Тема:
«Основные вопросы развития речи школьников».
Чтобы точнее представить, что такое развитие речи, чему следует учиться, нужно обратиться к понятию языка и речи. Средством живого языка является развитие общества, которому он принадлежит. А также нужно понимать, что же такое – РЕЧЬ.
Если ЯЗЫК – это система средств общения , то РЕЧЬ – это часть необходимых языковых средств для высказывания. Умея правильно пользоваться языковыми средствами, можно грамотно передавать информацию. Общение людей – это и есть обмен информацией, которая может передаваться как в устной, так и в письменной форме.
Устная форма-(Говорение- слушание).
Письменная форма- (Письмо – чтение).
Отсюда вытекает ряд конкретных направлений в работе над развитием речи.
1. Учиться умению говорить: (понимать сказанное, говоримое).
2. Учиться умению писать: ( понимать написанное).
3. Учиться умению точно выражать мысль. Передавать информацию устно.
4. Учиться писать грамотно. Передавать информацию письменно.
5. Развивая речь, обучающиеся учатся умению воспринимать мысли, впечатления, чувства, а также передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме.
***Необходимо научиться понимать и передавать ТЕКСТ.
***Уметь воспринимать чужой ТЕКСТ, а также создавать свой ТЕКСТ.
***Понимая, что информацию можно передавать не только с помощью монологической речи, но и в виде Диалога (Реплик), необходимо этому учиться.
Развитие речи школьников побуждает их знакомиться с рядом лингвистических понятий.
Это:
типы речи (ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ),
стили речи (разговорный, книжный),
с разделением его на ДЕЛОВОЙ стиль,
т.е. (НАУЧНЫЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ),
формы речи (УСТНАЯ, ПИСЬМЕННАЯ),
виды речи ( МОНОЛОГ, ДИАЛОГ),
***текст, тема, идея, функциональные возможности языковых средств.
***Разделы: фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание
– необходимы для грамотного создания текста.
***Задания для анализа текста должны отвечать его особенностям.
Единая памятка для анализа текста любого типа.
1. Определить, что это: слова. Предложения или текст. Доказать свою точку зрения.
2. Озаглавить текст. Объяснить имеющееся заглавие. Придумать свое заглавие. Сопоставить.
3. Составить план.
4. Выделить начало текста. Указать его особенности.
5. Указать окончание текста. Есть ли смысловая связь между началом и окончанием текста? А языковая?
6. Придумать свои начало и окончание текста. Сопоставить их с теми, какие имеются.
7. Указать тему текста. (О чем текст?)
8. Назвать идею текста. Его главную мысль.
9. Определить, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета, или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.
10. Подумать, какого стиля текст: разговорного или книжного. (Делового, научного, художественного ?).
Анализ текста – один из видов упражнений.
Другие виды упражнений могут быть:
*** наблюдения над звучащей речью ( видео, радио, магнитофонная)
*** анализ прослушанного высказывания,
*** установление различий между речью диктора и местной речью,
***сбор речевых ошибок,
*** анализ текста,
*** лучшие отрывки из прочитанной книги, анализ,
*** наблюдение за речью окружающих, обобщение этих наблюдений,
*** тренировки в правильной постановке ударений,
*** порядка слов в предложении,
***редактирование текста.
****************************************************
Спасибо за внимание.
Составитель:
Малышева В.Н.
Учитель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.