Тема "Культура общения, разговор по телефону, письмо другу".
Ц е л ь: отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении, формировать потребность употреблять в речи культурные слова, напомнить правила поведения в гостях.
Задачи:1)Помочь учащимся овладеть умением разговора по телефону в любых ситуациях.2)Развивать речевую способность к точному и выразительному изложению мысли,формировать навык правильного написания личного письма, развивать умение логично излагать свои мысли, закрепить орфографические и пунктуационные навыки.3)Воспитывать нравственное отношение к слову и ответственность за произнесенное и написанное слово.
Оборудование-раздаточный материал.
Ход урока
1. Оргмомент.Вступительная часть.
Чтение отрывка из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
А в т о р. Привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.
К у р и ц а. Умеешь ли ты нести яйца?
У т е н о к. Нет.
К у р и ц а. Так и держи язык на привязи.
К о т. Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?
У т е н о к. Нет.
Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.
В о п р о с ы для анализа:
— Оцените ситуацию. Как объединить собеседников? (Быть равными.)
— Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора.)
— Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств.)
— По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?
"Культура общения"Читает учитель
В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Тсс… Тсс! Ч-ч-ч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать!
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте все тихо рассказать!
Формулирование правил речевого поведения.
Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:Говорящий:
· Говорить спокойно;
· смотреть доброжелательно;
· наблюдать за реакцией собеседника;
· называть собеседника по имени;
· спрашивать, ясно ли изложенное.
Слушающий:
• Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;
• не перебивать
• попросить уточнить
Послушайте и подумайте, почему Таня оказалась в такой ситуации?
“Тане на день рождения подарили диск с игрой. Она взяла его в школу, чтобы показать ребятам. Когда она пришла домой, то обнаружила, что диска нет. Последним, кто держал диск, был Вася, значит, он и забрал, подумала Таня и решила сразу ему позвонить. Вот она уже набирает номер телефона Васи.
- Алло! – слышен голос с того конца.
- Вася! Если ты не отдашь мой диск, я тебе покажу! Я учительнице скажу, я бабушке скажу, я тебе не знаю, что сделаю! – решительно заявила в трубку Таня.
Какой Вася?! Какой костюм?! Это кто там хулиганит?! – ответил грозный мужской голос в трубку, а потом пошли короткие гудки”.
Итак, почему же Таня оказалась в такой ситуации?
- Как вы думаете, с чего нужно было начинать разговор по телефону?
Советыа) Начало разговора может выглядеть примерно так:
- Здравствуйте!
- Здравствуйте.
Звонит Таня. Можно мне поговорить с Сашей?
Или:
- Доброе утро.
- Доброе утро.
Это Таня Смирнова звонит. Пригласите, пожалуйста, Васю к телефону.
- А если Таня звонила Васе и случайно попала в другую квартиру, где тоже живёт Вася, но другой, и у него тоже есть одноклассница по имени Таня. Поэтому при телефонных разговорах особенно нужны вопросы на понимание и вопросы на уточнение.
б) Выберите наиболее подходящие варианты ответов:
Вариант I.
Здравствуйте!
- Здравствуйте.
Звонит Таня, одноклассница вашего сына… Мы с ним сегодня хотели встретиться, я звоню, чтобы договориться. Можно мне поговорить с Васей?
Вариант II.
- Доброе утро.
- Доброе утро.
Это Таня Смирнова звонит. Пригласите, пожалуйста, Васю к телефону. Я обещала ему позвонить.
- Подумайте, разве нельзя было задать такой вопрос тому, кто ошибочно позвонил. Тогда сразу бы обнаружилось, что ошиблись номером.
Ритор задаёт задание:
а) Объединитесь в группы и придумайте, как можно больше вопросов, которые помогли бы обнаружить ошибку при разговоре с неизвестным человеком.
б) Озвучьте, пожалуйста, свои варианты ответов.
Отгадайте.
·
На стене, на видном
месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (почтовый ящик)
· Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (письмо)
· С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт ... (почтальон)
Учитель:- Ребята, вы догадались, о чем эти загадки? (Ответы учащихся).- Конечно же, это всё, что связано с письмом.- Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
2. Сообщение темы урока и цели урока
Учитель: Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, культурой общения, разговор по телефону.
3. Актуализация знаний.
