Тема урока: "Наука и культура во второй половине XIX века"

  • docx
  • 03.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема Наука и культура во второй половине XIX века.docx

Тема.  Наука и культура во второй половине XIX века

 

Цель

Познакомить учащихся с выдающимися достижениями на­уки и культуры второй половины XIX века.

 Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с научными изобретениями, деятелями культуры. Пополнять словарный запас, расширять общий кругозор

 Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, учить учащихся передавать свои впе­чатления от восприятия произведений искусства.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к па­мятникам культуры.

Основные знания

Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников.

Оборудование и материалы

Компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор; мультимедийные презентации репродукций картин художников И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.М. Сурикова, И.Е. Репи­на; памятников архитектуры; портрет П.И. Чайковского; «Вальс цветов» П.И. Чайковского; карточки с заданиями; массажер Су-Джок; паззл «Сестрорецкий бор»;

Тип урока

Комбинированный урок.

Ход урока:

Структура урока:

                                  I.                        Оргмомент

                            II.                         Историческая разминка

                       III.                        Актуализация знаний

                     IV.                         Сообщение темы и цели урока

                           V.                        Физпауза

                     VI.                         Работа по новой теме

                VII.                        Закрепление

          VIII.                         Рефлексия

 

  I .Оргмомент: 1 мин.

Перед началом работы на уроке мы с вами при помощи массажера Су-Джок простимулируем биологически активные точки на ладонях, отвечающие за лучшую работоспособность и умственную активность.

 

 II. Историческая разминка: 2 мин.

На партах для каждого ученика разложены таблицы с историческими датами.

Здравствуйте, ребята, назовите дату

·                начала правления династии Романовых (1613г)

·                период Крестьянской войны под предводительством Степана Разина (1670-1671гг)

·                период Северной войны (1700-1721гг)

·                основания г. Санкт-Петербурга (1703г)

·                полтавской битвы (1709  г)

·                период Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775гг)

·                начало правления императора Александра I (1801г)

·                Отечественной войны (1812г)

·                отмены крепостного права (1861г)

Ребята произносят дату, поднимая таблицу, затем садятся за парты.

 

     III. Актуализация знаний по теме: «Появление революционных кружков в России»  8-10 мин.

Тест:

1.           Рабочие недовольные своим положением и условиями труда устраивали:

          А) Забастовки

          Б) Народные гуляния

      2. Кто вел пропаганду среди рабочих против власти?

                            А) крестьяне

                            Б) народники 

      3. Какие организации стали появляться в России?

                           А) революционные кружки

                           Б) по защите прав трудящихся

      4. Кто создавал кружки в России?

                           А) интеллигенты    

                       Б)  владельцы фабрик и заводов

         5.  Как назывались люди входящие в политические кружки?

                       А)  жандармы

                       Б) революционеры

    6. Что предлагали революционеры?

                            А) бороться против хозяев фабрик и властей

                        Б) добросовестно выплачивать штрафы владельцам фабрик

    7. Как относилось правительство к деятельности революционеров?

                      А) поощряли наградами и премиями

                       Б) преследовало и арестовывало

Взаимопроверка, ребята обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценку.

Индивидуально по карточке работают: Биккузина Женя и Трифонов Сергей

                                

Соедини стрелочками

 

Забастовка                                         человек, который хочет изменить

                                                             к лучшему жизнь других людей

Интеллигенция                                  отказ рабочих трудится

Революционер                                  люди, занимающиеся умственным

                                                               и творческим трудом

 

 

 

 

 IV. Сообщение новой темы  1 мин

Реформы второй половины XIX века оказали огромное влияние на развитие российской науки и культуры. Любовь к знаниям – древняя традиция нашего народа. Русский народ гордится не только героическим прошлым, красотой родной земли, но и творением рук и ума человека – культурным наследием. Тема урока:  «Наука и культура во второй половине XIX века», запишите тему в тетради.

 

V. Физпауза  3 мин.

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться.)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,

(Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки, мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

 

    VI. Работа по новой теме  20 мин.

 

Ребята, работать будем по плану, который записан на доске. Запишите план работы у себя в тетрадях.

План:

1.     Наука

2.     Архитектура

3.     Живопись

4.     Музыка

 

v  Наука

Промышленное строительство вызвало подъем в области науки. Было сделано немало научных открытий и изобретений.

