Тема: Осенние явления в жизни растений. Определение растений Крыма в осенний период. (экскурсия по экологической тропе на территории пришкольного участка)
Оценка 4.6

Тема: Осенние явления в жизни растений. Определение растений Крыма в осенний период. (экскурсия по экологической тропе на территории пришкольного участка)

Оценка 4.6
docx
математика
18.02.2020
Тема: Осенние явления в жизни растений. Определение растений Крыма  в осенний период. (экскурсия по экологической тропе на территории пришкольного участка)
конспект урокаосенние явления.docx

Тема: Осенние явления в жизни растений. Определение растений Крыма  в осенний период.

(экскурсия по экологической тропе на территории пришкольного участка)

Цели и задачи:

образовательные: знать видовое разнообразие растительности родного края, особенности морфологического строения растений, уметь узнавать и определять наиболее распространенные виды растений, приспособление растений к условиям окружающей среды: окраска, листопад, распространение плодов и  семян, проводить фенологические наблюдения, знать растения местной флоры, занесённые в Красную книгу, правила поведения в природе, углубить знания учащихся о жизненных формах растений, знать видовое разнообразие  и  черты приспособленности растений к жизни на газонах, к переживанию неблагоприятных условий, уметь применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, сформиро­вать умение по оформлению письменного отчета об экскурсии; побуждать активность и интерес детей к деятельности по охране и улучшению окружающей среды (городской территории);

 развивающие: развивать научное мировоззрение, раскрывая при­чины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); продолжить развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, диалектико-материалистические взгляды на природу, продолжить  формирование умений проводить исследования, развитие логического мышления; выработать навыки и умения наблюдать и сопоставлять увиденное, формировать творческий подход к выполнению работ, умения определять причинно-следственные связи природных и антропогенных явлений и их последствий, развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать,  делать выводы, продолжить развитие практических навыков работы с живыми объектами, коллекциями, гербарием, а также развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группах, умение планировать свою деятельность, систематизировать материал, проводить простейший экологический мониторинг, развивать умения фиксировать  результаты  наблюдений, выполнять отчёты, уметь работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием;

 Воспитательные: формировать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, чувства сострадания и помощи природе, воспитывать культуру труда и речи, формировать культуру поведения в природе, формировать эстетическое восприятие природы и навыки рационального природопользования,  уметь применять свои знания об окружающих нас растениях на практике.

Форма организации познавательной деятельности: работа в группах, парах.

Тип урока: обобщения и систематизации ЗУНов.

Форма проведения урока: урок-экскурсия.

Межпредметные связи: биология, география, литература, ИЗО, технологии.

Оборудование: памятки по ТБ, простые карандаши, тетради или блокноты, линейки, лупы, целлофановые мешки, карточки-инструкции для выполнения самостоятельной работы, определительные карточки растений, фотоаппараты (по возможности).

Место проведения экскурсии: территория школьного двора.

Время проведения: ноябрь.

Возраст учащихся: 11-12 лет (6 класс).

План проведения экскурсии:

I. Выбор маршрута экскурсии.

II. Организационный момент. Построение учащихся и проверка оборудования, взятого на экскурсию.

III. Инструктаж по ТБ.

III.1. Правила поведения во время экскурсии ТБ.

III.2. Пояснения по работе с инструктивной карточкой в группе (лучше заранее).

III.3. Пояснения о требованиях к выполнению отчетов по проведенной экскурсии (на предыдущем уроке подробно, а здесь коротко).

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

IV.1. Мотивация учебной деятельности.

IV.2. Выход на место проведения экскурсии.

V. Беседа о цели экскурсии и сезонных явлениях в жизни растений.

VI. Проведение экскурсии – движение по маршруту.

VII. Самостоятельная работа в группах по заданию (группы выходят на свои участки и выполняют задания в соответствии с инструктивной карточкой). Самостоятельная индивидуальная деятельность детей (опытно – исследовательская).

VII.1. Все группы собираются вместе, переходя от участка к участку, представитель (представители) от группы отчитываются о проделанной работе. Ребята из других групп задают вопросы.

VIII. Физкультминутка (по необходимости и возможности).

IХ. Обобщение по работе. Выводы.

