Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
(Основы православной культуры).
Тема урока: «Новомученик и исповедник земли Сынтульской
Александр Орлов.
Аннотация
На конкурс предлагается методическая разработка устного журнала, предназначенного для учащихся 4-7 классов средних общеобразовательных учебных заведений.
В разработке изложена методика проведения классного часа для детей и их родителей: духовно-нравственные аспекты жизни Священноисповедника Александра Орлова в форме устного журнала.
Цель урока: Осмысление подвига новомученика и исповедника Александра Орлова
Задачи:
1. Вызвать интерес к страницам истории православной церкви.
2. Дать представление о мученическом подвиге священника Александра Орлова
3. Формировать чувство сопричастности с историческим прошлым и настоящим православной церкви.
4. Развивать интерес к познанию православной культуры своего края.
5. Воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему, бережное отношение к духовному наследию родного Подмосковья.
Оборудование урока:
Карты Рязанской области. Карандаши, бумага, линейки.
Иконы и фотографии (презентация)
Ход урока:
I. Начало урока.
1. Организационный момент
Мы продолжаем наше путешествие к истокам истории родного края. Возьмем с собой внимание, чуточку сострадания и умения быть благодарными слушателями. Сегодня наш урок будет проходить в форме устного журнала, и проводить его буду не я, а ваши одноклассники, которым нужна ваша поддержка.
Но вначале урока проведем устный опрос.
2. Проверка знаний. Составление карты православных мест.
Слайд 1, 2 (схема – карта)
Вспомните важные места, связанные с православием, достопримечательности, о которых мы говорили ранее, назовите их. (Ансамбль двух церквей: Покровской и Спасской, часовенка около церкви, за оградкой – прежнее место бывшей церкви, родники – Скорбященский, Параскевы Пятницы).
Возьмите схему географического уменьшенного изображения нашего поселка Сынтул, сделанную спутником, рассмотрите ее, изучите. Найдите школу. Это наш главный ориентир.
Сегодня вы выступите в роли картографов. Ведь путешественнику нужна карта, чтобы он не заблудился. Составим карту благодатных мест родного края.
Укажем кружочком их место на карте и обозначим знаками, внутри круга, раскрасив в красный цвет.
Храм Спасский – (Х.С) и храм Покровский (Х. П), часовня (Ч), родник Скорбященский - (Р. С) и Параскевы Пятницы - (Р. П).
По меры выставления кружочка, на экране появляется картинка – символ.
Есть ли еще православные места на территории родной земли, о которых мы не говорили, но вам бы хотелось узнать. (Часовни - около асфальта, между Сынтульским поворотом и Клетинским, на улице Комсомольская, в деревни Клоково). Отметьте эти места на карте синим кружочком и обозначьте буквой «Ч».
У каждого из вас получилась карта благодатных мест, отмеченных богом.
Слайд 3. (изображение карты с картинками – символами православных мест).
Сегодня на уроке вы узнаете еще об одном православном месте. Оно находиться около Покровского храма, за оградой, недалеко от мостика. Отметьте его красным кружочком и поставьте внутри букву «М» - место захоронения священнослужителя, фамилию которого вы узнаете чуть позже.
Оценочные действия (руки за спиной – не интересно; руки в стороны – было трудно; руки вверх – интересно, понятно.
3. Актуализация Слайд 4 (разрушенные храмы)
Учитель: В 20 веке в нашей стране произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы, рушить христианские ценности семьи. Люди, продолжавшие верить в Бога и жить по христианским заповедям, преследовались новой властью. Их отправляли в лагеря для заключённых. В это страшное время появлялись люди, которые своей жизнью явили пример Веры в Бога, любви к Нему.
4. Постановка цели.
Учитель: Цель нашего урока - это попытка рассказать о страницах прошлого и будущего в истории православия России, о том, что никогда не должно повториться. И о том, что мы в силах сделать ради Христа и ради будущего нашего народа здесь и сейчас. Сегодня мы поговорим о Новомучениках, которые жили и пострадали в наше время.
II. Работа по теме урока. Слайд 5 («Собор Маккавеевских святых»).
Учитель: Рассмотрите Икону («Собор Маккавеевских святых»).
- Прочитаем надпись на иконе. « Собор Маккавеевских святых»).
- Что значит слово «собор» в данном случае?
Дети: - Собрание. На иконе изображён не один Святой, а несколько.
Учитель: - Внимательно рассмотрим икону. В центре изображены семь Святых Новомучеников. Все они завершали свой земной путь, будучи приговоренными безбожной властью к смерти и приняли мученический венец.
