К.Паустовский « Прощание с летом»
Цель: формирование УУД, использование ТРКМ «Шесть шляп», воспитание дружелюбного отношения друг к другу во время работы в группах, чувства переживания и сопереживания за себя и за товарищей.
Задачи: 1.коммуникативныеУУД: умение составлять стихи, тексты о лете, очерки на тему « Моё отношение к прочитанному», умение договариваться в группе.
2. предметныеУУД: знание закличек, загадок; познакомиться с биографией Паустовского, умение читать быстро, находить ответы на вопросы, умение обобщать, сравнивать, расширять знания о природе.
3. познавательныеУУД: знакомство с произведениями Паустовского, дать понятие периодов осени - и их признаков, ввести понятие литературного приёма -контраст.
4. регулятивныеУУД - умение ставить цель и задачи урока, оценивать свою работу и работу других.
Оборудование: книги К.Паустовского, презентация о К Паустовском, проекты детей.
Ход урока
1. Психологический настрой- руки вверх ладошкой наружу, или руки сжаты в кулаках, или руки сложены на парте.
2. Речевая разминка: а) вдох-выдох д) идёт старичок по лестнице- ох
Б) нюхаем цветы е) бежит мальчик по лестнице-ах.
В) надуваем шар
Г) задуваем свечку
3. Актуализация знаний. Эпиграфом нашего урока будут слова. Чьи они?
На доске запись , читаю я: «Многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная. Лето гораздо короче зимы. А осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы». (К. Паустовский) Выставка книг о природе писателя.
-А какую осень мы наблюдаем сейчас? Встаньте, посмотрите в окно. (позднюю)Докажите.
-А что интересного о лете и осени осталось в вашей памяти?
- Сформулируйте тему нашего урока, цель, задачи , используя слова:
-познакомимся……
-будем учиться…….
-будем воспитывать……
5.Работа с текстом до чтения.
1.Рассказ Золотых А. биографии К.Паустовского.
2 Показ презентации. Мещёрская сторона.
3. Чтение заголовка рассказа.
-Что интересного в названии произведения?
- Можно ли предположить о чём пойдёт речь в рассказе?
6. Первичное восприятие рассказа.
1.Чтение рассказа подготовленными учениками.
-Какую осень изобразил Паустовский?
-Где происходит действие рассказа - в городе или в сельской местности?
- С каким настроением автор прощается с летом?
-А в конце такое же настроение? Как называется такой приём в литературе? (Контраст)
- Кто ведёт повествование рассказа?
- Какие слова непонятны?
-Первопуток? С кем сравнивает автор зиму?
7.Физминутка.
8.Работа с текстом на уровне содержания. Оценочные листы.
Технология « Шесть шляп». Работа в группах. Звучит музыка Э.Грига «Осенью».Дети в это время работают.
1 Белая шляпа: - Прочитайте и докажите, когда и во сколько происходили события в рассказе?
-Что значит заворожила стужа?
-Какие слова из текста могли бы стать строчками стихотворения?
2. Зелёная шляпа: -Какая осень описана в рассказе? Прочитайте начало рассказа об осеннем вечере в деревне.
3.Жёлтая шляпа: - Прочитайте , что понравилось в рассказе?
- Какое настроение принёс первый снег? Какая была земля? Прочитайте.
- Как бы вы по-другому озаглавили этот рассказ?
4.Красная шляпа:- Разделите текст на части. – Прочитайте начало 1, 2, 3 части. Докажите.
5.Чёрная шляпа:-Какое настроение навеял этот вечер? Прочитать.
- Какие бы вы краски взяли для рисования этой картины?
-А что изменило нашу картину?
- Что –то не понравилось в рассказе?
6. Синяя шляпа:
-Как, по-вашему мнению, относится автор к тому, о чём он рассказывает ? -Сделайте вывод, зачем автор написал этот рассказ?
-Как автор относится к зиме?
Оценивание работы в группах по оценочным листам.
9.Работа с текстом после чтения.
Работа в группах сменного творческого состава. Дети делятся по разноцветным прямоугольникам на партах:
«Художники»- рисуют картину первого снега
«Поэты»- пишут стихи «Прощание с летом»
«Писатели»- рассказ «Прощание с летом»
«Журналисты»-очерк- отзыв о прочитанном печатают на компьютере.
( Столбцова Ю, Хлыстун А., КарачароваА.)
Защита проектов детей
10. Итог урока.
Когда –то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке- композиторе Э.Григе: « Спасибо за вашу щедрость, за то, что передо мною то прекрасное, чем должен жить человек».
- Можем ли мы адресовать эти слова самому К.Паустовскому.
- Прочитаем эти слова вместе вслух.
-Мне на уроке…..
- Урок заставляет задуматься…..
11. Д.з. по выбору:1. Подготовить пересказ текста.
2. Разделить рассказ на части по описанию осенних периодов.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.