Какой суффикс характерный для альдегидов?

• Как называется качественная реакция на альдегиды?

• Особенности качественной реакции

• Какие реакции называются реакциями гидрирования?

• Напишите структурную формулу 2-метилпентаналя

• Где применяются альдегиды?

 

Изучение нового материала

Эпиграф:

"Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле".

(Аристотель)

«Мозговой штурм»

На столе в чаше лежат яблоки, апельсины, лимоны, томаты.

Преподаватель (показывает на фрукты и овощи). Как вы думаете, что объединяет вот эти вкусности? Правильно, в них есть кислоты - фруктовые из класса органических карбоновых кислот. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»? (элементы здоровьесберегающих технологий)

Ответы обучающихся: (кислые, едкие, жидкие, опасные, несъедобные)

Преподаватель: вы спросите, а зачем нам знать об органических кислотах? Ведь мы уже изучили неорганические. Дело в том, что когда мы произносим слово кислота, то сразу представляем некое опасное вещество, к которому возникает негативное чувство.

Многие думают, что кислоты скорее наши враги, чем друзья и считают, что кислоты получают только синтетическим путѐм. На самом деле это не так. И именно органические кислоты позволят нам убедиться в обратном. Тем более, вам придѐтся с ними встречаться в вашей будущей деятельности, ведь вы - будущие повара.

Итак: Урок сегодня необычный, От всех других весьма отличный... Я путешествие хочу вам предложить, чтоб интересней тему изучить (Элементы здоровьесберегающих технологий)

 Станция «Историческая»

Органическая химия еще очень молода: как самостоятельная теоретическая дисциплина она сформировалась в XIX в. И тем не менее ее по праву можно считать древнейшей из наук, ведь знакомство наших предков с органическими веществами произошло задолго до новой эры.

В те времена люди добывали и обрабатывали только такие материалы, которые были необходимы в каждодневной борьбе за выживание. Из сырья растительного и животного происхождения наши далекие предки получали самые разнообразные продукты: пекли хлеб, делали пиво, уксус и т.д. Немецкий химик Андреас Либавий в XVI веке сухой перегонкой янтаря получил янтарную кислоту.

Новым продуктам чаще всего присваивали названия по тому природному веществу, из которого они были впервые выделены. Так, например, в 1787 г. итальянец Луиджи Брунъятелли окислением пробки получил пробковую кислоту, а в 1670 г. англичанин Джон Рей перегонкой муравьев - муравьиную кислоту.

Эту группу удалось значительно расширить шведскому ученому Карлу Шееле. Он обрабатывал соки известью, а затем действием серной кислоты извлекал кислоты из образовавшихся веществ. В 1784 г. он получил таким путем лимонную, в 1785 г. - яблочную, а в 1786 г. - галловую кислоту, уже известную в то время, но выделенную им более удачным методом - из сброженного экстракта дубильных орешков. С помощью азотной кислоты он пытался превратить глицерин в сахар, но эта реакция дала лишь щавелевую кислоту. Кроме того, в 1780 г. исследователь открыл молочную кислоту, а за четыре года до этого обнаружил в почечных камнях мочевую кислоту.

В 1670 г. англичанин Джон Рей провел необычный эксперимент. Он поместил в сосуд рыжих лесных муравьев, налил воды, нагрел ее до кипения и пропустил через сосуд струю горячего пара. Такой процесс химики называют перегонкой с паром и широко используют для выделения и очистки многих органических соединений. После конденсации пара Рей получил водный раствор нового химического соединения. Оно проявляло типичные свойства кислот, поэтому и было названо муравьиной кислотой.

Станция «Информационная»

Определение: «Карбоновые кислоты - органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп (- СООН),

связанных с углеводородным радикалом» и объяснение этимологии термина «карбоксильная группа» как сочетание названий карбонильной и гидроксильной групп.)

Общая формула : СпН2n+1СООН

Классификацию проводят по двум главным признакам:

• типу углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические)

• числу карбоксильных групп. (одноосновные, двухосновные, многоосновные)

Гомологический ряд начинает кислота, в которой (подобно альдегидам), функциональная группа связана не с углеводородным радикалом, а с атомом водорода. Это метановая кислота НСООН

При составлении международных названий кислот карбоксильный атом углерода всегда получает первый номер. Вещество называют так, как назвали бы соответствующий углеводород, добавить суффикс -ов, окончание -ая и слово кислота.

