Открытый урок математики по теме «Пропорции»
Класс – 6.
Цели урока:
· воспитательные – воспитание дисциплины, организованности
· образовательные - формировать умения и навыки в решении уравнений и задач по теме, повторяя при этом название членов пропорции, основное свойство пропорции;
· развивающие – развитие математической речи, логики, памяти, мышления.
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала
Ход урока
I. Организационный момент .
1. Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
2. Девизом сегодняшнего урока будут слова «Без муки нет науки».
3. Узнать тему урока поможет ребус.
4. Запишем число, «Классная работа».
II. Устная работа:
1. «Снежки»
В коробке скомканные бумажки с вопросами. Учитель достает первый снежок и кидает в любого ученика. Ученик берет снежок, отвечает на вопрос и кидает следующий снежок.
Что называют отношением двух чисел? (частное)
Что показывает отношение двух чисел? (во сколько раз)
Как узнать, какую часть число а составляет от числа в?(а/в)
Что такое пропорция?(равенство двух отношений)
Как называются числа a и d в пропорции а:в=с:d?(крайние члены)
Как называются числа в и с в пропорции а:в=с:d?(средние члены)
Сформулируйте основное свойство пропорции.(произведение крайних членов верной пропорции равно произведению средних членов)
Приведите примеры пропорций.
Какие члены пропорции можно менять местами?(средние между собой и крайние между собой)
Как называется число, записанное над чертой обыкновенной дроби?(числитель)
Произведение, каких дробей равно 1?(обратных)
Сотая часть чисел?(процент)
Если дробь неправильная, то обратная ей дробь будет…..?(правильная)
Как называется результат деления?(частное)
2. Работа с карточками.
Числа изображены на карточках, которые демонстрируются учащимся поочерёдно. На обратных сторонах карточек записаны ответы.)
1. Выразите в процентах числа:
0,2 (20%) 0,15 (15%)
1/2 (50%) 3/5 (60%)
1 (100%) 3 (300%)
2. Верните «сбежавшее число»:
32:8= х : 2
48:6=40: х
1000:100 = 70: х
75: х = 100: 4.
III. Физкультминутка.
1. (игра «истинно-ложно»)
Если высказывание верно, то вы встаете со своих мест и хлопаете в ладоши.
1. Делить на нуль нельзя.
2. 3в квадрате = 6
3. Квадрат – это прямоугольник.
4. 6 – самый дружный класс
5. У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
6. Математика – царица наук.
2. Сожмите кисть столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 2 см.
IV. Работа в тетрадях:
1. Математический диктант.
1) Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.
2) Запишите пропорцию: Отношение трёх к пяти равно отношению двух к семи.
3) Запишите средние члены пропорции: 1,5 : 2 = 4,5 : 6.
4) Запишите крайние члены пропорции: 2/1,9 = 3/2,8
5) Верна ли пропорция в п.3
6) Верна ли пропорция в п.4
7) Верно ли высказывание: Корень уравнения 20/5 = х/0,5 число 2
ВЗАИМОПРОВЕРКА
2. Из данных чисел составьте верные пропорции.
а) 18; 3; 30; 5;
б)120;4;280;840;
в)60;80;20;15.
3. «Переставляшки»
- переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова, связанные с математикой.
Т И Р (три)
С Л Ю П (плюс)
С О Л И Ч (число)
2. Найдите общую часть трёх слов (2 буквы):
(ва)
4. Решение задач:
1. Жить или курить?
Что вы видите?
Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Жить или курить? Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи):
Задача 1: Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Оформляем решение:
Составляем пропорцию и решаем её.
Ответ: 47,6 года.
Так жить или курить?
Задача 2: Настоящие охотники за приведениями получили новое оборудование – ультрасовременные ловушки. Две такие ловушки захватывают за один раз 18 приведений. Сколько ловушек надо взять на операцию, чтобы отловить одновременно 27 приведений?
Оформляем решение:
Составляем пропорцию и решаем её.
Ответ: 3 ловушки.
VI. Итог урока
Объявление оценок с комментариями. Соответствует ли ваше желание с той оценкой, которую вы получили на уроке?
VII. Рефлексия.
Карточка для рефлексии
· Понравился ли тебе урок_________________________________________________
· Что не понравилось на уроке______________________________________________
· Поставь отметку учителю по 5-бальной системе_______________________________
· Оцени свою деятельность по 5-бальной системе_____________________________
· Какие действия учителя считаешь неправильными_____________________________
· Какой фрагмент урока был самый интересным?___________________________________________________________________________
VIII. Прощание с детьми
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
С. Маршак
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.