Ученик: Если заглянем на страницу Википедии, то найдем пояснение, что:
Мученик - это человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово «мученик», которое было переведено на славянский а, затем, на русский язык, следует переводить - «свидетель».
Исповедник - особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мучительной смерти. Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям (жертвенности), которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства христианской веры (героическому подвигу во имя Христа). Мученики - один из «чинов» (ликов) святых.
Новомученики - общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти.
Учитель: - Скажите, как называют в Церкви святых, которые были убиты за веру, и тех, которые не боялись исповедать ее перед мучителями, претерпев до конца мучение, умерли своей смертью?
Ученики: - Их называют святыми мучениками и исповедниками.
- Православные мученики шли на смерть добровольно. Уверовав во Христа, они отказывались «поклоняться», следовать коммунистическим идеалам и предавать Христа, хотя осознавали, что за это последует расплата.
Учитель: - Что объединяет мучеников и исповедников Христовых?
Ученики: - Мучеников и исповедников объединяет кровь, которую они пролили за имя Христово, за распространение Его учения, за стойкость в вере.
- И еще, чин мучеников считается перед Богом одним из самых высоких, после пророков.
Учитель: -Таким был и священномученик Александр Сынтульский.
Слайд 6 (Икона Александра Орлова)
Священноисповедник Александр Орлов — духовник, который не предавал.
27 апреля (14 апреля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Александра Орлова — духовника блаженной Матроны Анемнясевской. На вопрос следователя о том, что он может сказать о Матроне Анемнясевской, отец Александр ответил: «Она — великая святая!», за что и провел пять лет в лагерях.
Задание. Составление шкалы времени.
Начертите на своих листочках длинную линию. Это будет шкала времени, символизирующая жизненный отрезок Александра Орлова. По ходу выступлений ребят, отмечайте на шкале времени даты событий: грустные - темным цветом, радостные события - ярким цветом.
1 страница истории. Маккавеевские мученики
Ученик 1. Есть в Сынтуле свой островок вечности — деревянная Покровская церковь постройки 1780-х годов. Известно, что до революции та часть нынешнего Сынтула, где находится церковь, носила название села Маккавеева (по другим версиям — Макковеева, или Мокковеева), а Сынтульский завод как деревня был приписан к маккавеевской Покровской церкви. Маккавеевский храм видел многое — даже в годы самых лютых гонений на православие он не закрывался.
Село Маккавеево, которого сегодня уже и на картах нет,- не пустой звук для тех, кто интересуется историей Русской Православной Церкви. Невероятно, но факт: название села соответствует его судьбе. Из этого небольшого уголка Рязанщины происходят семь новомучеников Российских — ровно столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священномученик Михаил Дмитриев, мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов, священномученик Николай Правдолюбов, священномученик Александр Туберовский и священноисповедник Александр Орлов.
2 страница истории. Духовник Матронушки
Слайд 7. (Матронушка – фото)
Ученик 2. Батюшка Александр Орлов был потомственным сельским священником. Он родился в 1878 году на Рязанщине, в том самом селе Маккавеево. Александр Орлов был из тех людей, кто воспринял гонения на веру как личный призыв Господа послужить Церкви Христовой. В кровавом 1919 году, когда многие его односельчане отошли от Бога, а верующие стремились скрыть свою принадлежность к православию, он, напротив, принял сан диакона, позже иерея, открыто служил и проповедовал.
Известно, что большую роль в принятии отцом Александром решения о священстве сыграла местная блаженная — Матронушка Анемнясевская. На протяжении долгих лет он был духовником Матронушки, несмотря на занятость, регулярно навещал ее, причащал, и незадолго до смерти несколько раз соборовал. Именно за Матронушку отца Александра преследовала и в конечном итоге, убила безбожная власть.
Матронушка в возрасте семи лет, переболев оспой, полностью ослепла. В возрасте десяти лет, после продолжительных побоев со стороны матери (по преданию, слепая Матронушка уронила с крыльца на землю маленькую сестренку), стала полным инвалидом — не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать на постели. 17 лет она пролежала в постели, утешение ее было лишь в молитве. Матронушка обрела дар - лечить, утешать, предсказывать будущее. К ней начали стекаться страждущие за поддержкой и утешением со всей губернии. Ближе всех для нее был отец Александр Орлов. Предчувствуя беду, она жалела его.
В 1934 году отец Александр был переведен на новый приход — в Троицкий храм села Гусь Железный Касимовского района. Но и оттуда он регулярно приезжал навестить Матронушку.
