Тема самообразования «Использование ИКТ, как средство повышения предметной мотивации на уроках геометрии в 10-11 классах в процессе изучения нового материала.
Оценка 5

Тема самообразования «Использование ИКТ, как средство повышения предметной мотивации на уроках геометрии в 10-11 классах в процессе изучения нового материала.

Оценка 5
Научные работы
doc
математика
08.10.2022
Тема самообразования «Использование ИКТ, как средство повышения предметной мотивации на уроках геометрии в 10-11 классах  в процессе изучения нового материала.
Приоритетный национальный проект «Образование» остаётся одним из ключевых механизмов развития общего образования. В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит поддерживать практику использования современных образовательных технологий в образовательных учреждениях. Одной из задач развития системы и ключевым её направлением развития образова-ния Ханты-мансийского автономного округа - Югры до 2020 года является развитие ин-формационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедре-ние программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения но-вого поколения. Необходимо использовать технологии так, чтобы они помогли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Использо-вание новых технологий в обучении математике способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовность к самостоятельной исследовательской работе.
Тема самообразования.doc

Тема самообразования «Использование ИКТ, как средство повышения предметной мотивации на уроках геометрии в 10-11 классах

 в процессе изучения нового материала.

 

Объект исследования: процесс изучения нового материала на различных этапах урока.

Предмет исследования: методика использования ИКТ на уроках геометрии в 10-11 классах, как средство повышения мотивации.

Цель исследования: разработка научно-обоснованного варианта методики обучения математики 10-11 классов общеобразовательной школы, ориентированного на повышение мотивации при изучении геометрии в старших классах.

Задачи исследования:

1)                    проанализировать основные психологические, педагогические и методические исследования использования ИКТ, как средство повышения мотивации в процессе обучения математике;

2)                    спроектировать цели обучения математике в общеобразовательной школе направленные на повышение мотивации детей с использованием ИКТ;

3)                    разработать систему знаний изучения нового материала направленную на достижение поставленной цели;

4)                    определить наиболее подходящие методы изучения нового материала с использованием ИКТ в учебном процессе.

Гипотеза исследования:

- если разработанную методику использовать в учебном процессе то, это позволит повысить мотивацию обучающихся в общеобразовательных школ на уроках геометрии в 10-11 классах.

 

Приоритетный национальный проект «Образование» остаётся одним из ключевых механизмов развития общего образования. В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит поддерживать практику использования современных образовательных технологий в образовательных учреждениях.

Одной из задач развития системы и ключевым её направлением развития образования Ханты-мансийского автономного округа - Югры  до 2020 года является развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения. Необходимо использовать технологии так, чтобы они помогли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Использование новых технологий в обучении математике способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовность к самостоятельной исследовательской работе.

Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики. С его помощью можно изобразить плоские, объёмные фигуры, предъявить фигуры в статическом и динамическом режиме. К компьютерным изображениям могут быть приложены определённые задания для выполнения их учащимися, что даёт возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению учебного материала.

Одним из преимуществ использования ИКТ является перенос центра тяжести с вербального методов на наглядные, проблемные и поисковые методы обучения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», гласит народная мудрость. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Исследования показали, что примерно 30% от услышанного и более 70% от того, что они слышат и видят одновременно. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения  предлагаемого материала. Этому в большей степени способствуют электронные ресурсы, которые могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному значению: 1) информационно-справочные материалы; 2) электронные книги для чтения; 3) фильмы DVD; 5) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных; 4) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации, тесты и другие контрольно измерительные материалы); 6) Интернет-ресурсы; 7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры); 8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т.п.), созданные учителем для конкретного урока.

Информационно-справочные материалы учителя и учащегося на CD или DVD содержат огромный объём фактологических данных и иллюстративного материала, который представлен обычно в более привлекательной форме, чем на бумажных носителях. За счёт

анимации, системы поиска, видеофрагментов, различных звуковых эффектов, викторин, тестов и других форм контроля знаний эти электронные ресурсы могут соперничать с мультимедийными учебными пособиями. Они, как правило, не используются самостоятельно, а играют вспомогательную роль, как источник информации для работы над проектами, презентациями, электронными рефератами.

Электронные книги для чтения и DVD-фильмы необыкновенно привлекательны для учащихся, а учителю они дают возможность работать на уровне гипертекста (в широком смысле), обеспечивая тем самым текстовую и изобразительную наглядность для всего класса и управляя процессом чтения/просмотра в контексте изучаемого материала.

Электронные наглядные пособия и методические материалы представляют собой ресурс учителя-предметника, оказывая ему методическую помощь при подготовке к урокам, составлении контрольных заданий, подведении итогов овладения навыками и умениями.

Интернет-ресурсы объединяют в себе свойства всех вышеупомянутых программных продуктов, представляя собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, решения учебных задач и делового электронного общения.