– Что такое письмо? Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.Письмо – вид почтового отправления.Письма бывают простые, заказные, ценные.
· В простых и заказных письмах пересылаются разные письменные сообщения, распоряжения, деловые бумаги, фотографии, художественные открытки, чертежи, схемы, звукозаписи, судебные дела, рукописи и печатные издания.
· В заказных письмах, адресованных гражданам, могут пересылаться только письменные сообщения.
- Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? (Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).
- Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? (Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)
- Достаточно ли указать только название улицы? Почему? (Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т.к. названия улиц в разных городах могут совпадать).
- А что указывается в нижнем правом углу конверта? (Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)
Так же мы должны указать на конверте индекс.
- Кто знает, что такое индекс? (Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).
- Отправится ли теперь в путешествие это письмо? (Примерные ответы детей: нет, т.к. к нему не приклеили марку).Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (К макету конверта приклеивается макет марки.)Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)
4. Основная часть. В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия - общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение, как нужно общаться между собой, так как у нас с вами бывают разные ситуации относительно этой темы.
- А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие "Общение"? (ответы учащихся).
Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особо велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит это общение? (со сверстниками). - Ответы учащихся.
Да, мы с вами видим, что человек - существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным:Деловое - (учитель-ученик, директор-учитель, мастер-рабочий)
Личностное - (друзья, враги, знакомые)А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь).Далеко не каждый из нас умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. Иногда мы не можем и не знаем, как правильно сказать о чем-либо. Как вы думаете "Почему"? - ответы учащихся.
- Правильно, мы должны обладать богатым словарным запасом и иметь представление о культуре речи. Если мы будем иметь представление о культуре речи, то мы будем людьми, с которыми приятно общаться, т.е. мы будем культурными людьми. Давайте подумаем, что означают понятия "культурная речь" и "культурный человек"? - мнения учащихся.
Культурная речь - это правильная речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.У вас богатый словарный запас. Как вы можете его пополнить? Правильно, богатство нашего лексикона увеличивается за счет сленга. Что это такое? Как вы относитесь к этому понятию? (мнения учащихся).Часто вы слышите от родителей такие фразы: "Я тебя прошу, не употребляй эти слова" или "Да расскажи, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал".Например, слово "круто" вы употребляете когда :. (что-то имеет право быть в нашей жизни, к этому стоит стремиться, этого стоит добиваться). Необходимо заметить, что в наши дни слово "круто" приобретает положительный оттенок. "Крутой" - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области (компьютеры, дизайн, иностр. языки и т.д.)
С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.
Игра "Общение"Вам нужно на каждую букву этого слова написать прилагательное, которое характеризует человека с той или иной стороны. (Ребята выполняют задание)
Спасибо. Итак, мои помощницы проанализируют ваши ответы, и в конце урока мы узнаем результат.
Существует поговорка "Слово - серебро, молчание - золото".
Разбираем слово ОБЩЕНИЕ. Выбираем положительные и отрицательные качества.
У ч и т е л ь. Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга — один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она — слуховая.
1. Какие бывают письма.Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон.
Привет, Лёха! Как житуха? У меня все по – старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по лит-ре, да еще классная отругала за то, что разбил зеркало, предкам позвонила, ох и попало же мне, даже пятак по физ – ре не спас. Неделю в комп не играл.
Скорей бы каникулы!
Ну, все, пока, Лёха, увидимся.
До встречи. Костян.
– Чего не хватает в этом письме?
– Без чего можно было бы обойтись?
– Каким стилем написано это письмо?
– Интересно ли было читать это послание?
Дорогие друзья!
Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!
Ваша лягушка-путешественница.
Учитель:
- О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)
Чтение детьми письма №3.
– Прочитайте письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.
“Дорогие мои родители! Папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут.
Ваш Дядя Фёдор.”
– Письмо Дяди Фёдора начинается с обращения к родителям.
– Подтверждает ли Дядя Фёдор свою мысль “Я живу хорошо”?
(Да, Дядя Фёдор пишет о хороших событиях в его жизни).
– Какие части включает
концовка письма?(Подпись.)
Чтение детьми письма №4.
Прочитайте письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г.
“Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами.
Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!
Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…”.
– Каким стилем написано письмо?
– Найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства.
– Какие это письма? (личные).
– Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным).
– А деловые? (официально – деловым ).
