Тема - Мир профессий -«человек – природа», «человек - техника». 4-й класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема - Мир профессий -«человек – природа», «человек - техника». 4-й класс
Иконка файла материала чел природа и техника.docx

Тема -  Мир профессий -«человек – природа», «человек - техника». 4-й класс

Цели урока: знакомство с профессиями типа «человек – природа», а также с профессиями, связанными с миром техники.

Задачи: Обучить знанию о профессии типа «человек – природа», «человек - техника». Развивать у детей желание сравнивать и различать профессии. Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе.

Оборудование: наглядный материал, карточки.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка готовности детей к уроку.

Кто у постели больного сидит,

И как лечиться, он всем говорит?

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор)

 

Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель.)

 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды. (Повар.)

С огнем бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарники.)

 

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он... (артист).

 

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (Маляр.)

 

-Если вы любите ухаживать за растениями, животными, работать в саду, огороде, любите предмет биологию, предлагаем вам ознакомиться с профессиями типа «человек-природа».

- Дети, вы любите путешествовать?

- На каком транспорте?

-Тема нашего сегодняшнего занятия по выбору профессии «Человек-природа»,

«человек – техника».

3. Работа над темой урока

В основе профессий типа «Человек – Природа» лежит работа с природными объектами и явлениями. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). C другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству. И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Специалисту нужно не просто много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы.

Склонности, предпочтения, выраженные способности, присущие выбирающим профессию типа «Человек-Природа»:

· ухаживать и наблюдать за животными;

· выращивать растения, овощи, фрукты и другие культуры;

· ориентироваться в природных явлениях;

· наблюдать, изучать различные природные явления.

- Девизом нашего путешествия будет такая пословица: «Землю красит солнце, а человека - труд».

Современная техника чрезвычайно разнообразна: городской транспорт, сельскохозяйственные машины, станки, бытовые приборы. Профессий, связанных с миром техники, очень много.

Конструкторы создают новую технику, рабочие используют ее в своей работе, а наладчики ремонтируют.

Есть, дети, много видов техники. Например, пассажирский транспорт: автобус, автомобиль, самолет, катер, поезд.

 

 

• Я не ем овса, ни сена,

Дайте выпить мне бензина -

Всех лошадей обгоню,

Хоть кого догоню! (Автомобиль)

 

• Полотно, а не дорожка,

Конь бежит сороконожка. (Поезд)

- Слово «автомобиль» в переводе с греческого языка означает предмет, который движется сам. К тому времени, когда изобрели автомобиль, все транспортные средства - повозки, кареты - тянули за собой животные (лошади, волы, ослы).

- Кто из вас знает, где и кем был создан первый автомобиль? (Первый автомобиль был создан во Франции, больше чем двести лет назад. Он двигался с такой скоростью, как ходят пешеходы.)

- Колеса первых автомобилей были деревянными с металлическими обручами. А уже позже появились сплошные резиновые шины без воздуха внутри. Современные шины автомобилей - это резиновые камеры, которые наполняются воздухом.

Второй вид техники, дети,- это строительная техника, например, экскаватор, подъемный кран. Эти машины используют люди при строительстве многоэтажных домов. А экскаваторами роют в земле котлованы для будущих домов.
- Отгадайте загадку, и таким образом выберите транспорт, на котором мы с вами сегодня отправимся в путешествие.

Маленький домик

По городу бежит,

Взрослые и дети

В домике сидят. (Автобус)

- А что это за нить, что тянется, а в клубок не замотаешь? (Дорога)

- Молодцы, дети, вы любите загадки и умело их отгадываете.

Профессионально важные качества:

· наблюдательность;

· склонность к систематизации;

· устойчивость внимания;

· потребность в двигательной активности;

· развитое воображение;

· наглядно-образное мышление;

· хорошая зрительная память;

· способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

· терпение, настойчивость, готовность работать в сложных погодных условиях и т. п.

 

Профессии данного типа связаны:

· с изучением живой и неживой природы;

· с уходом за растениями и животными;

· с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

· изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, геолог);

· выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, фермер, зоотехник);

· проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы, лаборант химико- бактериологического анализа).

 

Физкультминутка

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет.  (Махи руками)
Доктор лечит Машу.   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят.  (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет,  (Поднимание плеч)
Наша детвора?

 

 

4. Продолжение работы над темой урока

- Теперь подробнее о сельскохозяйственной техники.

- Труд в сельском хозяйстве нелегкая. Механизация труда позволяет значительно облегчить ее. Ежегодно на полях и фермах применяют все больше разных машин. В полеводстве теперь почти полностью механизированы такие операции, как: обработка почвы, внесение удобрений, посев и посадка, сбор и переработка зерновых культур. Чем больше работ в сельском хозяйстве механизировано, тем больше времени имеет сельский труженик для отдыха. Над созданием и улучшением машин для механизации работ в сельском хозяйстве работают инженеры, конструкторы и передовые механизаторы.

Для уборки зерновых культур используют комбайны. Существует много видов этих машин. Ведь, дети, нет на свете ничего ценнее, чем хлеб.

- Как называют человека, который выращивает хлеб? (Хлебороб)

- Как называют сева и выращивания хлеба? (Земледелие)

А знаешь ли ты, чем пахнет хлеб,

Когда весной несколько суток

Туркоче трактор за рекой?

Хлеб пахнет человеческим трудом.

Чем пахнет хлеб, знаешь ли ты,

Как поведут твои братья

Зерном наполнены машины?

Хлеб пахнет соками земными!

- Кроме сельскохозяйственных машин существует сельскохозяйственный инвентарь: плуги, лущильники, культиваторы, бороны, вращающиеся мотыги, катки, сцепки. В сельском хозяйстве также используют посевные и посадочные машины, машины для внесения удобрений, машины для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур: опрыскиватели, а также машины для скашивания зерновых и зернобобовых культур; машины для очистки и сортировки зерна и семян.

Правила безопасной работы возле машины

1) Одежда должна соответствовать сезону и вида работы, быть аккуратно заправленным.

2) нельзя садиться на машину и сходить с нее во время ее движения.

3) Не разрешается располагаться на отдых на участке, где работает машина.

4) нельзя раскладывать костры возле машин.

5) На пильных работах необходимо надеть защитные очки.

6) Перед едой и после окончания работы следует тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

 -Назовите профессии по классификации «Человек-природа»?

(Микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.)

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает... (юрист)

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (плотник)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный... (капитан)

 

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (водолаз)

 

 

5. Итог урока

-С какими группами профессий познакомились?

-Что к ним относится?

- Народные пословицы и поговорки поражают нас своей точностью, лаконичной формой и богатством содержания.

• Труд человека кормит, а лень - портит.

·         Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

·         Не умел шить золотом, так бей молотом.

·         Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

Труд человека кормит, а лень - портит.Хочешь,

есть калачи, не сиди на печи. Не умел шить золотом, так бей молотом.

·         Не ленись за плужком - будешь с пирожком.



 


 

Скачано с www.znanio.ru