Обучающие программы или электронные учебные пособия являются наиболее законченными и самодостаточными видами электронных ресурсов и нацелены на высшую степень автономии учащегося. Они, как правило, предназначены для самостоятельной работы в классе или дома, когда составляющие учебной деятельности управляются и контролируются самим учащимся, а мониторинг осуществляется учителем. Они являются очень удобным и эффективным средством обучения, если поставлена задача самостоятельной отработки той или иной темы. В силу широкого выбора учебных ситуаций изучаемый материал может прорабатываться более глубоко за счет многократного осуществления заданных действий и необходимых операций, отработки практических навыков и доведения их до автоматизма. Полностью требованиям учителя отвечают учебно-методические программные средства для сопровождения уроков, созданные самим учителем с помощью остальных типов электронных ресурсов. Поскольку они создаются конкретным учителем для конкретного урока, учитель сам решает, какой объем своих ―полномочий‖ делегировать компьютеру. Программные среды, с помощью которых возможно создание таких материалов довольно много, однако наиболее распространенной и доступной в настоящее время является среда программирования Microsoft PowerPoint, с помощью которой учитель создает презентации. Данная программа позволяет создавать презентации, сочетающие в себе: двух- или трехмерную компьютерную графику и анимацию, видео, фото, звук, текст на нескольких языках, голос диктора, чем достигается основной результат - максимальная эффективность в восприятии учебной информации

Презентации, создаваемые самим учителем, обладают еще одним неоспоримым преимуществом: они не отторгают учителя от учащегося, а, наоборот, способствуют их творческому единению на уроке. Это происходит потому, что программные средства-сопровождения в силу выполняемых ими функций (демонстрируются учителем) создают на уроке особого рода учебную информационную среду – «учитель – учащиеся – учебный материал на экране, транслируемый с компьютера через проектор». Управление трансляцией материала осуществляет сам учитель: он выбирает слайды, порядок их следования, скорость их смены, виды анимации и т.д., т.е. учитель задает уровень интерактивности во взаимодействии с материалом и материала во взаимодействии с классом. На слайдах могут быть представлены новые материалы для объяснения, задания для дискуссий, вопросы, иллюстративный материал – всевозможные средства изобразительной наглядности, доступ к которым осуществляется системой гиперссылок, командами запуска анимации, а также простой сменой слайдов. Причем слайды существуют не ― «сами по себе» – они представляют собой видеоряд, построенный в соответствии с логикой урока или той его части, которая ― «делегирована» компьютеру. Программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.

Применение цвета, графики, звука, анимации - всех средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации на уроке. Использование на уроках программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных моментов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения, возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Программа презентации - своего рода «конструктор» для учителя, позволяющий ему моделировать форму подачи материала в зависимости от меняющихся дидактических целей и задач урока.

Кроме учительских презентаций эффективно применение на практике ученических презентаций, как образовательного продукта урока. Учащиеся, в составе рабочих групп анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.

Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки: критическое осмысление информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению предмета, способствует повышению уровня восприятия информации, развитию творчества школьников. Создание презентации способствует воспитанию у школьников собственной точки зрения, собственного видения проблемы

Использование презентации на уроке позволяет учителю-предметнику не только улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом, но и создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, сотрудничества, создавать ту учебную информационную среду, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, что приводит к повышению качества образования.

Компьютерные технологии – это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий – ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. Использование информационных технологий на уроках позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока:

·         на этапе предъявления новой учебной информации;

·         на этапе усвоения новой учебной информации;

·         на этапе повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков;

·         на этапе промежуточного контроля достигнутых результатов обучения;

·         на этапе корректировки самого процесса обучения и его результата путём совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Распространённой формой работы на компьютере является создание мультимедийных презентаций по отдельной учебной теме или целому разделу учебной темы.

Основные виды учебных презентаций:

Конспект урока – презентация, содержащая основные визуальные составляющие традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет в данном случае явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной части ориентированы на базовый учебник.

Таблица – презентация, подходящая при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершённый вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.

Схемы и графики – этот вариант презентации направлен на показ различных схем и графиков. Построение схем и графиков может быть статическим, так и анимационным. Данный вид презентаций очень хорошо подходит для учителей математики.

Тестирование – презентация, содержит тест по заданной тематике, которая может быть рекомендована при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок и анимации организуется процесс тестирования.

Слайд-шоу – презентация, в которой почти полностью отсутствует текст, а акцентированы яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце, или в середине урока, цель её – создание определённого эмоционального настроя. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется мало эффективной.

 

 

 

 


Тема самообразования «Использование

Тема самообразования «Использование

Этому в большей степени способствуют электронные ресурсы, которые могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному значению: 1) информационно-справочные материалы; 2) электронные…

Этому в большей степени способствуют электронные ресурсы, которые могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному значению: 1) информационно-справочные материалы; 2) электронные…

Это происходит потому, что программные средства-сопровождения в силу выполняемых ими функций (демонстрируются учителем) создают на уроке особого рода учебную информационную среду – «учитель – учащиеся…

Это происходит потому, что программные средства-сопровождения в силу выполняемых ими функций (демонстрируются учителем) создают на уроке особого рода учебную информационную среду – «учитель – учащиеся…

Использование презентации на уроке позволяет учителю-предметнику не только улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом, но и создавать…

Использование презентации на уроке позволяет учителю-предметнику не только улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом, но и создавать…

Тема самообразования «Использование ИКТ, как средство повышения предметной мотивации на уроках геометрии в 10-11 классах в процессе изучения нового материала.

Тема самообразования «Использование ИКТ, как средство повышения предметной мотивации на уроках геометрии в 10-11 классах  в процессе изучения нового материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2022