Тема урока: Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий
Оценка 5

Тема урока: Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

Оценка 5
docx
30.03.2022
Тема урока: Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий
Урок геогр 8 кл культ-истор особ.docx

Тема урока: Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

План урока

1. Культурно-исторические особенности народов России.

2. География религий и современный религиозный состав населения.

ЦЕЛЬ: Сформировать представление учащихся о культурно-историческом и религиозном составе населения.

ЗАДАЧИ:

1.                  Образовательные:

Усвоение понятий средняя продолжительность жизни населения, возрастно-половая пирамида

2.                  Развивающие:

Умение критического мышления обучающихся.

Умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

Умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Умение применять новые знания.

Развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Развитие умения формулировать проблему.

Развитие умения групповой и парной работы.

3.                  Воспитательные:

Уважение к истории своего народа.

Воспитание уважение к противоположному мнению.

Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Воспитание интереса к предмету, к учению.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: мультимедийная презентация, учебник.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: учебник по истории России, атлас, контурная карта

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕУЗУЛЬТАТЫ:

Личностные: воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Вид урока: ознакомления с новым материалом

Форма: беседа

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1.                  Этнический (национальный) состав населения.

2.                  Языковые семьи и группы.

3.                  Размещение народов России.

 

3.1. Культурно-исторические особенности народов России.

 

Многочисленные народы России соединились в суперэтнос. Российский суперэтнос – это мозаика разнообразных культурно-исторических миров, которые во многом отражают внутреннюю неоднородность территории России.

Различия в материальной и духовной культуре объясняется тем, что они формировались и жили в разных природных условиях, под влиянием разнообразных ландшафтов. Хозяйственная деятельность людей определяла многие особенности культуры народов нашей страны – типы их поселений и жилищ, одежду и средства передвижения, пищу и домашнюю утварь.

Поведение разных этносов, проживающих в одинаковых природных условиях, делается во многом схожим.

Русские переселенцы в процессе колонизации новых территорий перенимали некоторые трудовые навыки коренного населения. В то же время коренные народы усваивали трудовой опыт русского этноса.

Культурно-исторические особенности народов алтайской языковой семьи связаны с их основным занятием – скотоводством.

Традиционными занятиями народов Севера являются оленеводство, собирательство, охота на морского и пушного зверя, рыболовство.

На характере и образе жизни народов сказались исторические и социальные факторы. Это отразилось в культурном наследии – летописях, былинах, других эпических произведения, народных песнях.

С изменением образа жизни различий становится все меньше: разные народы переселяются в одинаковые дома, одеваются в одинаковую одежду, едят продукты из магазина.

 

3.2 География религий и современный религиозный состав населения

 

На территорию России проникли современные мировые религии: христианство, ислам и буддизм.

 

Россия – крупнейшая христианская страна мира. К православным христианам относят себя подавляющая часть русских, украинцев, белорусов, основная масса финно-угорских народов, представители малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Помимо православия в России распространены: старообрядчество, католицизм, протестантизм.

Христианские монастыри были центрами издательского дела, образования культуры, освоения новых территорий.

Ислам – вторая по численности верующих религия России. Большая часть мусульман России придерживается одного из направлений ислама – суннизма. Ислам распространен среди большей части народов Кавказа, некоторых народов Поволжья и Урала. Культовое здание мусульман – мечеть. При входе в мечеть снимают обувь. Пол внутри храма устлан коврами, так как мусульмане молятся коленопреклонными. Женщины молятся отдельно от мужчин.

Последователи буддизма в России в основным исповедуют одну из его форм – ламаизм. В ламаизме очень большую роль играют монахи – ламы, которые считаются посредниками между людьми и Буддой и другими божествами. Буддизм распространен среди калмыков, тувинцев, бурятов.

Буддистские монастыри в Бурятии называют дацанами, в Калмыкии – хурулами, в Туве – хурэ. Они служат главными духовными и административными центрами буддизма. Один из типов буддистских храмов – пагода – напоминает собой многоступенчатую пирамиду.

У народов Сибири, Дальнего Востока, Севера распространены традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы).

Национальные (этнические) религии отличаются от универсальных тем, что распространены в основном среди людей одной национальности. Так, иудаизм распространен только среди евреев.

Религиозность в наши дни носит в основном бытовой и обрядовый характер. При этом сохраняются некоторые различия в нормах социальной жизни и стереотипах поведения.

 

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание

П. 46.

 

 

 


 

Тема урока: Культурно-исторические особенности народов

Тема урока: Культурно-исторические особенности народов

Культурно-исторические особенности народов

Культурно-исторические особенности народов

У народов Сибири, Дальнего Востока,

У народов Сибири, Дальнего Востока,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2022