В.Л. Шулак.
Директор МОУ «Школа №1 города Докучаевска»,
Учитель истории и обществознания.
Тема: «Повышение профессиональной компетентности учителей истории путем участия в мероприятиях по распространению и внедрению передового педагогического опыта со стороны ведущих педагогов РФ».
Образование всегда было ключевой сферой в любом государстве. От этого зависит качество жизни народа в будущем. Министерство образования и науки ДНР приложило к этому вопросу немалых усилий, о которых неизвестно широкой общественности. С начала становления государственности нашей Республики было налажено взаимодействие с Российской Федерацией в становлении и развитии системы образования и науки ДНР. В качестве примеров такого взаимодействия следует отметить следующие:
- оказывается постоянная методическая помощь в установлении и расширении межвузовских связей учреждений ВПО ДНР с российскими партнерами.
- осуществляется обмен студентами и преподавателями.
- выпускникам ВУЗов ДНР предоставлена возможность сдачи государственных экзаменов в ВУЗах Российской Федерации.
- ВУЗы ДНР получают признание в РФ.
Все это благодаря пониманию руководства РФ к вопросам Русского Мира в пределах Донбасса. К примеру, в 2017 году принят Указ Президента Российской Федерации от 18.02.2017 г. №74 «О признании в Российской Федерации документов об образовании», а так же другие нормативно-правовые акты, способствующие интеграции ДНР и РФ.
В течение 2014-2020 годов со стороны Российской Федерации были предприняты целый ряд шагов по интеграции образовательной системы ДНР и РФ. И они очень действенны и эффективны, что вообще составляет тему отдельного доклада. Однако, на мой взгляд, стоит отметить, что в результате, возможно неполного анализа первоисточников, основное направление интеграционных процессов ДНР И РФ состоит на данный момент:
- высшее профессиональное образование;
- физкультурно-спортивное направление.
В отношении высшего профессионального образования, физкультурно-спортивного направления достигнуты достаточно высокие результаты. Интеграция ВУЗов ДНР в образовательное пространство РФ находится на высочайшем уровне. То же самое можно говорить и о физкультурно-спортивном направлении, когда воспитанники спортивных школ ДНР занимают высокие места на пьедесталах почета, принимая участие в различных соревнованиях в Российской Федерации.
Особое место в системе образования занимает школа. В данном случае, в 2020 году произошел прорыв – система образования ДНР, наконец-то, переходит на стандарты российского образования, путем перехода на программы РФ. Однако, на мой взгляд, существуют, определенные вопросы, связанные с особенностями перехода. Это связано, прежде всего, со следующими особенностями:
- существовавшие до 2020 года стандарты ГОС не отображали в полной мере соответствие стандартам РФ;
- несоответствие в полной мере нормативно-правовой базы ДНР с РФ и т.д.
На мой взгляд, существуют определенные вопросы общего характера. Они заключаются в следующих аспектах:
- во-первых, в процессе интеграции образовательного процесса ДНР с РФ достигнуты огромные успехи, прежде всего в сфере высшего профессионального и физкультурно-спортивного направления, что является показателем высочайшей работы государственных структур;
- во – вторых, интеграционные процессы общеобразовательной системы ДНР и РФ на данный момент начинают сейчас переходить на информационный характер методического снабжения учебно-воспитательного процесса, что уже является значительным прорывом в в вопросе интеграции, наряду с процессом перехода ДНР на российские стандарты образования;
- в-третьих, необходимость расширения информационного поля влияния образовательного пространства РФ путем создания различных программ сотрудничества не только между ДНР и РФ, а и отдельных школ в межинформационном, и не только пространстве, подкрепленном также и в материально-финансовом плане.
Поэтому, данные процессы, только свидетельствуют о необходимости усиления внимания к проблемам общеобразовательной школы, при которой стоит уделить более пристальное внимание на вопросы, связанные с интеграцией системы образования ДНР целом и общеобразовательной школы, в частности, в систему образования РФ.
Безусловно, поддержка образовательного пространства в интеграционных процессах существует. Она должна быть в процессе участия педагогов ДНР в вебинарах, конференциях, акциях и т.д. Причем, не только в интернете, а и в реальном знакомстве с достижениями педагогов РФ. Это может быть достигнуто:
- создание программ непосредственного сотрудничества межшкольного, межрегионального характера и т.д., причем, в конкретном сотрудничестве, обмене опытом непосредственно между школами и иными образовательными организациями;
- разработка, внедрение, продвижение в информационном поле программ информационного сотрудничества;
- внесение вопроса программ сотрудничества на государственный уровень с финансовым обеспечением, поскольку это обеспечивает более высокий результат в перспективах интеграции с образовательным пространством РФ;
- обеспечение комплексных мер по повышению квалификации учителей в системе образования РФ (прохождение курсов повышения квалификации, вебинары, стажировки, конференции и т.д.).
Впрочем, вопрос данного характера достаточно обширен, чтобы его можно было бы раскрыть в столь неполном докладе.
На мой взгляд, тема доклада, когда в контексте повышения профессиональной компетентности учителей общественных дисциплин путем участия в мероприятиях по распространению и внедрению передового педагогического опыта со стороны ведущих педагогов РФ, только подчеркивает необходимость системно-комплексного подхода со стороны всех сопричастных структур к системе образования в РФ И ДНР для решения кардинальных вопросов интеграционного характера.
Однако, все же стоит с оптимизмом смотреть в будущее – мы идем в Российскую Федерацию!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.