Х. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения:

Домашнее задание:

-обязательное: $ –13-17 повторить (учебник 5-6 класс); (вопр1-3 на стр.66 устно).

-тренировочное: найти пословицы и поговорки по теме; составление мини – альбома «Растения из школьного двора», характеристика растения  –  на рекомендательную карточку, создать схему опорного конспекта, возможно презентацию, составить свою природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»

 - творческое: мини-сочинение, «напишите письмо» в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения), придумать загадку или составить кроссворд (не менее 15 слов) на тему урока, изготовить поделки из природного материала. Оформить гербарный лист «Осеннее расцвечивание листьев», возможно «синквейн».

ХI. Подведение итогов работы на экскурсии.

Рефлексия. Рефлексивное осмысление результатов экскурсии.

ХII. Организованное возвращение в школу.

 

Ход экскурсии.

Учащиеся с учителем выходят в школьный двор (дети одеты заранее). Инструктаж по ТБ проведен на предыдущем уроке, но есть памятки на данный урок.

Какое правило в памятке нравится вам больше всего, какое не нравится и почему, какое правило хотели бы добавить? 

О чем же сегодня мы будем говорить?

               Зеленый и мягкий ковер от природы

               Покрыл нам газоны, сады, огороды.(трава)

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой-

Скинет  с плеч ее долой.

 

Растения украшают жизнь людей, радуют их своей красотой, ароматом. Городские жители,  дома  которых находятся далеко от лесных зон, не хотят лишать себя общения с природой, поэтому и  мы с вами стараемся  высаживать растения, ухаживаем за ними, наблюдаем за ростом и цветением растений.

Не спешите быстро пройти через территорию школы. Остановитесь и прислушайтесь, чтобы узнать тайны деревьев. С некоторыми  тайнами растений мы сегодня  познакомимся. В чём заключается ценность этого зелёного уголка?

Он создает благоприятный климат, гасит шумы города, фильтрует вредные газы, взвешенные частицы тяжелых металлов, выделяемые автомобильным транспортом, поглощает углекислый газ, формирует запасы воды для городского водозабора, выделяет кислород, фитонциды, убивающие болезнетворные микробы. Это далеко не полный перечень положительного влияния город и его жителей.

Сегодня  у нас есть возможность растения не на картинке, а в природе. Вы уже многое знаете о вегетативных  органах растений. Назовите их. (Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения, к ним относят корень, стебель, вегетативная почка, лист). Вспомните, что такое почка? (Почка – это зачаточный побег будущего листа. Почки различаются по окраске, форме.) Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете? (Супротивное,очередное, мутовчатое.)

Будьте внимательны, записывайте аккуратно названия растений, фотографируйте,  делайте схематичные рисунки внешнего вида растений, побегов, или формы листьев. Не отвлекайтесь. По окончании экскурсии вам будут предложены вопросы. Заполняйте по ходу занятия опорные листы.

 

Обьявляется конкурс наблюдательных и смышленых:

а) внимательно всматривайся в предметы и явления природы,

б) число баллов звену возрастает, если явлению дается правильное объяснение (1балл – за подмеченное явление, 2 балла – за его объяснение)

Назовите  синонимы к слову наблюдать (видеть, осматривать, внимательно рассматривать и т. п.). Учитель вместе с учащимися подводит итог: наблюдение – это зрительное изучение, внимательное рассматривание определённых объектов или явлений живой природы. Оно позволяет описывать объекты и явления живой природы. Наблюдения можно проводить невооружённым глазом или с помощью увеличительных приборов – бинокля, лупы, микроскопа. Учитель сообщает, что на сегодняшней экскурсии мы будем наблюдать объекты живой и неживой природы невооружённым глазом и при помощи лупы. Хорошо если есть возможность фотографировать.

                                                                                «Познание начинается с удивления»

Аристотель.

Давайте удивляться вместе тому, что кажется привычным, но как много можно узнать, если приглядеться, остановиться, захотеть увидеть необычное в обычном, Попробуем…

Игра «Посчитаем звуки». Давайте попробуем помолчать и прислушаться. Нужно считать все природные звукишум ветра, пение птицы, треск сучка и пр. Антропогенные звуки считать не следует. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю.

Когда начинается календарная и астрономическая осень? Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая — после 23 сентября. А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы

Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад.

