Тема урока: Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Дата:
Класс: 9
Тип урока: изучение новой темы.
План:
1) Европейская индустриализация.
2) Промышленный переворот в России.
3) Развитие сельского хозяйства, торговли.
4) Предпосылки отмены крепостного права.
Общие цели урока:
1. Предметные: сформировать четкое представление об экономическом и социальном положении в России первой половины XIX в., понимать последствия длительного сохранения крепостного права для экономики страны, знать предпосылки отмены крепостного права.
2. Метапредметные:
3. Личностные: формирование у учеников активной жизненной позиции, уважение к личности, ее прав и свобод.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Конспект урока
1. Орг. момент (1 мин.) Проверка присутствующих, готовности учеников к занятию.
2. Актуализация необходимых знаний. Переход к изучению новой темы (4 мин).
Учитель задает ученикам вопросы:
- Что стало последствиями (внутренними и внешними) поражения в Крымской войне?
- Как вы поняли, что стало причинами поражения России в этой войне?
Акцентировать на пункте: «Серьезное техническое отставание России от Европейских стран». Обратить внимание учеников на существование мнения, что данное поражение отразилось непосредственно на Николе I.
Учитель. Николай I скончался «в двенадцать минут первого часа пополудни» 18 февраля (2 марта) 1855 года. Согласно официальной версии – вследствие пневмонии (простудился, принимая парад в лёгком мундире, будучи уже больным гриппом). Многие современники и, впоследствии, историки считали и продолжают считать, что болезнь была получена неслучайно. Николай намеренно вышел в мороз принимать парад без шинели.
Перед смертью император успел попрощаться со всеми родными. Своему старшему сыну, будущему императору Александру II, он успел сказать два слова: «Держи крепко…»
- Что имел в виду Николай I? (Ученики: держать власть, держать страну, держать народ.)
- Как сам Николай I «держал власть»? С помощью чего? (Ученики: укрепление власти, ужесточение цензуры, жесткие наказания и минимальные реформы, направленные на консервацию существующего порядка.)
Сегодня мы с вами открываем новую страницу истории нашей страны – эпоху правления Александра II. На следующих уроках нам предстоит узнать, что представлял собой новый монарх, каким образом он управлял страной, чем руководствовался в своей деятельности и каковы были итоги его правления. Но для начала нам нужно разобраться, в каком состоянии Александр II принял Россию у своего отца.
Всего детей у Николая I - семь: Александр II, Мария, Ольга, Александра, Константин, Николай, Михаил.(от Принцесса Шарлотта (императрица Александра Федоровна)
Причем, Николай свой второй брак не зарегистрировал, а сожительствовал, не расторгнув брак с первой женой, кстати, которая стала святой. Об этом подробнее позже, а сейчас немного о трех дочерях Николая I - Ольге, Марие, Александре.
Мария Николаевна (18
августа 1819 — 21 февраля 1876) — первая хозяйка Мариинского дворца в
Санкт-Петербурге, президент Императорской Академии художеств в 1852-1876
годы. Она была старшей дочерью и вторым ребенком в семье великого князя
Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны. В отличие от многих
принцесс того времени, чьи браки заключались по династическим соображениям,
Мария Николаевна вышла замуж по любви. В браке — герцогиня Лейхтенбергская.
Несмотря на происхождение Максимилиана и его вероисповедание (он был католиком),
Николай I дал согласие на брак с ним своей дочери при условии, что супруги
будут жить в России, а не за границей.
Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному
и католическому. Указом от 2(14) июля 1839 года император пожаловал
Максимилиану титул Его Императорского Высочества, а указом от 6(18) декабря
1852 года даровал потомкам Максимилиана и Марии Николаевны титул и фамилию
князей Романовских. Дети Максимилиана и Марии Николаевны были крещены в
православие и воспитывались при дворе Николая I, позднее император Александр II
включил их в состав Российской Императорской фамилии. От этого брака у Марии
Николаевны родилось 7 детей: Александра, Мария, Николай, Евгения,
Евгений, Сергей, Георгий.
Учитель объявляет тему урока, знакомит учеников с планом занятия.
3. Изучение новой темы (30 мин.)
