Тема: Стихи-размышления. Ю. Яковлев «Какого цвета земля?»
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут
знать:
- фамилию автора и название произведения;
уметь:
- осмысливать прочитанное стихотворение, словесно воспроизводить эмоции, чувства;
- выявлять и исследовать (при помощи учителя) образные выражения;
- уметь выразительно читать стихотворение, передавая эмоциональное настроение.
Задачи личностного развития:
- способствовать формированию у учащихся навыка правильного, осознанного чтения;
- создать условия для развития воображения, эмоционального восприятия произведения; обогащения словарного запаса; для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- создать условия для воспитания позитивного отношения к труду, людям труда.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: УМК «Литературное чтение», Воропаева В.С., 3 класс, 2012г., иллюстрации «Профессии людей», портрет Ю. Яковлева
Ход урока
I. Организационный этап.
Прозвенел долгожданный звонок.
Он позвал нас на урок.
И мы время не теряем.
Урок чтения начинаем.
Упражнение «Похлопайте в ладоши, если…»
- вы рады видеть друг друга;
- у вас сегодня хорошее настроение;
- готовы активно работать сегодня на уроке;
- считаете, что совместная работа поможет нам в решении задач урока.
II. Мобилизующий этап.
-Закончите фразу:
«На уроке чтения будем читать, для того, чтобы …» (Научиться бегло читать, узнавать новое, интересное)
«Сегодня на уроке чтения мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них, для того, чтобы …» (Научиться думать, рассуждать, высказывать свои мысли)
II. Пятиминутное чтение.
-Читаем книги для дополнительного чтения в разных режимах громкости (1 мин – молча, 2 мин - «жужжащее чтение», 1мин – шёпотом, 1 мин – молча).
IV. Проверка домашнего задания.
1. - Как называется страна, по которой мы начали путешествовать на прошлом уроке? (Страна Поэзии)
- С творчеством, какого поэта мы знакомились? (А. Барто)
2. Игра «Верите ли вы…»
- Литературные произведения относятся или к прозе или к поэзии. (+)
- Стихи отличаются от прозы только тем, что записываются в столбик. (-)
- Прозаические произведения имеют рифму и ритм. (-)
- Каждое стихотворение имеет свою мелодию. (+)
- А. Л. Барто родилась в Минске? (-)
- Стихи А. Барто учат читателя понимать «что хорошо, что плохо» (+).
3. Чтение наизусть отрывка (на выбор) из стихотворения А. Барто «Игра в слова». (Оценка по критериям: правильность, паузы, эмоциональность).
4. Синквейн «Игра».
Игра
Интересная, познавательная.
Веселит, обучает, развлекает.
Досуг (забава).
V. Речевая разминка.
- Как вы думаете, для чего мы проводим речевые разминки? (Чтобы правильно дышать, правильно произносить звуки, выразительно читать.)
1. Дыхательное упражнение «Погасите свечу».
2. Работа со скороговоркой.
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Что вы можете сказать о героях скороговорки? (Трудолюбивые.)
- Сколько корней в слове трудолюбивые?
- Какой звук чаще повторяется? Дайте ему характеристику. (Звук [м]- согласный, звонкий, непарный, твёрдый.)
3. Работа со стихотворением.
а) читают с понижением голоса;
б) с повышением голоса
Все люди заняты трудом,
Лишь солнышко встаёт:
Кто хлеб растит,
Кто строит дом,
Кто книгу создаёт.
- Какова главная мысль стихотворения?
- А каким трудом в школе заняты вы?
VI. Подготовка к восприятию произведения.
1. Расставьте буквы по росту, прочитаете фамилию автора, с произведением которого будем знакомиться. Я в о е к в л Ю. (Ю. Яковлев)
2. Слово учителя об авторе. (Портрет поэта на доске.)
- Родился Ю. Яковлев в 1923 году в Ленинграде в семье писателя. Настоящая фамилия - Ховкин. Писать стихи начал ещё в школе. Во время Великой Отечественной войны, участником которой был писатель, увлечение стало настоящей страстью. Всю войну он был корреспондентом, писал стихи, очерки. Мудрые и поучительные рассказы о детях и войне, о животных и о людях, о любви к природе и к матери.
3. Игра «Предложение рассыпалось». Земля, цвета, какого («Какого цвета земля?»)
VII. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте тему урока. Сформулируйте цели.
VIII. Работа над новым материалом.
1. Дерево предсказаний.