«С каким цветом для вас ассоциируется слово осень?» Почему именно с этим цветом? Указывать на то, что не у всех деревьев листья ярких цветов. У ольхи, тополя листья становятся бурыми или серыми, у сирени листья еще долго будут оставаться зелеными. Мы поговорим о том, почему же именно осень может похвастаться таким разнообразием красок.

В качестве д/з  вам было предложено сделать подборку стихов об осени. Пожалуйста (чтение стихов) Как образно  передают  поэты  состояние осенней природы. Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна.

***
Какой же месяц выбрать для сравненья,
Когда про осень надо рассказать,
Чтоб было ясно видно все явленья,
Которые под осень стоит ждать?
Наверное, ноябрь с его дождями,
Его еще прозвали — листопад;
Дни теплые, но холодно ночами,
И птицы к югу скоро улетят.

Ю. Каспарова

***

На дворе царица-осень
Уж завершает листопад;
Ковёр листвы на землю сброшен, 
Теперь он снегу будет рад.

***

В дождливой паутине дремлет город,
Покрылся перламутром небосвод,
Все ощутимей вечерами холод,
И листьев разноцветный хоровод.

***

Со всех сторон простор осенний
Ветрам открыт,
И лист осиновый над полем
Кружась летит.
Он, как далекая планета,
Сейчас искрист:
Зеленым, желтым и лиловым
Сверкает лист.
А краешек листа зубчатый
Горит огнем...
Вот сколько красок и оттенков
В листе одном.

В.Торопыгин

***
Ноябрь — горбатый старичок,
Глаза — как льдинки, нос — крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устает — уже не молод!

 Н. Майданик

Назовите  приметы, по которым смогли определить наступление осени. Действительно с наступлением осени вся  природа преображается. Кроны  деревьев, как по мановению волшебной, палочки из зеленых становятся желтыми, оранжевыми, багряными. В чем дело, откуда берутся эти краски и  куда исчезает хлорофилл, придающий растениям зеленую окраску? Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений? Чье же это волшебство?   (сообщения учащихся)  

Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. В течение осени изменяются такие важные условия жизни растений, как свет (продолжительность дневного освещения уменьшается), тепло (температура воздуха и почвы понижается), а также условия водоснабжения, минерального и органического питания. Осень характеризуется холодными дождями. Почва бывает насыщенна водой, но охлаждённую воду корни растений не всасывают, и в растение поступает малое количество воды и минеральных веществ. Процесс фотосинтеза также тормозится, так как при низкой температуре затрудняется восстановление хлорофилла. К зиме основные процессы жизнедеятельности растений очень замедленны, практически отсутствуют, Такое состояние в жизни растений называют покой. Но данный покой относительный. Одним из приспособлений к уменьшению испарения воды является листопад.

        Также следует отметить, что большая поверхность листьев может привести к поломке ветвей под действием значительной тяжести снега. Листопад способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. В конце лета у деревьев и кустарников образуется особый отделительный слой из клеток пробки. Этот слой возникает между стеблем и основанием листа. Он словно перегородкой отделил черешок от ветки, и только несколько сосудистых пучков соединяют лист с веткой. На них, на этих тонких волоконцах, и держался в последние дни лист.

        Многие растения нашей среды перезимовывают с зелеными  листьями( ель, сосна, можжевельник).Такие растения называются вечнозелеными. Листья хвойных  растений игловидные или чешуйчатые, имеют толстую кожицу, малую поверхность и слабо испаряют воду. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев.  Среди растений есть формы, которые уходят под снег с зелеными листьями и сохраняют их до весны.

          Почки низкорослых растений, зимуют под землей, достаточно хорошо защищены слоем почвы, различными остатками отмерших растений и снеговым покровом, а поэтому они не имеют собственных защитных приспособлений. Почки  деревьев становятся хорошо заметными после опадания листвы, они одеты плотными чешуями. Другим приспособлением является образование пробки на молодых ветках, развывшихся весной. Клетки пробки, наполненные воздухом, почти не пропускают воду и газы и защищают более глубокие части побега от чрезмерной потери влаги. Почки кустарничков и травянистых растений находятся на небольшом расстоянии от почвы и зимуют в толще снега, поэтому они покрыты более нежными, зеленоватыми чешуями Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов перезимовывают в виде семян. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают  полностью Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.

