Тема: Стихи-размышления. Ю. Яковлев «Какого цвета земля?»

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 классТема Ю.Яковлев Какого цвета земля.docx

Тема: Стихи-размышления. Ю. Яковлев «Какого цвета земля?»

 

Цель:  планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

         знать:

- фамилию автора и название произведения;

уметь:

- осмысливать прочитанное стихотворение, словесно воспроизводить эмоции, чувства;

- выявлять и исследовать (при помощи учителя) образные выражения;

- уметь выразительно читать стихотворение, передавая эмоциональное настроение.

Задачи личностного развития:

- способствовать формированию у учащихся навыка правильного, осознанного чтения;

- создать условия для развития воображения, эмоционального восприятия произведения; обогащения словарного запаса; для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- создать условия для  воспитания позитивного отношения к труду, людям труда.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: УМК «Литературное чтение», Воропаева В.С., 3 класс, 2012г.,  иллюстрации «Профессии людей», портрет Ю. Яковлева

 

Ход урока

         I. Организационный этап.

                            Прозвенел долгожданный звонок.

                            Он позвал нас на урок.

                            И мы время не теряем.

                            Урок чтения начинаем.

         Упражнение «Похлопайте в ладоши, если…»

         - вы рады видеть друг друга;

         - у вас сегодня хорошее настроение;

         - готовы активно работать сегодня на уроке;

         - считаете, что совместная работа поможет нам в решении задач урока.

II. Мобилизующий этап.

         -Закончите фразу:

         «На уроке чтения будем читать, для того, чтобы …» (Научиться бегло читать, узнавать новое, интересное)

         «Сегодня на уроке чтения мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них, для того, чтобы …» (Научиться думать, рассуждать, высказывать свои мысли)

II. Пятиминутное чтение.

-Читаем книги для дополнительного чтения в разных режимах громкости (1 мин – молча, 2 мин - «жужжащее чтение», 1мин –  шёпотом, 1 мин – молча).

         IV. Проверка домашнего задания.

         1. - Как называется страна, по которой мы начали путешествовать на прошлом уроке?  (Страна Поэзии)

         - С творчеством, какого поэта мы знакомились? (А. Барто)

         2. Игра «Верите ли вы…»

         - Литературные произведения относятся или к прозе или к поэзии. (+)

         - Стихи отличаются от прозы только тем, что записываются в столбик. (-)

         - Прозаические произведения имеют рифму и ритм. (-)

         - Каждое стихотворение имеет свою мелодию. (+)

         - А. Л. Барто родилась в Минске? (-)

         - Стихи А. Барто учат читателя понимать «что хорошо, что плохо» (+).

3. Чтение наизусть отрывка (на выбор) из стихотворения А. Барто «Игра в слова». (Оценка по критериям: правильность, паузы, эмоциональность).

4. Синквейн «Игра».

                              Игра

Интересная, познавательная.

Веселит, обучает, развлекает.

Досуг (забава).

V. Речевая разминка.

         - Как вы думаете,  для чего мы проводим речевые разминки? (Чтобы правильно дышать, правильно произносить звуки, выразительно читать.)

         1. Дыхательное упражнение «Погасите свечу».

         2. Работа со скороговоркой.

                            Наши руки были в мыле.

                            Мы посуду сами мыли,

                            Мы посуду мыли сами,

                            Помогали нашей маме.

         - Что вы можете сказать о героях скороговорки? (Трудолюбивые.)

         - Сколько корней в слове трудолюбивые?

         - Какой звук чаще  повторяется? Дайте ему характеристику. (Звук  [м]- согласный, звонкий, непарный, твёрдый.)

         3. Работа со стихотворением.

         а) читают с понижением голоса;

         б) с повышением голоса

                            Все люди заняты трудом,

                            Лишь солнышко встаёт:

                            Кто хлеб растит,

                            Кто строит дом,

                            Кто книгу создаёт.

- Какова главная мысль стихотворения?

         - А каким трудом в школе заняты вы?

VI. Подготовка к восприятию произведения.

1. Расставьте буквы по росту, прочитаете фамилию автора, с произведением которого будем знакомиться.  Я в о е к в л Ю. (Ю. Яковлев)

         2. Слово учителя об авторе. (Портрет поэта на доске.)

         - Родился Ю. Яковлев в 1923 году в Ленинграде в семье писателя. Настоящая фамилия - Ховкин. Писать стихи начал ещё в школе. Во время Великой Отечественной войны, участником которой был писатель, увлечение стало настоящей страстью. Всю войну он был корреспондентом, писал стихи, очерки.  Мудрые и поучительные рассказы о детях и войне, о животных и о людях, о любви к природе и к матери.

3. Игра «Предложение рассыпалось». Земля, цвета, какого («Какого цвета земля?»)

