Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествие в Страну Чисел» 6 класс
Оценка 4.6

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествие в Страну Чисел» 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.06.2024
Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествие в Страну Чисел» 6 класс
Систематизация и обобщение знаний о числительном, как части речи
План-конспект Путешествие в страну чисел.docx

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

«Путешествие в Страну Чисел» 6 класс

 

Подготовила: учитель русского языка и литературы Е.В. Стрельникова

Дата проведения: 21.02.2024 г.

Цель: систематизация и обобщение знаний о числительном, как части речи.

Задачи урока: 

·         обучающие: углубить знания об имени числительном, показать учащимся широкую сферу употребления имени числительного, формировать умение правильно употреблять числительные в речи;

·         развивающие: развивать навыки словоупотребления, умение правильно склонять имена числительные, развивать речевые навыки учащихся, навыки отличия числительных от других частей речи; творческие способности учеников;

·         воспитательные: воспитывать внимательное отношение к языку, любовь к  родному языку, интерес к многообразию языковых форм, интерес к школьным  предметам.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Форма урока: урок-путешествие в Страну Чисел.

Межпредметные связи: с уроками математики, физкультуры, истории.

V. Изучение нового материала.

1) (слайд)

Задание 1. Учитель: В руках у меня яркий кубик. Он нам сегодня поможет устно ответить на вопросы, Я буду передавать его вам, а вы должны ответить  на вопросы полным предложением.

(учитель передает ученикам кубик)

1. Сколько тебе лет?

2. В каком классе ты учишься?

3. В какой школе ты учишься?

4. Сколько в классе учеников?

5. За какой партой ты сидишь?

6. Назови  любое число до 10.

Учитель: Так, на какие же вопросы отвечают числительные? (ответы: какой? сколько?)

А  что обозначают числительные? (ответы детей: количество, число, порядок при счёте)

(слайд) Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает  число, количество предметов и их порядок  при счете.  Числительное  отвечает на вопросы  сколько? который? (какой?).

 

Ход урока:

Организационный момент

Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с прослушивания музыкальной подборки («Два ж два – четыре», «Три белых коня», «Вместе весело шагать»). Слушайте внимательно и подумайте: что объединяет эти композиции? 

(ответ детей: во всех песнях есть числа)

Учитель: Верно, во всех музыкальных композициях встречаются числа.

Ребята, а послушав эпиграф нашего урока, вы узнаете, в  какое царство мы  отправляемся.

Как  обойтись  бы  без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен!

(высветить на экране)

Учитель: О какой части речи идет речь? (Дети: числительное). В какое царство мы с вами отправляемся? (ответ: царство имени числительного»)

 

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы завершили изучение темы «Имя числительное» и убедились, что это одна из интереснейших тем в русском языке. Теперь можно  и поиграть. Только  это будет не простая игра, а игра, где вы должны показать свои знания по изученной части речи. Мы отправимся в путешествие  в Страну Чисел на поезде. (Слайд 1)

- Ребята, скажите, пожалуйста, а какие задачи на этом уроке мы должны поставить перед собой, исходя из темы урока?  (дети формулируют цели урока) (Слайд 2)

- Действительно, мы сегодня повторим всё, что изучили об имени числительном:

и правописание,

и как склоняются имена числительные;

вспомним, какую роль они играют в речи;

и, конечно, пополним словарный запас.

 

- А сейчас откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и тему «Имя числительное. Обобщение». (Слайд 3)

-Вы записали дату. Какое числительное вы при этом использовали? Охарактеризуйте его.

(Порядковое, простое).

 

Тренировочно-закрепительные упражнения

 

- Но попасть в Страну Чисел не так-то просто. Чтобы отправиться в путь, мы должны выполнить задание

Станция «Теоретическая»

Упражнение «Верно – неверно»

При верном утверждении учащиеся записывают ДА (или +); при неверном – НЕТ (или – ).

