Тема: Род имен существительных.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определения рода имён существительных, формировать умение определять родовые окончания имён существительных.
Планируемые результаты
Предметные :научатся определять род имен существительных, выделять родовые окончания, анализировать грамматические признаки имён существительных.
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: открытие «нового знания»
Оборудование: Русский язык: 3 класс, программа «Школа России», учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М: Просвещение, 2015. С. 25-26, карточки.
ХОД УРОКА.
Организация детей к уроку.
Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас,
Друг на друга посмотрели.
И тихонечко все сели.
Я думаю, что этот урок поможет вам открыть новые тайны русского языка.
Ребята, скажите какое сегодня число? Как вы думаете, чем это день знаменит?
24 января отмечается «сладкий» праздник – Международный день эскимо. Дата для его учреждения была выбрана потому, что именно в этот день в 1922 году владелец магазина сладостей в городе Онава (штат Айова, США) Христиан Нельсон получил патент на эскимо.
Запишите число, классная работа.
Актуализация знаний, самоопределение.
Словарная работа.
- Запишем слова под диктовку. Найдите орфограмму.
Молоко, девочка, завод, пальто, лягушка, солдат, ворона, яблоко, город.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Сейчас узнаем, что вы знаете об имени существительном.
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- А что вы ещё знаете об имени существительном?
- Как изменяются имена существительные?
- Число имён существительных – это постоянный признак?
- А какие постоянные признаки имён существительных вы знаете?
Самоопределение к деятельности.
Проблема.
- Давайте обратимся к словарным словам, которые записали.
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Разделите.
- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш. и неодуш.)
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте разделить эти слова на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- Почему не получается выполнить это задание?
- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.
Давайте попробуем разделить на группы имёна существительные.
- Сложно ли это сделать?
- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов?
Имена сущ., которые можно заменить словом – он. Это – мужской род.
Имена сущ., которые можно заменить словом – она. Это – женский род.
Имена сущ., которые можно заменить словом – оно. Это – средний род.
На письме род пишется сокращённо: м.р., ж.р, ср.р.
- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.
- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р.)
- По какому признаку их разделили?
- Попробуйте определить тему и задачи урока по этим 3-м столбикам слов.
Задачи определяют дети:
узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)
научиться… (определять род имён существительных)
применить… (новое знание при выполнении заданий)
Молодцы.
Наша задача сегодня понять, что такое род и как его определять.
Итак, какого рода бывают имена существительные? (М.р., ж.р., ср.р.)
- Ребята, как вы считаете род имён существительных— это признак постоянный или непостоянный?
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.
Женский
род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
- Я каждому из вас приготовила карточку – помогайку. Она будет вашим помощником на уроках.
- Сверим наш вывод, откройте учебник на стр.25 и прочитайте правило.
Работа по теме урока.
Работа в тетрадях. Творческая работа.
- Сейчас выполним задание. Мальчики придумывают три слова мужского рода, а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
- А все вместе придумаем существительные среднего рода.
Проверка.
Физминутка.
- Я называю вам имена существительные, если женский род- вы хлопаете в ладоши, если мужской род – топаете, средний род – приседаете. (Ручка, паровоз, окно, дверь, облако, ягода, яблоко, карандаш, птичка).
Первичное закрепление
Итак,
какого рода бывают имена существительные? (М.р., ж.р., ср.р.)
Работа с учебником.
Откройте учебник страница 25 упражнение 39
- Прочитайте слова. Разделите их на три группы.
- Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имен существительных.
- Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имен существительных.
-Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имен существительных.
- Выполним письменно упражнение 39, кто хочет работать у доски? (у доски работают 3 человека по желанию, их работа оценивается).
Игра «У каждого рода свой домик»
Детям раздаются слова, записанные на карточках. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик. (Волна, гнездо, дядя, море, стол, дедушка, метель, озеро, земля, пальто, диван, тетя, бабушка, звезда).
-Запишите слова и выделите окончания.
- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? ср.р.?
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице 26 рубрика «Обрати внимание».
- Заполним памятку.
Подведение итогов урока.
- С какой новой тайно познакомились на уроке русского языка?
- Какого рода бывают имена существительные?
- Что вам помогло в распознавании рода имён существительных?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?
- Как определить род имени существительного?
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
«Светофор»
- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке (красный – я затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).
Домашнее задание.
Выучить карточку – помогайку, стр.25,упр. 42 стр.26.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.