Тема: Степан Бабенко «Тюе – Тас»".

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5-6.doc

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                          Класс 3- «Б»

 (1 четверть)

Урок 5-6

 

Тема: Степан Бабенко «Тюе – Тас»".

Цель: знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание любви к родному краю.

Учебновоспитательные задачи: Познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг.

Ход урока

 
I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания: Ж.Жабаев «Казахстан»

III. Изучение нового материала

** Вводная беседа

       Степан Бабенко — казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел сердцем к родным местам, к своей малой родине, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.

«Тюе-Тас» - это лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой. Писатель теплыми, проникновенными словами, идущими из самого сердца, делится своими воспоминаниями, раздумьями, находит необычные, яркие сравнения, чтобы читатель вместе с ним восхитился великолепием лазурной степи, полыхающих тюльпанов, мелодией звонких оврагов. Обязательно следует обратить внимание детей на художественные изобразительные средства в рассказе, провести специальную работу, чтобы показать богатство и выразительность русского языка, способного передать тончайшие оттенки красок, звуков и запахов.

       Тюе-Тас в переводе с казахского языка означает буквально «камень-верблюд». Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне. 
Название речки Кутурган можно перевести как «разбушевавшаяся», «бешеная». «Сай» в переводе с казахского означает овраг, балка. Кызылсай — красная балка (в апреле «полыхает тюльпанами»),
овраг Амансай назван по имени Аман.

**как вы понимаете название реки? (оврага).

1.      Первичное чтение учителя.

2.      Чтение «цепочкой».

3.      Разбор и решение послетекстовых заданий.

       Эпизод 1. Картины пейзажа. Картины пейзажа. Краски: 
«Степь отливала лазурью». Вспомнив, значение слова «лазурь», дети отметят этот яркий синий цвет
у васильков и незабудок. Настолько много этих цветов в поле, что они даже как бы приглушили зеленый цвет травы и придали степи ярко-синий оттенок. 
       Маков тоже очень много весной («от края до края»), у них до того чистый, насыщенный красный цвет, что создается зрительное ощущение маленьких язычком пламени по всей необъятной степной
шири (маки «пламенели»). Весной, в это благодатное для степи время года, трава также буйно растет, она сочная, гибкая, еще не высушена солнцем («податливая трава») и ярко-изумрудного цвета — ни единой желтой травиночки. 
***Теперь можно представить общую картину весеннего цветения в степи: чистое, голубое, как будто только что умытое, небо, яркая зелень травы отливает лазурью васильков и незабудок, среди них — красные огоньки маков, а над этим великолепием кружатся разноцветные бабочки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки. 
*** Запахи: 
Как пахнет скошенное сено? Прежде всего, свежестью. К этому запаху примешивается терпкий, чуть горьковатый запах трав, нежные ароматы цветов. Такой воздух можно пить, зажмурив глаза, дышать — и никогда не надышаться. Это теплый запах родной земли.

***Звуки: 
Воздух в весенней степи наполнен птичьими голосами, радостно приветствующими солнечное тепло, и веселее всех — песнь жаворонка. А из балки ему вторит перепел — четко, требовательно, ровно. В оврагах звонко поют птицы. 
       Во время сенокоса мальчик впервые внимательно вгляделся в окружающий мир и постиг его
красоту, прикоснулся душой и сердцем к загадочному, пленительному миру природы. 
       Третий вопрос. Отрывок — описание аула Тюе-Тас можно сравнить с картиной пейзажа в начале рассказа и найти общее:

густая, податливая трава; 
пламенеющие от края до края маки; 
звездная ночь, весенняя степь навсегда останутся в памяти. Степь покрыта веселым

изумрудно-зеленым полушалком;
пламенно-радостный оттенок от множества полевых цветов;

       Лучше нашей степи вряд ли что можно сыскать на всей земле. 

            Д\З выразительное чтение и пересказ.