Алгоритм названий карбоновых кислот

1. Главную цепь необходимо начинать нумеровать с карбоксильной группы.

2. Указывают положение и название заместителей.

3. После корня, указывающего число атомов в цепи, идет суффикс, пока-зывающий наличие или отсутствие двойных, тройных связей, их положение.

4. После этого добавляется «-овая» кислота. Если карбоксильных групп несколько, то перед -овая ставится числительное ( ди, три-.).

Студенты по предложенному алгоритму пытаются составить формулы карбоновых кислот

Для органических кислот более часто употребляют тривиальные названия. Данные термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру. Задание: составить таблицу

(Формулы и названия некоторых важнейших карбоновых кислот.), используя информацию слайда и заполнить колонку с международными названиями кислот.

Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот в значительной степени обусловлены наличием между молекулами прочных водородных связей (более прочных, чем между молекулами спиртов). Поэтому температуры кипения и растворимость в воде у кислот больше, чем у соответствующих спиртов.

Станция «Экспериментальная»

Химические свойства карбоновых кислот (Приложение 1)

1) Действие кислоты на индикаторы

2) Взаимодействие уксусной кислоты с содой (реакция солеобразования)

3) «Ледяная » уксусная кислота (видеоопыт) (элементы здоровьесберегающих технологий)

4) Взаимодействие йода с аскорбиновой кислотой

 

 

 Формула

Тривиальное название

Международное название

НСООН

Муравьиная

Метановая

СН3СООН

Уксусная

?

СН3СН2СООН

Пропионовая

?

СН3(СН2)2СООН

Масляная

?

СН3(СН2)3СООН

Валериановая

?

СН3(СН2)4СООН

Капроновая

?

 

Станция « Практическая »

Доклады обучающихся по следующим кислотам (Содержание, практическое применение):

• Лимонная

• Молочная

• Муравьиная

• Уксусная

• Пальмитиновая

• Янтарная

 

Доклады сопровождаются иллюстрациями на слайдах презентации.

 

Викторина: Вопросы

1. Какую кислоту используют для консервирования и маринования?

Ответ. Уксусную кислоту.

2. Какую кислоту используют для приготовления компотов и напитков?

Ответ. Яблочную кислоту.

3. Какую кислоту содержат молочнокислые продукты?

Ответ. Молочную кислоту.

4. Об образовании какой кислоты свидетельствуют прогорклый вкус и спе-цифический запах масла?

Ответ. Масляной кислоты.

5. Какая кислота необходима для повышения набухаемости белков при при-готовлении слоеного теста?

Ответ. Лимонная кислота.

6. Что за кислота ежедневно образуется в организме человека в количестве 400 г? Она может содержаться в моче, поте, коже.

Ответ. Уксусная кислота.

7. Как по-другому называется метановая кислота?

Ответ. Муравьиная кислота.

8. Почему болят икры ног после продолжительного бега?

Ответ. В мышцах образуется молочная кислота.

9. Какая кислота содержится в янтаре?

Ответ. Янтарная кислота.

10. Какие кислоты содержатся в табачном дыме? Ответ. Муравьиная и уксусная кислоты

2 задание: Цифровой диктант утверждение:

При правильном утверждении цифру «1», при неправильном - «0» ставить

Я утверждаю, что уксусная кислота:

1. Вступает в реакцию нейтрализации

2. Имеет в своѐм составе карбоксильную группу

3. Относится к двухосновным кислотам

4. Образует соли - сульфаты

5. Раздражает стенки желудка, вызывая язву

6. Применяется как вкусовое и консервирующее средство

7. Имеет второе название - этановая кислота

8. Относится к непредельным кислотам

9. Образует соли - ацетаты

10. В воде не растворяется

 

Правильные ответы: 1, 1, 0, 0, 1, 1, 1, 0, 1, 0

 

 

Методика проведения химических опытов

 

Опыт № 1. Действие кислот на индикаторы

Для определения реакции среды используют индикаторы лакмус, метило-ранж, фенолфталеин. Как индикаторы реагируют на кислую среду? Приготовим пробирки с раствором соляной кислоты. Лакмус и метилоранж в кислой среде изменяют цвет - растворы становятся соответственно красным и розовым. Фенолфталеин в кислой среде остается бесцветным.