VII. Сообщение темы и цели урока.

         - Прочитайте тему урока. Сформулируйте цели.

         VIII. Работа над новым материалом.

1. Дерево предсказаний.

- О чём будет стихотворение?

2. Чтение произведения учителем.

- Что вас удивило в этом стихотворении?

3. Словарная работа.

Охра – краска от светло-жёлтого до тёмно-жёлтого цвета.

4. Чтение текста учащимися.

         а) Самостоятельное «жужжащее чтение».

         - Определите композицию произведения: поэтическое или прозаическое произведение, рассказ, сказка или легенда, повествование или рассуждение, написал поэт или писатель.

         б) Чтение «цепочкой».

Вывод: это поэтический рассказ-рассуждение, который написал поэт.

5. Физкультминутка «Помогаем бабушке» (Имитация движений.)

         Стираем белье.

         Потом пополощем белье.

         Выжмем хорошо.

         Повесим сушиться.

         А теперь пойдем во двор.

         Попилим бревна.

         Поколем поленья.

         А теперь складываем  в скирду.

         Вытерли пот со лба. Присели. Отдохнули.

6. Работа над содержанием.

- Можно ли однозначно сказать какого цвета земля?

- Какого цвета земля весной? Прочитайте.

- Почему автор сравнивает её с углем?

- А для вас земля, какого цвета весной?

- Почему зимой земля бела?

- Какого цвета земля осенью? Прочитайте.

- В природе происходит смена пор года, следовательно, меняется цвет земли.

- Кроме природы, кто перекрашивает землю? (человек)

- В какие цвета перекрашивает землю труд человека?

- Как вы понимаете слова: «Садовод с головой убелённой красит пустыню краской зелёной»?

- Как понимаете выражение: «тракторист… покрывает поле позолотой»?

- Какая ещё профессия упоминаются в стихотворении? (каменщик)

- С какой краской дружит каменщик? Почему?

- Где их можно найти белую краску? Прочитайте.

- Что нужно сделать, чтобы на земле появилась фиолетовая краска?

- Как понимаете слова: «Красьте, красьте, всё в вашей власти!»

- Кем вы мечтаете стать? Какой краской будете красить нашу землю?

- Труд человека раскрашивает землю в разные цвета. Кем вы бы не стали, каждый из вас  способен сделать нашу землю, нашу страну краше и богаче.

7. Работа над выразительностью чтения. Партитура текста.

         а) Подготовка к выразительному чтению.        

         - Какие знаки препинания встретились в тексте?

         - Найдите и прочитайте вопросительные предложения?

         - Как надо читать предложения с восклицательным знаком? Прочитайте.

         , - короткая пауза /

         .?!;:-… - длинная пауза//

         ! – повышение голоса

         логическое ударение

б) Чтение стихотворения учащимися:

         - чтение молча (про себя);

         -чтение смысловыми отрывками (столбиками);

         - чтение парами «Буксир».

IX. Закрепление изученного материала.

1) Работа в группах.

·        1 группа (с красными карточками). Прочитать текст. Вместо точек написать недостающую профессию.

В магазине продаёт …(продавец).

В школе детей учит…(учитель).

В больнице больных лечит …(врач, доктор).

Книги читателю выдаёт …(библиотекарь).

Охраняет общественный порядок…(милиционер).

Легковые и грузовые машины водит…(шофёр).

·        2 группа  (с зелёными карточками). Составить пословицы о труде.

Делу время - … потехе час.

Тому нет скуки, … у кого заняты руки.

Не откладывай дело, … откладывай безделье.

Кто привык трудиться, … тому без дела не сидится.

Не спеши языком, … а спеши делом.

Маленькое дело лучше … большого безделья.

Без труда не вытащишь … рыбку с пруда.

Труд человека кормит, … а лень портит

Птица красна перьем, … а человек уменьем.

 

·        3 группа (с жёлтыми карточками). Сочинить синквейн «земля».

                            Земля

Красивая, разнообразная.

Радует, кормит, веселит.

                      Земля - наш дом.

                            Планета.

·        4 группа (с синими карточками). Подготовить выразительное чтение стихотворения. 

Работа

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта, -

Всё счастье земли – за трудом.  В. Брюсов

2) Отчёт групп.

IX. Итог урока.

         - С каким произведением сегодня познакомились?

         - Назовите автора.

         - О чем заставило вас задуматься это стихотворение?

- Достигнута ли цель урока?

         - Отметки за работу на  уроке….

X. Домашнее задание.

         - Подготовить выразительное чтение стихотворения.

- Выучить  две пословицы о труде.

XI. Рефлексия.

        - Оцените свою работу  на этом уроке.

ü Я могу похвалить себя за…

ü Я доволен (не доволен) собой потому что…

ü Я хочу сказать «спасибо» своему товарищу за…


 

ü