Тема урока: Итоги Первой мировой войны
8 класс
Цели:
1. Образовательная: изучить заключительный этап первой мировой войны; рассмотреть итоги войны; сделать выводы на основе имеющихся данных о последствиях первой мировой войны.
2. Развивающая: продолжить формирование навыков работы с документами; развивать умения анализа, синтеза; формулировать выводы, работать с причинно-следственными цепочками; развитие умения высказывать и доказывать собственное мнение.
3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за принимаемые решения (на примере стран, развязавших войну); уметь разрешать конфликтные ситуации; воспитание коммуникативных навыков; воспитывать толерантность и гуманизм.
Задачи урока:
· Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
· Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
· На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: АРМ, презентация, документы по теме
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемые результаты |
||||||||
1. Организационный момент (2 минуты) |
Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня мы с вами продолжаем беседу об одном из самых значимых и трагических событий ХХ века – Первой мировой войне. |
|
||||||||
2. Повторение пройденного материала |
И прежде, чем мы перейдем к последнему этапу этой беседы, я предлагаю вам вспомнить ранее изученный материал. Сейчас некоторым из вас я раздам тесты, на которые будет выделено 5 минут. Ваша задача ответить за это время на 5 вопросов, в каждом из которых будет только 1 верный вариант ответа. Остальной класс, мы будем беседовать и вспоминать ключевые события Первой мировой войны вместе. (раздать тесты) За каждый ответ вы будете получать вот такой смайлик – с веселой улыбкой, если ответ верный и грустный, если вы ошиблись. Вопросы: 1) Назовите страны Антанты и страны Тройственного союза 2) Что стало поводом к 1МВ 3) Назовите первое сражение, в котором впервые были применены танки 4) Какие цели преследовала в данной войне Германия 5) Какие цели преследовала в данной войне Франция 6) Какие новые виды оружия появились в ходе 1МВ 7) Назовите самую кровопролитную по числу жертв битву 8) Назовите крупнейшее событие на Восточном фронте 9) Как называется быстрая молниеносная война? 10) В ходе какой битвы угроза для столицы Франции исчезла и германские войска вынуждены были отступить? |
Часть класса работает с тестами, остальная – беседует с учителем |
||||||||
3. Переход к новому материалу; определить цели и план урока |
Что ж, а теперь я предлагаю начать наш разговор о Итогах Первой мировой войны. Итак, запишите тему сегодняшнего урока «Итоги Первой мировой войны». (слайд 1) Результатом нашей беседы должен стать ваш ответ на сложный вопрос: «Какие же итоги Первой мировой войны вынесли страны-участницы для себя, и какие уроки из этого события получили последующие поколения, в том числе и мы с вами» (слайд Какие итоги и уроки Первой мировой войны вынесли страны-участницы?) Для того чтобы успешно ответить на данный вопрос, нам необходимо определить четкий план работы на уроке. (слайд 2) 1. окончание войны 2. Жертвы и потери 3. мирный договор и создание системы коллективной безопасности |
Записывают тему и план
|
||||||||
4. Сообщение нового материала |
Переходим к первому пункту нашего плана. «Окончание войны» Последним крупнейшим событием 1МВ было сражение под Амьеном в августе 1918 г., (слайд-карта 3) в котором союзные войска под командованием маршала Фоша нанесли окончательное поражение германской армии. А уже 5 октября 1918 г. правительство Германии обратилось к американскому президенту Вудро Вильсону с просьбой о подписании перемирия. Как мы с вами говорили ранее, среди населения стран Четверного союза почти с середины войны началось своеобразное «брожение» - люди не видели смысла в ведении этой войны, да и кризис назревал внутри самих государств. Уже в ноябре 1918 г. в Германии произойдет революция, которая свергнет монархию; Австро-Венгрия так же перестанет существовать как единое государство. Начинается серия подписания перемирий. Одной из первых перемирие подписала бывшая Австро-Венгрия – 3 ноября 1918 г. (слайд) А спустя неделю, 11 ноября, в Компьенском лесу подобное перемирие было подписано и Германией. Таким образом, 11 ноября считается датой окончания 1МВ. Компьенское перемирие содержало в себе ряд условий, исполнение которых для Германии было обязательным. Перед вами лежат выдержки из данного документа. |
Слушают, записывают основные даты и события под диктовку |
||||||||
5. Работа с документом |
Задание: Прочесть выдержку из текста Компьенского перемирия и определить на ваш взгляд 2 самых важных условия, установленных Антантой для Германии, которые могли повлиять на ее дальнейшее развитие. Компьенское перемириеИз текста договора о перемирии между Союзниками и Германией, подписанного в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года (сокращенно): Ст. 1. Конец военных действий на суше и в воздухе на протяжении шести часов после подписания перемирия. Ст. 2. Срочная эвакуация оккупированных стран: Бельгии, Франции, Люксембурга, точно так же, как и Эльзас Лотарингии – чтобы она была проведена на протяжении 15 дней… Ст. 3. Передача немецкой армией военного имущества, а именно: 5 тысяч пушек, 25 тысяч пулеметов, 3 тысяч минометов и 1700 самолетов. Ст. 7. Передача союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч грузовиков. Ст. 12. Все немецкие войска, которые на данный момент находятся на территориях, которые до войны были частью Австро-Венгрии, Румынии и Турции, должны немедленно вернуться в пределы Германии… Немецкие войска, которые расположены на территории России, также должны вернуться в пределы Германии. Ст. 15. Отказ от Бухарестского, Брест-Литовского и от всех дополнительных договоров. Ст. 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам Америки всех немецких подводных лодок… Ст. 23. Надводные немецкие военные корабли, указанные союзниками и Соединенными Штатами Америки, будут немедленно разоружены и после этого размещены в нейтральных портах. Ст. 34. Термин перемирия составляет 36 дней с правом продолжения.
