Тема :Признаки падежных форм имён существительных.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели:развивать умение распознавать падежи имён сущест¬вительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в имени¬тельном, родительном и винительном падежах. Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор¬мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси¬фикация объектов по выделенным признакам; синтез; построе¬ние логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со¬ответствии с задачами и условиями коммуникаций; р. — поста¬новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Иконка файла материала 3.doc

Тема: Признаки падежных форм имён существительных.

Цели:развивать умение распознавать падежи имён сущест­вительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в имени­тельном, родительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; синтез; построе­ние логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникаций; р. — поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания(Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов с орфо­граммами, называют падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

III. Актуализация знаний

Как называются слова, образованные путём соединения двух корней? (Сложные слова.)

Какие буквы соединяют корни? (Соединительные о, е.)

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите в словах-отгадках корни, подчеркните соединительные гласные.

Мощный с гор бежит поток,

Образовывая сток,

И вода здесь так шумит,

Что в округе гул стоит. (Водопад.)

Раз в горах я побывал,

Видел там камней обвал.

Перевал весь завалило.

Отгадай, что это было. (Камнепад.)

Шумит река, сильна, грозна,

Большие льдины крушит.

Как широка! Зимой она

Была в три раза уже. (Ледоход.)

Бежит конь вороной,

Много тащит за собой. (Паровоз.)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки. (Снегопад.)

(Взаимопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение из книги Татьяны Рик «Здрав­ствуйте, Имя Существительное!».

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

—  Как вы думаете, почему надо различать именительный и ви­нительный падежи? (У них есть одинаковый вопрос что?)

—  Что вы знаете об именительном падеже? (Имена существи­тельные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что?,в предложении являются подлежащими.)

—  Почему именительный падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)

Он используется для наименования предмета.

—  Назовите вопросы винительного падежа.

—  Почему этот падеж мог получить такое название? (Ответы детей.)

Оказывается, объект действия, обозначенный именем суще­ствительным в винительном падеже, является причиной, вызы­вающей само действие.

—  Прочитайте предложение. Лёд сковал деревенский пруд.

—  Поставьте вопросы к именам существительным. ((Что ?) лёд, (что?) пруд.)

—  Назовите грамматические признаки этих имён существи­тельных. (Эти имена существительные мужского рода, не­одушевлённые.)

—  Определите падеж имён существительных. (Ответы детей.)

—  В чём состоит трудность определения падежа этих имён су­ществительных? (Они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в начальной форме.)

—  Как определить падеж в этом случае?

(После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что надо определить, какое из слов является в предложении подлежащим. Это существительное в именительном падеже. А существительное, которое является второстепенным членом, употреблено в вини­тельном падеже.)

—  Какие ещё падежи имеют одинаковые вопросы? (Роди­тельный и винительный падежи одушевлённых имён сущест­вительных имеют вопрос кого?)

—  Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винитель­ном падежах.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 84.

—  Чем отличаются имена существительные в именительном и винительном падежах?

(Учитель уточняет, что винительный падеж может иметь и другие значения: указывать на место (ехать за край), время (пойти в среду) и др.)

Упр. 141(с. 84).

—  Прочитайте поэтические строки выразительно.

—  Сколько здесь предложений? (Одно.)

—  Какое это предложение? (Сложное.)

—  Прочитайте, из каких простых предложений оно состоит.

—  Найдите грамматическую основу в каждом простом пред­ложении. (Роняет лес, сребрит мороз, проглянет день и скро­ется.)

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

—  В чём трудность определения падежа выделенных имён су­ществительных?

—  Выполните звуко-буквенный разбор слова край. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 142(с. 84).

—  Прочитайте задание.

—  Составьте предложения устно. Назовите падеж существи­тельных.

—  Запишите свои предложения. Укажите падеж существительных. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

—  Прочитайте формы слов в винительном и родительном па­дежах, данные в рубрике «Говори правильно!».

—  Как правильно произносить эти слова?

—  Составьте с ними словосочетания.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 143(с. 85).

—  Прочитайте.

—  Составьте пословицы. Объясните их смысл.

—  Поставьте вопросы к именам существительным.

—  Определите падеж имён существительных. (Запись предложений с комментированием.) Примерные комментарии учащихся

Без терпенья нет ученья. Нет (чего?) ученья. Существительное ученья стоит в родительном падеже. Это можно определить по во­просу и вспомогательному слову нет. Нет ученья (без чего 7) без терпенья. Существительное терпенья стоит в родительном падеже. Это можно определить по вопросу и предлогу без. И т. д.

—  Сделайте вывод: по каким признакам можно узнать суще­ствительные в родительном падеже? (По вопросу чего?, с по­мощью слова-помощника, по предлогам.)

VIIIРефлексия Работа по карточкам

—  Укажите падеж имён существительных.

1) Река начинается с ручейка. 2) Труднее спуститься с дерева, чем влезть на него. 3) Вместе можно сдвинуть с места любое дело. 4) Плясать под чужую дудку. 5) Пока трава подрастёт, много воды утечёт. 6) Помень­ше слов, побольше дел. 7) Правда дороже золота.

(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Какими способами можно определить падеж имён сущест­вительных?

—  Как узнать падеж имени существительного, если оно отве­чает на вопрос что ?

—  По каким признакам можно узнать имя существительное в родительном падеже?

Домашнее задание

Подготовиться к словарному диктанту.