Тема - «Л.Н. Толстой. “Детство”». 4-й класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по литературному чтению. Тема - «Л.Н. Толстой. “Детство”». 4-й класс
Иконка файла материала «Л.Н. Толстой. “Детство”»..docx

Тема -  «Л.Н. Толстой. “Детство”». 4-й класс

Цели урока:Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

Задачи:Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения, учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.Развивать речь, память учащихся.Воспитывать любовь к матери, к своим близким.

Оборудование:Учебник  4класс, портрет  Л.Н.Толстого, карточки, пословицы.

Ход урока.

1.         Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2.         Введение в тему.

Речевая разминка.

Чистоговорка.

Ра-ра-ра --------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.

Учитель: “Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Назовите авторов произведений, которые изучали . Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

А теперь узнайте, о каком писателе пойдет дальше речь.

3. Рассказ ученика о биографии Л.Н.Толстого.

4. Тест “Продолжи высказывания”.

·            Л.Н.Толстой родился…… ,а умер……. .

·            Родился и жил он в основном в ….. .

·            Лев Николаевич рано остался без…. .

·            В Ясной Поляне он открыл…. .

·            Л.Н.Толстой сам написал для них …. .

·            Всю свою жизнь он посвятил…. .

·            Полное Собрание Сочинений составляет…. .

5. Литературная викторина.

Давайте вспомним ,какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете? Я прочту вам отрывки из его произведений, а вы постараетесь вспомнить название.

·            “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь день народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех…” (“Прыжок”).

·            “На корабле с ними было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…” (“Акула”).

·            “Мальчик осмелился и сказал: “Костюшка. Я бедовый ,я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: “Ты погоди хвалиться, а поучись…” (“Филиппок”).

·            “Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, собачонку взяли и бросили ко льву на съедение….”(“Лев и собачка”).

6. Постановка темы урока.

Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые, дети.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение является трилогией.

Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес. (Ответ: автобиографическая.)

Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подрастковый возраст от 11 до 14 лет.

Юность – это возраст от 15 до 21 года.

Учитель: “Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, в форме рассказа, повествование в котором ведется от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого.

8. Работа по учебнику.

Работа с текстом повести “Детство”.

·            Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.

·            Продолжение чтения детьми по цепочке.

·            Работа по иллюстрации.

Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..) Прочитай выразительно.

Как Николенька относится к своей матери?

Чтение рассказа до слов «Воспоминания эти….»

- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

- Что делают  с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).

Чтение до слова Маман.

-О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли  у вас такие случаи?

Чтение до конца рассказа.

- Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)

-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

- Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)

- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей)

9. Физкультминутка.Повороты туловища, прыжки, приседания.

 

11. Фронтальная работа.

Вставить необходимые слова в образец текста. (У каждого ученика есть напечатанный отрывок из произведения.)

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

·            Проверка.

·            “Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.

И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы….”

12. Словарная работа.

Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:

·            Лелеять воспоминания –

·            Возвышают мою душу –

·            Лучшие наслаждения –

·            Отуманенными дремотой –

·            Сладкие грезы –

·            Восточный халатец –

·            Добродетель –

·            Подле меня –

13. Анализ произведения.

a.          Какие события описывает автор в этой главе?

b.         Как вы думаете, что важнее в этом рассказе –описание событий или описание переживаний мальчика?

c.          Чем делится с нами автор?

d.         Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?

e.          Кто является главными героями в этой главе?

Вставьте пропущенные слова в текст.

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Варианты ответов: мечты; уснёшь тихо; зайчика или собачку; счастия; лежать; хорошая погода.

14. Подведение итогов урока.

О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали? О чем еще ,кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?

Собери пословицу.   При солнышке тепло…. ……………тот век не добро
Кто родителей почитает… …………..при матери погибает

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

15. Домашнее задание. Работа по учебнику. Стр. 117–120, пересказ. Сочинение о маме.

 

Ра-ра-ра --------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.

 

 

 

авто, графи био, кая, чес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·            Лелеять воспоминания

·            Возвышают мою душу

·            Лучшие наслаждения

·            Отуманенными дремотой

·            Сладкие грезы

·            Восточный халатец

·            Добродетель

·            Подле меня

 

 

 

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

 

 

 

 

 

 

 

 

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

 

 

 

 

 

 

 

 

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

 

 

 

 

 

 

 

 

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

 

 

 

 

 

 

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

 

 

Вставьте пропущенные слова в текст.

 

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

 

 

 

 

Вставьте пропущенные слова в текст.

 

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

 

 

 

 

Вставьте пропущенные слова в текст.

 

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

 

 

 

 

Вставьте пропущенные слова в текст.

 

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

 

 

 

 

Вставьте пропущенные слова в текст.

 

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

 

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

Характеристика героя по плану:

1.Имя героя.

2.Характерные черты.

3.Моё отношение к герою.

 

 

При тот матери солнышке тепло  век не добро при
Кто почитает родителей    погибает