В дальнейшем это должно было оказать большое влияние на экономическое и политическое развитие Германии, по мнению Антанты. |
Работают с документом Предполагаемые ответы: 1) Передача Антанте военного имущества 2) Вывод войск с оккупированных территорий
|
||||||||
6. Работа с таблицей
|
Теперь предлагаю поговорить о втором пункте нашего плана «Жертвы и потери» (слайд ) После окончания войны страны смогли подвести определенные итоги и подсчитать потери, понесенные каждой из участниц 1МВ Задание: Сравнить людские потери стран Антанты и Четверного союза, сделать выводы. Кроме того, тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории. Миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни. Война отразилась на всех! |
Записывают
Анализируют таблицу, делают выводы
Отвечают и делают выводы почему так происходило |
||||||||
7. Сообщение нового материала
8. Работа с документом
|
Переходим к заключительному пункту нашего плана (слайд ) Жестокость и насилие войны, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни заставили крупнейшие государства мира задуматься о том, каким образом в дальнейшем не допустить повторения подобных событий. Уже в начале 1919 г. в Париже начала свою деятельность мирная конференция (слайд-фото), на которой приняли активное участие США – Вудро Вильсон, Великобритания – Дэвид Ллойд-Джордж, Франция – Жорж Клемансо, Италия – премьер министр Витторио Орландо. На этой конференции были приняты условия мира, которые для Германии оказались грабительскими и унизительными. Они еще больше ужесточили те условия, которые были приняты в Компьенском договоре. Кроме того, страны-победительницы реализовали одну из идей Вильсона – создание организации международной безопасности - Лиги наций, призванной не допустить в дальнейшем повторения подобных событий. Германия сопротивлялась данному договору, но всё же была вынуждена его подписать. И 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договор между Германией и странами-победительницами. Перед вами лежит краткое содержание Версальского м/д. давайте обратимся к нему и внимательно прочитаем. Вопросы: 1) Какие обязанности вменялись Германии? 2) Как решался вопрос по поводу германской армии? 3) Какие экономические и территориальные потери понесла Германия? Согласно договору: Примерное содержание версальского мирного договора: 1. Германия признавала свою ответственность за весь ущерб, причиненный все странам участницам первой мировой войны. Этот ущерб проигравшая сторона должна будет возместить. 2. Вильгельм 2, император страны, признавался международным военным преступников и его требовали предать трибуналу (статья 227) 3. Устанавливались четкие границы между странами Европы. 4. Немецкому государству запрещалось иметь регулярную армию (статья 173) 5. Все крепости и укрепленный районы к западу от Рейна должны быть полностью уничтожены (статья 180) 6. Германия обязывалась выплачивать репарации странам победительницам, но конкретные суммы в документы не уточняются, а есть довольно расплывчатые формулировки, позволяющие эти суммы репараций назначать по усмотрению стран Антанты (статья 235) 7. Территории к западу от Рейна буду оккупированы союзными войсками, чтобы следить за соблюдениями условий договора (статья 428). |
Работают с документом, отвечают на вопросы
|
||||||||
8. Беседа |
Итак, мы рассмотрели основные результаты и итоги 1МВ. -Как вы считаете, насколько они были жестоки по отношению к Германии? -Почему страны победительницы приняли именно такие условия договора – они пытались подавить Германию, как главного соперника или поживиться за счет побежденной страны? А теперь на основе всех известных вам фактов, попытайтесь всё же ответить на главный вопрос нашего урока: (слайд) «Каковы были итоги войны (обобщите), и какие же уроки вынесли крупнейшие страны мира после данного события» Уточняющие
вопросы:
Выводы учителя: Война – страшное событие, приведшее к огромным жертвам – людским, экономическим, привело к разрухе, но в конечном итоге проблема решена не была. Следует сначала испробовать все меры по решению конфликтов мирным путем – договоры, дипломатию, уступки, конференции и т.д., и войну стараться не допускать, поскольку она не всегда приводит к желаемым результатам. |
-Нормальные, т.к. Германия была агрессором и нельзя было допустить новой войны
1) Отвечают на проблемный вопрос и записывают в тетради: Людские и технические потери 2) Возникновение новых государств (Германия, А-В, Россия) 3) Создание Лиги наций 4) Оформление четких границ большинства государств Применение к Германии жестких мер |
||||||||
9. Домашнее задание |
Напишите письмо от имени солдата, участвующего в 1 мировой войне (придумайте имя, но события должны быть достоверными) |
Записывают домашнее задание |
||||||||
10. Рефлексия |
Перед вами есть небольшая табличка, которую я попрошу вас заполнить. Заполните эти колонки и особенно обратите внимание на последнюю – Как вы оцениваете свою работу на этом уроке.