Дополнение, если есть время. В осеннюю пору на деревьях, растущих возле уличных фонарей, листва сохраняется дольше, хотя температура воздуха остается одинаковой; или другой пример, если растения белой акации с юга перевести на север, то зимой оно погибает, так как день на юге летом короче, чем на севере (из-за белых ночей). В таком случае растение раньше впадает в состояние покоя.

            Секрет наступления покоя кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста. В этот период жизни в нем накапливаются вещества, без которых в активную фазу развития не возможно будет образование органических веществ. Эта стадия называется органическим покоем. Он может продолжаться несколько недель, и в этот период растения нельзя вывести из этого состояния.

            У растений холодного климата за органическим покоем наступает глубокий покой, который связан с морозоустойчивостью. Во время этой фазы растения хотя и трудно, но можно вывести из покоя, на пример, поместив их в теплые ванны. Вторая фаза покоя связанная с морозоустойчивостью растений, защищает их от оттепелей, которые случаются в конце зимы, и тем самым предохраняют растения от пробуждения: оно может привести их к гибели от последующих морозов.

- А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

-- Обратите внимание, что с понижением температуры воздуха и уменьшением длины светового дня окраска листьев меняется быстрее, быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят…       

 

Вывод: подготовка растений к зиме:

1.Уменьшение свободной воды в клетках.

2.Наличие связанной воды за счет органических сахаров.

3.Перевод крахмала в сахара.

4.Образование и утолщение перидермы и корки.

5.Закупоривание чечевичек.

6.Листопад.

После этих явлений наступает покой - состояние растительного организма, при котором понижаются жизненные функции.  

Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?

Силуэт (определение жизненной формы) форма кроны;
2) Окраска коры и расположение чечевичек
, их форма, окраска.
3) Почки
: окраска, расположение, форма, запах.
4) Плоды
(если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.
5) Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)                                                                                                  6)хвойные – по хвое и шишкам;                                                                                                                       7) по запаху;

Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы:

Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью, как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме? Для того  чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий.

Определим виды окружающих нас деревьев и кустарников.

А по каким признакам вы определили эти деревья? Учащиеся правильно отличают, что растения отличаются друг от друга по форме кроны, по почкам, по коре.

            Иногда некоторые древесные породы можно определить по плодам. Например, крылатые плоды ясеня сохраняются на дереве почти всю зиму. Долго не опадают крылатки у клена. Какое дерево встречает нас первым в хороводе деревьев? Ученик рассказывает о дереве. Далее можно рассказать еще о нескольких растениях.

Рассказ о растениях сопровождается показом растений, их фотографированием и зарисовкой.

Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений. Ученики должны предварительно ознакомиться с внешним видом по рисунку, описанием и временем цветения. Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).

А теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке. (Учитель делит класс на группы). Каждая группа получает бланк с заданиями и  конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения. Учитель производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы.

Выполнение исследования. Итоги, дополнения.

Физкультминутка. Игра-разминка «Передача энергии». Возьмемся за руки и встанем в круг. Мы летние листья.  Передаем друг другу энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это рукопожатие передается от человека к человеку по цепочке. Пошлите энергию сначала в одном направлении, затем в другом. Затем посылайте энергетический импульс в обе стороны. А теперь мы осенние листья, отпускаем руки и потрясем ими. Можно покружиться.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок –

Все уселися в кружок.

 

Дополнение, если есть время, Понаблюдайте, как травы готовятся к зиме. Отметьте дикорастущие и растущие на клумбах виды, цветущие осенью.

На дорожках растений почти нет. Через газоны идут тропинки. Все растения на тропинках имеют карликовые формы и крайне угнетены, потому что их давят ногами, ломают и расплющивают, почва уплотняется до твердости асфальта. Выживают только виды, выносящие вытаптывание. Во-первых, это несколько видов подорожника (чаще всего встречается подорожник большой). Довольно стойко переносит вытаптывание одуванчик, но на тропинках розетки его листьев прижаты к земле и мелкие. Лапчатка гусиная иногда сплошной полосой обозначает «дикую» тропинку, ее узорчатые листья с серебристым отливом и желтые цветочки хорошо заметны.