2. Особенности текста письма. Структура письма.
1. Обращение.
- К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей : к человеку , которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым , добрым.).
2. Начало письма.
В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…
3. Основная часть письма
Это самая содержательная его часть. Здесь можно сообщать о каких-либо новостях, поделиться радостными событиями, рассказать какую-нибудь историю из своей жизни.
4. Концовка письма.
Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.
Существует определённый этикет составления:
• Письма пишутся на хорошей бумаге
• С левого края бумаги и донизу оставляется поле одинаковой ширины
• Пишите письма, поздравления от руки, а в официальных случаях можно напечатать
• Перед отправкой проверьте орфографию
• Складывается письмо текстом внутрь
• На любом конверте проставляется обратный адрес
Структурные элементы письма:
• Начинай письмо с обращения к адресату (не забудь поздороваться).
• Спроси, как идут дела у того, кому ты пишешь.
• Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание.
• Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям
• Если тебе писали о чём-то плохом, грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь.
• Ответь на вопросы, заданные тебе в предыдущем письме.
• Сообщи новости, расскажи о своих радостях, печалях.
• Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.
Человек - настоящий актер, который в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.
- Итак, с чего же нужно начинать разговор по телефону?
“Разговор по телефону”
1. Приветствие.
2. Представление.
3. Просьба-приглашение адресата.
I группа:Косте ошибочно позвонил неизвестный человек, не представился по правилам, и Костя сделал так, что ошибка была обнаружена.
II группа:Косте позвонил его приятель Рома, и они поговорили по всем правилам телефонного разговора.
III группа:Представьте себе, что вам звонит злоумышленник и хочет вас выманить из дома, чтобы затем украсть вас и шантажировать ваших родителей. Как нужно себя вести, чтобы не случилась беда?
Какие правила ведения телефонного разговора нужно соблюдать?
Когда звоните - здоровайтесь.
Не кричите.
Говорите по делу.
Не говорите долго.
Не звоните очень поздно и очень рано.
Если ошиблись номером, извинитесь.
Отвечайте вежливо.
Заканчивая разговор, попрощайтесь.
П р а в и л а поведения:
· Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно.
· Еще более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таком случае следует просто отойти от них подальше.
· Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно е вами, приостановитесь, и дайте ему окончить.
· За столом лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим. Грубые, резкие слова возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее.
VII. Итог урока.
- Пригодится ли вам это открытие в жизни?
– Что больше понравилось писать или читать?
Письмо – это частичка души человека, который делится с другими радостью или разделяет грусть.
Некоторым людям трудно общаться по телефону, подбирать слова или подстраиваться под чьё – то настроение. А иногда бывает, что собеседник постоянно перебивает, не даёт возможности высказаться и тогда письмо – прекрасная возможность рассказать о том, тебя волнует. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!– Как вы думаете, будет ли рад ваш друг, когда получит письмо? Кому было интересно писать письмо своему другу?Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их, и вы испытаете затруднения в общении.
— Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего нужно избегать?
Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.
ДОБРЫЕ СЛОВА
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!»-кричу я в след
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
VI. Д/З Написать письмо:Для друга из другой страны : «С чего начинается Родина?»
Косте ошибочно позвонил неизвестный человек, не представился по правилам, и Костя сделал так, что ошибка была обнаружена.
Косте позвонил его приятель Рома, и они поговорили по всем правилам телефонного разговора.
Представьте себе, что вам звонит злоумышленник и хочет вас выманить из дома, чтобы затем украсть вас и шантажировать ваших родителей. Как нужно себя вести, чтобы не случилась беда?
Какие правила ведения телефонного разговора нужно соблюдать?
Привет, Лёха! Как житуха? У меня все по – старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по лит-ре, да еще классная отругала за то, что разбил зеркало, предкам позвонила, ох и попало же мне, даже пятак по физ – ре не спас. Неделю в комп не играл.
Скорей бы каникулы!
Ну, все, пока, Лёха, увидимся.
До встречи. Костян.
Дорогие друзья!
Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!
Ваша лягушка-путешественница.
“Дорогие мои родители! Папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут.
Ваш Дядя Фёдор.”
Прочитайте письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г.
“Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами.
Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!
Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…”.
“Разговор по телефону”
Приветствие.
Представление.
Просьба-приглашение адресата.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.