Выставление оценок: У кого больше 3 смайлов – 5 У кого 2 смайлика – 4
|
|
Приложение №1
Задание:
Прочесть выдержку из текста Компьенского перемирия и определить на ваш взгляд 2 самых важных условия, установленных Антантой для Германии, которые могли повлиять на ее дальнейшее развитие.
Компьенское перемирие
Из текста договора о перемирии между Союзниками и Германией, подписанного в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года (сокращенно):
Ст. 1. Конец военных действий на суше и в воздухе на протяжении шести часов после подписания перемирия.
Ст. 2. Срочная эвакуация оккупированных стран: Бельгии, Франции, Люксембурга, точно так же, как и Эльзас Лотарингии – чтобы она была проведена на протяжении 15 дней…
Ст. 3. Передача немецкой армией военного имущества, а именно: 5 тысяч пушек, 25 тысяч пулеметов, 3 тысяч минометов и 1700 самолетов.
Ст. 7. Передача союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч грузовиков.
Ст. 12. Все немецкие войска, которые на данный момент находятся на территориях, которые до войны были частью Австро-Венгрии, Румынии и Турции, должны немедленно вернуться в пределы Германии… Немецкие войска, которые расположены на территории России, также должны вернуться в пределы Германии.
Ст. 15. Отказ от Бухарестского, Брест-Литовского и от всех дополнительных договоров.
Ст. 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам Америки всех немецких подводных лодок…
Ст. 23. Надводные немецкие военные корабли, указанные союзниками и Соединенными Штатами Америки, будут немедленно разоружены и после этого размещены в нейтральных портах.
Ст. 34. Термин перемирия составляет 36 дней с правом продолжения.
Приложение №3
Примерное содержание версальского мирного договора:
1. Германия признавала свою ответственность за весь ущерб, причиненный все странам участницам первой мировой войны. Этот ущерб проигравшая сторона должна будет возместить.
2. Вильгельм 2, император страны, признавался международным военным преступников и его требовали предать трибуналу (статья 227)
3. Устанавливались четкие границы между странами Европы.
4. Немецкому государству запрещалось иметь регулярную арми (статья 173)
5. Все крепости и укрепленный районы к западу от Рейна должны быть полностью уничтожены (статья 180)
6. Германия обязывалась выплачивать репарации странам победительницам, но конкретные суммы в документы не уточняются, а есть довольно расплывчатые формулировки, позволяющие эти суммы репараций назначать по усмотрению стран Антанты (статья 235)
7. Территории к западу от Рейна буду оккупированы союзными войсками, чтобы следить за соблюдениями условий договора (статья 428).
Вопросы:
1) Какие обязанности вменялись Германии?
2) Как решался вопрос по поводу германской армии?
3) Какие экономические и территориальные потери понесла Германия?
Тест
1. План Шлиффена – это:
А) план захвата России
Б) план молниеносного удара по Франции
В) план ведения Первой Мировой войны
Г) план модернизации Германии
2. Какая битва получила название «________ мясорубка»
А) Верденская
Б) Галлицинская
В) Сербская
Г) Прусская
3. В ходе Первой мировой войны в 1914 г., русские войска:
А) Потерпели поражение в Восточной Пруссии В) вышли к Константинополю
Б) совершили Брусиловский прорыв Г) вступили в Берлин
4. К какому году относится начало Первой Мировой войны?
А) к 1912 г. В) к 1913 г.
Б) к 1916 г. Г) к 1914 г.
5. К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв?
А) к 1914 г. В) к 1916 г.
Б) к 1915 г. Г) к 1917 г.
Тест
1. План Шлиффена – это:
А) план захвата России
Б) план молниеносного удара по Франции
В) план ведения Первой Мировой войны
Г) план модернизации Германии
2. Какая битва получила название «________ мясорубка»
А) Верденская
Б) Галлицинская
В) Сербская
Г) Прусская
3. В ходе Первой мировой войны в 1914 г., русские войска:
А) Потерпели поражение в Восточной Пруссии В) вышли к Константинополю
Б) совершили Брусиловский прорыв Г) вступили в Берлин
4. К какому году относится начало Первой Мировой войны?
А) к 1912 г. В) к 1913 г.
Б) к 1916 г. Г) к 1914 г.
5. К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв?
А) к 1914 г. В) к 1916 г.
Б) к 1915 г. Г) к 1917 г.
Приложение №2.
Задание:
Проанализируйте таблицу. Сравните людские потери стран Антанты и Четверного союза, сделайте выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.