Немногочисленные виды придорожных растений довольно постоянны. Они не гибнут под нашими нога­ми, так как придавливаются, но не ломаются. У них прочные ткани и гибкие стебли, их побеги прижаты к земле, они ползком завоевывают территорию. Травы, которыми  засевают газоны, довольно быстро вытаптываются. У трав, как и у деревьев, идет своя подготовка к зиме. Некоторые из них еще продолжают цвести. А всем известная «мокрица», для ботаников — это звездчатка средняя, цветет до сне­га; зимует, сохраняя цветы; весной, оттаяв, продолжает цвести.

Позднее осеннее цветение характерно только для неко­торых видов диких трав. Большинство трав распростра­няют семена осенью. Есть несколько вариантов: с помо­щью ветра весной (мать-и-мачеха, одуванчик), осенью с помощью птиц и животных. Помогает и чело­век, перенося цепляющиеся к одежде семена череды или «репейника» (так называют все растения с цепкими пло­дами), а это и лопух, и чертополох и другие. Осенью семена многих трав служат пищей птицам и грызунам.

Найдите в центре клумбы самый яркий цветок. Это роза. Её называют королевой клумбы. Роза любимый цветок многих народов, известна с глубокой древности. Существуют сотни сортов роз с различной окраской лепестков. Это растение может предупредить о надвигающемся ненастье. Перед дождем роза плотно сжимает лепестки. Очень красивы цветы розы, но не даст она себя в обиду.

Рассмотрите на стебле острые наросты, это шипы. Один из видов диких роз, так и называется – шиповник. Вы наверняка с ним знакомы. Его плоды (учитель показывает плоды шиповника) содержат большое количество полезного для нас витамина «С», намного больше, чем есть в лимонах и апельсинах.

 

 Весёлые оранжевые бархатцы обычно обрамляют садовые дорожки, растут по краю цветников. Пушистые кустики с резными листочками украшают клумбу всё лето до глубокой осени. А вот и одуванчики.

Обобщающая беседа:

-какие выработались приспособления у многолетних и однолетних растений к перенесению неблагоприятных условий зимы,

-по каким признакам можно отличить различные породы деревьев и кустарников,

чем и почему почки древесных и кустарниковых пород отличаются от почек травянистых растений,

-почему к наступлению зимы в жизни растений наступает период скрытой жизни.

Игра «Ассоциации». Кто больше всех назовет слов–ассоциаций. Например, дерево – стройное, высокое, красивое, пахучее, загадочное, и т.п. Цветковые растения – красивые, хрупкие, имеют цветки разной окраски  и т.п.

 

Растения бывают разные:

Одни – красотой поражают,

Другие – очень опасные.

Ядом своим убивают.

Третьи считаем мы пищею,

Четвёртые – медоносами,

Пятые – просто лишними,

Растущими без пользы.

Но как гласит вечная

Мудрость народов Востока,

Есть травы не изученные,

Но нет растущих без прока.

Возьмите любое растение,

Его изучите внимательно,

И от какой–то болезни

Оно вылечит вас обязательно.

Н.А. Ерошевская

 

Рефлексия. Закончи предложения:
я сегодня на уроке понял, что…
я узнал, что…
я удивился…
мне понравилось…
мне не понятно…

 

За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо? 

А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за живой природой.

 

 

 


 

Тема: Осенние явления в жизни растений

Тема: Осенние явления в жизни растений

III . Инструктаж по ТБ. III

III . Инструктаж по ТБ. III

Растения украшают жизнь людей, радуют их своей красотой, ароматом

Растения украшают жизнь людей, радуют их своей красотой, ароматом

С каким цветом для вас ассоциируется слово осень?»

С каким цветом для вас ассоциируется слово осень?»

Меняет он тепло на холод И устает — уже не молод!

Меняет он тепло на холод И устает — уже не молод!

Секрет наступления покоя кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста

Секрет наступления покоя кроется во внутренних процессах, которые во время покоя подготавливают растение к возобновлению роста

А по каким признакам вы определили эти деревья?

А по каким признакам вы определили эти деревья?

Позднее осеннее цветение характерно только для неко­торых видов диких трав

Позднее осеннее цветение характерно только для неко­торых видов диких трав

За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?

За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020