Т.к. материал занятия частично известен школьникам благодаря как предыдущим урокам истории России, так и курсу Всеобщей истории, данный этап рационально провести с помощью беседы при опоре на текст учебника.
Пункт 1 (10 мин.)
Вопросы учителя:
-Что такое промышленная революция?
- Какие изобретения положили начало первой, какие – второй промышленной революции?
- Что такое индустриализация?
С положением в Европе в данной сфере подробнее знакомимся по тексту учебника
Вопросы далее:
- Вспомните, как промышленный прогресс сказался на жизни людей?
- Какие социальные классы возникли благодаря рассмотренным событиям? Как складывались взаимоотношения между классами? К чему приводили противоречия между ними?
Пункт 2 (5 мин.)
- Когда в России начался промышленный переворот?
Промышленный переворот в России начался в 1830—1840-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии.
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленнос-ти, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).
Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.
Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.);
— начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны);
— сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной^ платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам);
— не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.;
— происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;
— привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);
— сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);
— имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).
- Почему у нас все шло так медленно?
- Вспомните, из каких слоев населения сформировались российские буржуазия и пролетариат? Какой из них был самым многочисленным?
Пункт 3 (5 мин.)
Рассказ учителя [для поддержания внимания учеников не забывать задавать вопросы по ходу этапа]:
Действительно, самыми многочисленными в России середины XIX в. оставались крестьяне. Однако данный консервативный социальный слой начал переживать достаточно серьезные изменения. Усиливается дифференциация крестьян благодаря отходничеству (напомните, что это?), а также вовлечению зажиточных представителей данного сословия в предпринимательскую деятельность.
Техническое развитие и оснащение сельского хозяйства оставалось на низком уровне. Не более 3% помещиков использовали различные новшества, удобрения, агрокультуры. Однако как помещичьи, так и крестьянские хозяйства постепенно втягивались в рыночные отношения. Что это могло значить для страны? Правильно – дальнейшее развитие торговли.
В течение первой половины XIX в. шло расширение внутреннего рынка, действовали ярмарки, многие из которых имели всероссийское значение.
Развивалась и внешняя торговля. Крупной статьей нашего экспорта являлось зерно, и за первую половину XIX в. его вывоз из страны серьезно увеличился. Если в 1820-е годы хлеба было вывезено на 28,3 млн. рублей (12,2% от общего объема экспорта), то в 1850-е гг. – уже на 40,5 млн. (27,1% от общего объема). При этом Российская империя значительно отставала от своего главного конкурента – США. Как вы думаете, почему?
Действительно, для России серьезной помехой было техническое отставание сельского хозяйства, малоземелье крестьян, некоторые общинные порядки ведения хозяйства и, разумеется, самый главный пережиток феодальных отношений – крепостное право, которое мешало большому числу жителей страны стать частью нарождавшихся экономических отношений нового типа. А это значило, что в обществе постепенно назревала необходимость избавиться от него.
Пункт 4 (10 мин.)
Самостоятельная работа с текстом учебника. Ученикам предлагается выписать Предпосылки отмены крепостного права. При этом желательно напомнить ученикам разницу между терминами «причина» и «предпосылка» (предпосылка – условие для возникновения чего-то; причина – основание для дальнейшего действия/явления).
Итоговый ответ может выглядеть следующим образом:
- возникавшие ранее секретные комитеты по крестьянскому вопросу, попытки решить проблему крепостного права Александром I и Николаем I;
- осознание правителями губительного воздействия КП на экономику страны;
- общественное мнение;
- частые крестьянские восстания.
Учитель проверяет работу у троих учеников, справившихся первыми. Затем вызывает еще одного ученика для озвучивания и совместной проверки ответа.
4. Обобщение изученного материала (5 мин.)
Провести беседу с учениками по следующим вопросам:
- Что можно было выделить как причины будущей отмены крепостного права?
- Почему не торопились с этим, хотя почти все понимали, что это явление губительно для экономики страны?
5. Рефлексия (4 мин.)
- Что мы смогли повторить на занятии?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие навыки работы отрабатывали?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
6. Завершение урока (1 мин.)
Объявление оценок, домашнего задания - §, хорошо знать материал, знать записи в тетради, подготовить устные развернутые ответы на вопросы учебника
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.