Тема - «Л.Н. Толстой. “Детство”». 4-й класс
Цели урока:Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
Задачи:Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения, учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.Развивать речь, память учащихся.Воспитывать любовь к матери, к своим близким.
Оборудование:Учебник 4класс, портрет Л.Н.Толстого, карточки, пословицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
2. Введение в тему.
Речевая разминка.
Чистоговорка.
Ра-ра-ра --------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.
Учитель: “Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Назовите авторов произведений, которые изучали . Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.
А теперь узнайте, о каком писателе пойдет дальше речь.
3. Рассказ ученика о биографии Л.Н.Толстого.
4. Тест “Продолжи высказывания”.
· Л.Н.Толстой родился…… ,а умер……. .
· Родился и жил он в основном в ….. .
· Лев Николаевич рано остался без…. .
· В Ясной Поляне он открыл…. .
· Л.Н.Толстой сам написал для них …. .
· Всю свою жизнь он посвятил…. .
· Полное Собрание Сочинений составляет…. .
5. Литературная викторина.
Давайте вспомним ,какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете? Я прочту вам отрывки из его произведений, а вы постараетесь вспомнить название.
· “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь день народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех…” (“Прыжок”).
· “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…” (“Акула”).
· “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а поучись…” (“Филиппок”).
· “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на съедение….”(“Лев и собачка”).
6. Постановка темы урока.
Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые, дети.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение является трилогией.
Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес. (Ответ: автобиографическая.)
Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)
Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подрастковый возраст от 11 до 14 лет.
Юность – это возраст от 15 до 21 года.
Учитель: “Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, в форме рассказа, повествование в котором ведется от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого.
8. Работа по учебнику.
Работа с текстом повести “Детство”.
· Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.
· Продолжение чтения детьми по цепочке.
· Работа по иллюстрации.
Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..) Прочитай выразительно.
Как Николенька относится к своей матери?
Чтение рассказа до слов «Воспоминания эти….»
- О чём рассказывает нам автор в самом начале?
- Что делают с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).
Чтение до слова Маман.
-О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)
- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?
Чтение до конца рассказа.
- Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)
-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)
- Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).
-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)
-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)
- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).
-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей)
9. Физкультминутка.Повороты туловища, прыжки, приседания.
11. Фронтальная работа.
Вставить необходимые слова в образец текста. (У каждого ученика есть напечатанный отрывок из произведения.)
“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”
· Проверка.
· “Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.
И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы….”
12. Словарная работа.
Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:
· Лелеять воспоминания –
· Возвышают мою душу –
· Лучшие наслаждения –
· Отуманенными дремотой –
· Сладкие грезы –
· Восточный халатец –
· Добродетель –
· Подле меня –
13. Анализ произведения.
a. Какие события описывает автор в этой главе?
b. Как вы думаете, что важнее в этом рассказе –описание событий или описание переживаний мальчика?
c. Чем делится с нами автор?
d. Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
e. Кто является главными героями в этой главе?
Вставьте пропущенные слова в текст.
«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Варианты ответов: мечты; уснёшь тихо; зайчика или собачку; счастия; лежать; хорошая погода.
14. Подведение итогов урока.
О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали? О чем еще ,кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?
Собери пословицу. При солнышке
тепло…. ……………тот век не добро
Кто родителей почитает… …………..при матери погибает
Характеристика героя по плану:
1.Имя героя.
2.Характерные черты.
3.Моё отношение к герою.
15. Домашнее задание. Работа по учебнику. Стр. 117–120, пересказ. Сочинение о маме.
Ра-ра-ра
--------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.
авто, графи био, кая, чес
· Лелеять воспоминания
· Возвышают мою душу
· Лучшие наслаждения
· Отуманенными дремотой
· Сладкие грезы
· Восточный халатец
· Добродетель
· Подле меня
“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”
“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”
“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”
“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”
“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”
Вставьте пропущенные слова в текст.
«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Вставьте пропущенные слова в текст.
«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Вставьте пропущенные слова в текст.
«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Вставьте пропущенные слова в текст.
«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Вставьте пропущенные слова в текст.
«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
Характеристика героя по плану: 1.Имя героя. 2.Характерные черты. 3.Моё отношение к герою.
|
При тот матери солнышке
тепло век не добро при
Кто почитает родителей погибает
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.