Верно ли, что

1)                 Числительные по значению делятся на количественные и порядковые  ДА

2)                 485 – составное числительное      ДА

3)                 Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 1 склонения НЕТ (3)

4)                 Числительные в предложении не могут быть главными членами предложения  НЕТ

5)                 Количественные числительные могут быть дробными, собирательными, целыми ДА

6)                 У числительных от 50 до 80, от 500 до 900 мягкий знак пишется в середине слова ДА

7)                 Имена числительные не изменяются по падежам   НЕТ  

8)                 Порядковые числительные изменяются по родам, числам ДА  

 

Взаимопроверка (Слайд 4)

- Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки; допустил 1 ошибку; 2 ошибки…

- Для того чтобы попасть в наш волшебный поезд, мы должны приобрести билеты. (Слайд 5)

- Кто не допустил ни одной ошибки в предыдущем задании – поедет в вагоне 1 класса; 1 ошибка – в вагоне 2 класса; 2 ошибки – в вагоне 3 класса.

I класс - 936 рублей 15 копеек;

II класс - 715 рублей 94 копейки;

III класс - 501 рубль 11 копеек.

 

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложение, используя одно из предлагаемых выражений, цифры записать словами. (3 ученика работают у доски).

  1. Я купил(а) билет за … .
  2. Я приобрёл(а) билет стоимостью … .
  3. Цена моего билета - … .

- Ну вот, билеты куплены, и мы отправляемся в путь. (Слайд 6)

- Внимание! С первого пути отправляется поезд в Страну Чисел. Счастливого пути!

- Какое числительное прозвучало в моём сообщении? Назовите его грамматические признаки (простое, порядковое числительное в форме род. падежа, ед. числа, муж. рода).

А вот и первая станция «Угадай-ка»

 

- Ответьте на вопросы и запишите числительные в нужной форме. (Слайд 7)

(работают у доски)

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)

5) У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)

6) Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)

- Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

- Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три)

- В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три)
- В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто)

- Назовите формы одного и того же слова (Семь, у семи)

- Сколько слов с удвоенной н? (Одно)

- Назовите числительные, которые не прозвучали в ответах (семеро, 33)

- К какому разряду они относятся?

 

- Чтобы не скучать во время путешествия, давайте поиграем.

Станция «Расшифруй-ка».

Попробуйте «расшифровать» подобную запись. (Слайд 8)

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

- Наш поезд прибыл на станцию «Граматейкино». Интересно, что за грамотеи здесь живут, умеют ли они употреблять имена числительные в речи. Сейчас мы это узнаем! (Слайд 9)

Ай-яй-яй!

- Наведите в данных предложениях порядок, исправьте ошибки.

1) Сестёр у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

2) Четверо студенток получают повышенную стипендию.

3) Договор подписан обоими сторонами.

4) У меня есть двое попугаев.

5) Мы ехали пятеро дней.

6) Обоим спортсменкам не повезло в финале.

7) Нас семь в одной квартире - вот так и живём.

8) И левый и правый глаз стали плохо видеть.

- Всё исправили. Молодцы! Продолжаем путешествие!

 

Станция «Математическая»

- Пришло время заняться математикой! (Слайд 10)

Запишите, заменяя цифры словами. Объясните правописание. По рядам:

1 ряд: С 325 сложить 112, будет 437

2 ряд: К 2, 1 прибавить 4,2, будет 6,3

3 ряд: От 777 отнять 333, будет 444

 

Физминутка.

Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного– руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

 

Станция «Смекалистая» (Слайд 11)

ЗАДАНИЕ: разделить слова на две колонки: числ./ др.части речи, определить части речи

Пятёрка, пятый, удвоить, пятеро, пятидневный, шестиклассник,  пятнадцать, две седьмых, сорок, пятак, сорока, сто, вдвоём, трое

Проверка     

  Числительные

Другие части речи

пятый

пятёрка – сущ.

пятеро

удвоить – гл.

пятнадцать

пятидневный – прил.

две седьмых

шестиклассник – сущ.

сорок

пятак – сущ.

сто

сорока – сущ.

трое

вдвоём – нар.

-  По сколько слов получилось в каждой колонке?

-  Что вы знаете о числе 7?

(Число 7 считается самым удачным, мы часто с ним встречаемся: 7 дней недели, 7 чудес света, за 7 дней был сотворен мир, 7 цветов радуги, 7 нот) С этим числом продолжите заниматься дома.

 

Станция «Историческая» (Слайд 12)

Выборочный диктант.

