Тема: Решение линейных уравнений с параметрами, составление схемы-алгоритма решения линейного уравнения с параметрами. Понятие «разветвленного уравнения»
Цель: сформировать умение решать линейные уравнения с параметрами по схеме-алгоритму; ввести понятие «разветвленного уравнения»; развивать исследовательские способы мышления, наблюдательность.
Ход занятия
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и умений, проверка домашнего задания
1. Повторение теоретических сведений
1) Дайте определение линейного уравнения.
2) Какие вы знаете свойства линейных уравнений?
3) Сколько корней может иметь уравнение ax = b? Приведите примеры.
4) Сформулируйте определение параметра.
5) Сколько корней может иметь линейное уравнение с параметром? От чего это зависит? Приведите собственные примеры.
III. Изучение нового материала
Известно, что при решении линейного уравнения его сначала нужно свести к виду ax =b. Далее можно пользоваться таблицей свойств линейного уравнения. Можно эти же действия представить в виде схемы или алгоритма.
Решите уравнение относительно x:
1) 30x + a = 0.
Решение
3х + а = 0, 3х = - а.
Получили линейное уравнение, которе имеет единственный корень
x = - а/3 при любых значениях параметра a.
Ответ. При любом значении a x = -а/3.
2) 8 – bx = - 1.
Решение
8 – bx = - 1, - bx = - 9, bx = 9.
Получили линейное уравнение. Определим, сколько корней имеет уравнение в зависимости от значений параметра b:
если b = 0, то уравнение приобретает вид 0x = 9 и не имеет корней;
если b ≠ 0, то уравнение имеет единственный корень x = 9/b.
Ответ. При b = 0 корней нет; при b ≠ 0 x = 9/b.
3) kx + k = 180.
Решение. Сведем уравнение к линейному:
kx + k = 180, kx = 180 – k.
Определим количество его корней в зависимости от параметра k:
если k = 0, то уравнение приобретает вид 0x =180 и корней не имеет;
если k ≠ 0, то уравнение имеет корень x= 180 – k/k.
Ответ. При k = 0 корней нет; при k ≠ 0 x = 180 – k/k.
Сделаем несколько обобщений.
1. Решить уравнение с параметрами означает:
1) указать значения параметров, при которых уравнение имеет корни (определить их количество при различных значениях параметров) или не имеет корней;
2) найти все выражения для корней уравнения и для каждого указать значения параметров.
2. При определенных значениях параметра (назовем их «контрольными») происходит качественное изменение уравнения и соответственно изменяется количество его корней.
3. Для линейных уравнений с параметром (и таких, которые сводят к линейным с помощью равносильных преобразований) «контрольными», как правило, являются такие значения параметра, которые превращаются в ноль при переменной. Итак, чтобы решить линейное уравнение с параметром, необходимо найти «контрольные» значения параметра, решить уравнения при этих «контрольных» значениях и при значениях, отличных от «контрольных».
4. Очень важно правильно записать ответ, особенно тогда, когда решение «разветвляется» в зависимости от значений параметра. Будем пользоваться такой формой записи: при «...» значениях параметра уравнение имеет корни «...»; при «...» значениях параметра уравнение не имеет корней. Подчеркнем, что решить уравнение с параметром значит найти все его решения для допустимых значений параметра (если условием задачи не ограничена область изменения параметра).
Например, ответ к некоторому уравнению с параметром (без ограничения области его изменения):
при x ≠ a/2 x = a + b не будет правильным. Почему? Поскольку при значении b = -a/2 x = a + b = a/2.
Тогда правильным будет ответ:
при b = -a/2 корней нет; при b ≠ -a/2 x = a + b.
Теперь составим схему-алгоритм для решения уравнений с параметром, которые можно свести к линейным.
нет (а ≠ 0) да (а = 0)
Это исследование можно записать с помощью слов «если ..., то ...».
Например, исследования корней уравнения ax = b может выглядеть так:
1) Если a ≠ 0, то x = b/a;
2) если a = 0 и b ≠ 0, то корней нет;
3) если a = 0 и b = 0, то x - любое число.
Отметим, что линейное уравнение ax = b с определенным числовым значением b решают как имеющее один параметр - a. Если значение b также неизвестно, то в уравнении будет два разных параметра a и b. Уравнение может иметь и более двух параметров, обозначающие разными буквами.
IV. Закрепление новых знаний
1. Составьте схему для решения уравнения
(2 + m)x – 3 = 0
и решите его.
Решение.
Имеем
нет да
1) Если 2 + m ≠ 0, то m ≠ 2, то
х = 3 /2 + m;
2) если 2 + m = 0, то есть m = - 2, то корней нет.
Ответ. При m ≠ -2 x = 3/2 + m ; при m = -2 корней нет.
2. Составьте схему для решения уравнения
а2 х – аb = а и решите его.
Решим следующие уравнения по алгоритму без построения схемы.
3. Решите уравнение ax - 3 = b в зависимости от параметров a и b. Исправьте ошибки в ответах к уравнений с параметрами, которые решали относительно x:
1) при x ≠ 2 x =a + 3,
2) при x ≠ a x=a + b - 1;
3) при x ≠ b x = a2 b;
4) при x∉ {1;2}; x = a+ 1;
5) при x ≠ 3 x ∈ { a + 1; a - 1}.
V. Подведение итогов занятия
Фронтальная беседа
1. По какой схеме можно решить линейное уравнение с параметром?
2. Как правильно оформить запись ответа?
VI. Домашнее задание
1. Составить линейное уравнение с параметром и блок-схему к его решению.
2. Исправить ошибки в ответах к задачам с параметрами, которые решали относительно x:
1) при x ∉ {0;3} x ∈ {а + 3;а};
2) при x ∉ {1;2}; x ∈ - {3;а - b};
3) при x ∉ {2;а}; x ∈ {а + b;0};
4) при x ∉ {-1;1}; x ∈ {а + 1; а2; 4}.
3. Решить уравнение 4 + bx = a относительно х.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.