НС1 = Н++С1-

Опыт №2. Взаимодействие уксусной кислоты с содой Реактивы и материалы:

1. Уксусная кислота CH3COOH

2. Сода Na2CO3 (в растворе или порошке)

3. Пробирка объемом 15-25 мл

Опыт № 3: Взаимодействие йода с аскорбиновой кислотой

В Пробирку с водой добавляют несколько капель йода, окраска становится желтоватой, затем добавляют раствор аскорбиновой кислоты и раствор обес- цвечивается.

 

Опорный конспект для студентов

 

Определение: «Карбоновые кислоты - органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп (- СООН),

связанных с углеводородным радикалом» и объяснение этимологии термина «карбоксильная группа» как сочетание названий карбонильной и гидроксильной групп.)

Общая формул: СпН2n+1СООН Классификация по:

• типу углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические)

• числу карбоксильных групп (одноосновные, двухосновные, многоосновные)

Алгоритм названий карбоновых кислот

5. Главную цепь необходимо начинать нумеровать с карбоксильной группы.

6. Указывают положение и название заместителей.

7. После корня, указывающего число атомов в цепи, идет суффикс, пока-зывающий наличие или отсутствие двойных, тройных связей, их положение.

8. После этого добавляется «-овая» кислота. Если карбоксильных групп несколько, то перед -овая ставится числительное ( ди, три-.).

Физические свойства

Предельных одноосновных карбоновых кислот в значительной степени обусловлены наличием между молекулами прочных водородных связей (более прочных, чем между молекулами спиртов). Поэтому температуры кипения и растворимость в воде у кислот больше, чем у соответствующих спиртов.

5. Реакция этерификации - образование сложных эфиров при взаимо- действии карбоновых кислот со спиртами:

CH3COOH+HOСH2CH3CH3COOC2H5+ H2O

Химические свойства

1. Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют

окраску):

(муравьиная кислота)

2. Карбоновые кислоты вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода: 2CH3COOH+Ca(CH3COO)2Ca+H2

3. Карбоновые кислоты реагируют с основными оксидами с образовани- ем соли и воды: 2CH3COOH+CaO(CH3COO)2Ca+H2O

4. Взаимодействуют с солями более слабых и летучих кислот, вытесняя их из солей: 2CH3COOH+CaCO3(CH3COO)2Ca+H2O+CO2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. - общая химия 10 класс - Москва, «Просвещение», 2011 г., 368 стр.

2) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г.

3) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г

4) Гааг Н.А."Как привить интерес к уроку химии"(" Химия в школе" №),2010.с.36-37.

5) Гребер В.."Интерес к уроку химии надо заслужить. А как?" (газета "Химия", приложение к "Первое сентября")М.: Просвещение. 2004.N 7-8.

6) Жданкин, Н.А. Как повысить мотивацию студентов к учебе инновационны ми подходами / Н.А. Жданкин, Д.А. Баласанова // журнал. — 2013 .— №3 .— С. 50-57.

7) Марчукова О. Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Молодой ученый № 7 (42). 2012. С. 290-291.

8) Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в профессиональных образовательных учреждениях. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

9) Удалов Г.С.."Развитие способностей учащихся к логическому мышлению при формировании важнейших химических понятий"(сборник "Развитие по знавательных интересов и способностей в процессе обучения хи мии")//Челябинск. 2009.-86с.

10) Шомирзоев Б.М. Формирование культуры преподавателя в условиях раз вития инновационных технологий / Б.М. Шомирзоев, Д.Р. Хасанов // Наука и школа : журнал. — 2014 .— №2 .— С. 21-23.

11) Образовательные сайты и порталы

www.1september.ru - сайт «Издательский дом "Первое сентября"»; http://school-collection.edu.ru - «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов»; www.openclass.ru