(мультимедийная презентация)

Ø  Портрет А.Ф. Можайского и его изобретение:

 

 

 

 

 

 

Ø  Портрет П.Н. Яблочкова и его изобретение:

 

                                    лампы

 

Ø  Портрет А.С. Попова и его изобретение:

       радио  памятник  А.С.Попову

 

 

v Архитектура

 

Развитие промышленности повлияло на русскую архитектуру. Теперь архитекторы строили не дворцы и парки, а торговые здания, железнодорожные вокзалы и музеи.

(мультимедийная презентация):

 

Ø  Нижегородская ярмарка, Верхние торговые ряды

   Нижегородская                Верхние торговые

                                                                         ярмарка

 

Ø  Музеи:

                                         Русский музей в С-Петербурге

 

 

                                                         Третьяковская галерея в Москве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v Живопись

 

Во второй половине XIX века было создано общество русских художников «передвижников», которое называлось «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники старались изображать природу, сцены народного быта.

(мультимедийная презентация):

Ø  Портрет  И.И. Шишкина и его работы

       

И.И. Шишкин                   Рожь                                                                Лесная поляна                            Утро в сосновом лесу                        На севере диком         

 

Ø  Портрет И.И. Левитана и его работы

               

И.И. Левитан                              Большая дорога                                                  Весна – большая вода            осенний день в Сокольниках

 

 

 

Ø  Портрет В.И. Сурикова и его работы

 

          

В.И. Суриков                       Боярыня Морозова                                                       Царевна                     Посещение царевной монастыря

 

Ø  Портрет И.Е. Репина и его работы

 

                               

И.Е. Репин                                                Иван Грозный и его сын                                         Бурлаки на Волге                                                              Садко в подводном царстве

 

 

v Музыка

Признание во всем мире получил великий  русский композитор П.И. Чайковский

(мультимедийная презентация на фоне произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов»):

 

 

 

                                                    

                    П.И. Чайковский                                                                                               памятник П.И. Чайковскому

 

v Работа с учебником:

Чтение рассказа  для дополнительного чтения «Тысячелетие России»

(мультимедийная презентация)

 

         памятник «Тысячелетие России»

 

VII. Закрепление 5 мин.

1.           Разгадай кроссворд «Наука и культура»:

 

Р

Е

П

И

Н

 

 

М

О

Ж

А

Й

С

К

И

Й

 

 

 

С

У

Р

И

К

О

В

 

Л

 

 

 

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

А

 

 

 

А

 

Е

 

Р

 

А

М

 

 

В

Е

Д

П

 

И

Ь

И

О

 

 

А

Я

О

Ч

 

Н

К

 

К

 

О

А

 

В

 

 

С

 

 

Ч

А

Й

К

О

В

С

К

И

Й

 

 

А

 

 

 

 

я

 

 

1.               Художник, изображающий на своих полотнах жизнь простых людей, известная картина его пера «Бурлаки на Волге»

2.               Изобретатель, посвятивший всю свою жизнь летательным аппаратам.

3.               Художник, писавший картины на исторические темы, автор картины «Боярыня Морозова»

4.               Художник, который создал картины с русскими пейзажами

5.               Всемирно известная галерея, открывшаяся в Москве  

6.               Изобретение Александра Степановича Попова

7.               Изобретение Павла Николаевича Яблочкова

8.               Великий русский композитор второй половины XIX века

 

 

2.           Индивидуальное задание для Биккузиной Жени: собрать паззл «Сестрорецкий бор» (репродукция картины                И.И. Шишкина)

 

 

VIII. Рефлексия  3 мин.

 

Прочитайте зашифрованную русскую народную пословицу:

 

 

 

1  в  2дн2м   2тл9ч9сь.з1  мн2г2  д10л  н10   б10р9сь,

 

 

Ключ:

1             2   3   4   5   6   7   8    9   10

а   о    у   ы  э   я   ё   ю   и   е

         Как вы ее понимаете? Как вы думаете можно ли отнести данную пословицу к пройденной теме?

 

                    IX.                         Итог

Объявить оценки за работу на уроке, сообщить домашнее задание.

 Прочитать текст учебника на странице 293-299, ответить на вопросы.