- О чём будет стихотворение?
2. Чтение произведения учителем.
- Что вас удивило в этом стихотворении?
3. Словарная работа.
Охра – краска от светло-жёлтого до тёмно-жёлтого цвета.
4. Чтение текста учащимися.
а) Самостоятельное «жужжащее чтение».
- Определите композицию произведения: поэтическое или прозаическое произведение, рассказ, сказка или легенда, повествование или рассуждение, написал поэт или писатель.
б) Чтение «цепочкой».
Вывод: это поэтический рассказ-рассуждение, который написал поэт.
5. Физкультминутка «Помогаем бабушке» (Имитация движений.)
Стираем белье.
Потом пополощем белье.
Выжмем хорошо.
Повесим сушиться.
А теперь пойдем во двор.
Попилим бревна.
Поколем поленья.
А теперь складываем в скирду.
Вытерли пот со лба. Присели. Отдохнули.
6. Работа над содержанием.
- Можно ли однозначно сказать какого цвета земля?
- Какого цвета земля весной? Прочитайте.
- Почему автор сравнивает её с углем?
- А для вас земля, какого цвета весной?
- Почему зимой земля бела?
- Какого цвета земля осенью? Прочитайте.
- В природе происходит смена пор года, следовательно, меняется цвет земли.
- Кроме природы, кто перекрашивает землю? (человек)
- В какие цвета перекрашивает землю труд человека?
- Как вы понимаете слова: «Садовод с головой убелённой красит пустыню краской зелёной»?
- Как понимаете выражение: «тракторист… покрывает поле позолотой»?
- Какая ещё профессия упоминаются в стихотворении? (каменщик)
- С какой краской дружит каменщик? Почему?
- Где их можно найти белую краску? Прочитайте.
- Что нужно сделать, чтобы на земле появилась фиолетовая краска?
- Как понимаете слова: «Красьте, красьте, всё в вашей власти!»
- Кем вы мечтаете стать? Какой краской будете красить нашу землю?
- Труд человека раскрашивает землю в разные цвета. Кем вы бы не стали, каждый из вас способен сделать нашу землю, нашу страну краше и богаче.
7. Работа над выразительностью чтения. Партитура текста.
а) Подготовка к выразительному чтению.
- Какие знаки препинания встретились в тексте?
- Найдите и прочитайте вопросительные предложения?
- Как надо читать предложения с восклицательным знаком? Прочитайте.
, - короткая пауза /
.?!;:-… - длинная пауза//
! – повышение голоса
логическое ударение
б) Чтение стихотворения учащимися:
- чтение молча (про себя);
-чтение смысловыми отрывками (столбиками);
- чтение парами «Буксир».
IX. Закрепление изученного материала.
1) Работа в группах.
· 1 группа (с красными карточками). Прочитать текст. Вместо точек написать недостающую профессию.
В магазине продаёт …(продавец).
В школе детей учит…(учитель).
В больнице больных лечит …(врач, доктор).
Книги читателю выдаёт …(библиотекарь).
Охраняет общественный порядок…(милиционер).
Легковые и грузовые машины водит…(шофёр).
· 2 группа (с зелёными карточками). Составить пословицы о труде.
Делу время - … потехе час.
Тому нет скуки, … у кого заняты руки.
Не откладывай дело, … откладывай безделье.
Кто привык трудиться, … тому без дела не сидится.
Не спеши языком, … а спеши делом.
Маленькое дело лучше … большого безделья.
Без труда не вытащишь … рыбку с пруда.
Труд человека кормит, … а лень портит
Птица красна перьем, … а человек уменьем.
· 3 группа (с жёлтыми карточками). Сочинить синквейн «земля».
Земля
Красивая, разнообразная.
Радует, кормит, веселит.
Земля - наш дом.
Планета.
· 4 группа (с синими карточками). Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Работа
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта, -
Всё счастье земли – за трудом. В. Брюсов
2) Отчёт групп.
IX. Итог урока.
- С каким произведением сегодня познакомились?
- Назовите автора.
- О чем заставило вас задуматься это стихотворение?
- Достигнута ли цель урока?
- Отметки за работу на уроке….
X. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение стихотворения.
- Выучить две пословицы о труде.
XI. Рефлексия.
- Оцените свою работу на этом уроке.
ü Я могу похвалить себя за…
ü Я доволен (не доволен) собой потому что…
ü Я хочу сказать «спасибо» своему товарищу за…
ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.