 «Вторая мировая война началась  1 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу. А 22 июня 1941 года немецкие войска обрушились на СССР. 1 января 1942 года в Вашингтоне 26 государств подписали декларацию о борьбе против стран фашистского блока».

ЗАДАНИЕ:  прочитайте текст, правильно произнося числительные 

                - найдите количественное целое числительное  в им. падеже  (26)

                - найдите порядковое числительное в ж.р., в ед.ч., в им. п.  (вторая)

 

Станция «Стихотворная» (Слайд 13)

 

Сегодня, в век компьютерных технологий, можно встретить стихи великих поэтов в «цифровой» обработке.

Задание:  Прочитайте вслух стихи, написанные цифрами.

Пушкин                                                                                                                       
17 30 48   
140 10 01   
126 138 
140 3 501 

Маяковский   
2 46 38 1   
116 14 20! 
15 14 21   
14 0 17 

Веселые   
2 15 42   
42 15   
37 08 5   
20 20 20!   

Частушки   
117 117 
19 9 5! 
117 117   
48 35!   

 

Станция «Проверочная» (Слайд 14-16)

Тест

1. Что не обозначает имя числительное?

1. число      2. порядок при счёте      3. время      4. количество

2. Какое из слов является именем числительным?

1. тройка      2. тройник      3. три      4. трилогия

3. В каком случае нужно употребить слово «обеими»?

1. слышат___ ушами                        

 2. встретиться с___друзьями

3. видит___глазами                            

4. взял___ руками

 

4. В каком числительном Ь пишется в середине?

1. 17          2. 80          3. 18          4. 19

 

5. Укажите составное порядковое числительное:

1. пятьдесят рублей                           

2. тридцать семь учеников

3. одиннадцать страниц                     

4. сорок шестой участок

 

6. Укажите количественное числительное:

1. шестьдесят восьмой заказ            

2. около двухсот пятидесяти человек

3. тысяча девятьсот первым годом 

 4. тридцать первое декабря

 

7. В названии какого произведения есть собирательное числительное?

1. «Тысяча и одна ночь»

2. «Трое в лодке, не считая собаки»

3. «Три мушкетера»

4. «Двенадцать стульев»

 

8. В какой пословице выделенное слово является числительным?

1. Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может (мордовская).

2. За семью печатями (русская).

3. Сплетня и семью разрушит (армянская).

 

9. Укажите верное написание:

1) Шестьюстами восемьюдесятью пятью

2) О девяностах девяти

3) Трёмстах восьми

 

Подведение итога урока

 

- Вот мы и дома. (Слайд 17) Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия.  Мы обобщили знания по теме «Имя числительное».

- Ребята, вы подружились с числительным?

- Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли числительное с новой стороны и подружились с ним.

- Где в нашей повседневной жизни мы встречаемся с числительным? (ответы детей).

- Мы встречаемся с цифрами повсюду, на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интересней.

- Завершая работу, хочу сказать: мир числительных удивителен.

 

- Составьте короткое предложение, в котором вы выразите свое отношение к уроку. (Было интересно. Было трудно. Я узнал много нового…)

 

Домашнее задание (Слайд 18)

Найдите и запишите пословицы, поговорки, фразеологизмы с числительным СЕМЬ (10)

ü    Семеро одного не ждут.

ü    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

ü    Семи пядей во лбу.

ü    До седьмого пота.

ü    Семь бед – один ответ.

ü    Почувствовать себя на седьмом небе.

ü    Семь верст до небес с все лесом.

ü    За семью печатями.

ü    Раз, лишь только рассвело, всех их семеро вошло.

 

(Слайд 19) Спасибо за урок

(Слайд 20) Желаю успехов в учёбе!


 

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествие в

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествие в

Учитель: О какой части речи идет речь? (Дети: числительное)

Учитель: О какой части речи идет речь? (Дети: числительное)

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложение, используя одно из предлагаемых выражений, цифры записать словами

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложение, используя одно из предлагаемых выражений, цифры записать словами

И левый и правый глаз стали плохо видеть

И левый и правый глаз стали плохо видеть

Пушкин 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501

Пушкин 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501

Подведение итога урока - Вот мы и дома

Подведение итога урока - Вот мы и дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024