3 страница истории. «Дело попов Правдолюбовых и больного выродка…»
Ученик 3. Поток страждущих в дом Матронушки, несмотря на усиленную пропаганду безбожия в СССР, с каждым годом возрастал. [1] Рассказ о Матронушке быстро разошелся по округе. Верующие передавали его друг другу, переписывали от руки. В июне 1935 года НКВД Касимовского района отреагировало на происходящее коллективным арестом.
Арестованы были авторы жития — иерей Николай и иерей Владимир Правдолюбовы, а также брат иерея Николая, протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов, и его сын — Анатолий. Иерей Александр Орлов был арестован как духовник Блаженной Матроны.
Отец Александр во время допросов не только не стал отрицать своей связи с Матронушкой, но, как мог, защищал ее светлое имя. В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославлял “блаженную Матрешу” Белякову, организовывал к ней паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения».
Особое Совещание НКВД СССР от 2 августа 1935 года вынесло отцу Александру приговор — 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Вслед за тем 57-летнего священника этапировали в Соловецкий лагерь особого назначения, а через несколько месяцев переместили в Карелию, в лагерный пункт Сосновец Медвежьегорского лагеря.
4 страница. «Своей святостью сильно влияет на темную массу»
Ученик 4. После ареста священников настала очередь Матронушки. После ареста в Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму, но пробыла там недолго, так как вскоре сделалась объектом почитания заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. По одной из версий, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить Матронушку как больную и умирающую — поместил ее в дом престарелых.
5 страница. На коврике возле двери.
Слайд 8. (фото Орлова)
Ученик 5. О годах, проведенных отцом Александром Орловым в лагере, сведений мало. Известно, что непосильный труд подорвал здоровье священника. После освобождения он прожил на воле всего девять месяцев.
Когда в 1940 году отец Александр освободился, то сначала не решился идти к родным — настолько изможденным и грязным он был. Оборванный, голодный, едва живой, он дошел до дома одной из своих прихожанок и попросил постелить ему на коврике возле двери, так как одежда его была переполнена вшами. Отмывшись в бане и немного придя в себя, на следующий день он отправился к жене и дочке.
Когда он подошел к храму, шла всенощная под праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и в это время из храма вышла его супруга с кадилом в руках. Священник поздоровался с ней, но за время заключения он изменился настолько, что супруга его не узнала, и отец Александр, горько заплакав, сказал: «Видимо, я недолго проживу, что ты меня с кадилом вышла встречать». Тут супруга узнала его и тоже заплакала».
Отец Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме. Служба давалась нелегко — он с трудом передвигался, приходилось постоянно превозмогать себя. 27 апреля 1941 года отец Александр подошел к окну своей комнаты. Увидев кого-то знакомого, он хотел было встретить, вздохнул – и скончался. Похоронили отца Александра Орлова у алтаря Покровского храма в родном селе Маккавеево.
В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил священника Александра Орлова к лику новомучеников и исповедников Российских. Мощи священноисповедника Александра были обретены 21 августа 2001 года и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул. [2]
Покажите вашу шкалу времени, что же у вас получилось. Почему больше черных отметин на вашей шкале.
Слайд 9. (схеме – карта)
Ученик: - Вторая половина жизни была трудным периодом жизни: «кровавые» события, арест, тюрьма, смерть.
Шкала времени
1878 |
1919 |
1934 |
1935 |
1940 |
1941 |
|
Оценочные действия (руки за спиной – не интересно; руки в стороны – было трудно; руки вверх – интересно, понятно.
III. Заключительная часть.
Учитель: -Почему же православная церковь чтит новомучеников Российских?
Ученик: - Потому, что новомученники это ориентир правды, вдохновляющий пример непоколебимой духовной силы. Терпения и смирения.
Учитель: - Можно ли назвать их жизнь подвигом?- Верно, это подвиг стояния в вере, верность Господу и его Церкви.
Учитель: - Мы обращаемся к святым за помощью при болезни, при поисках работы, урегулировании квартирного вопроса, чтобы дети слушались и хорошо учились, чтобы кто-то оставил вредные привычки... А что могут дать нам новомученики?
Ученик: - Укрепление в вере, пример для подражания,
Учитель: Раскрыта ли целью нашего урока?
Ученик: - Да! Никакой народ не может жить и развиваться без исторической памяти.
Учитель: - Будем же стараться подражать им в их мужестве и терпении, будем любить свой край и сохранять и приумножать наследие, оставленное нам теми, кто здесь жил прежде нас, наследие, главной составляющей, которого является духовно – нравственной богатство жизни наших предков.
1.Рефлексия. Оценочные действия (руки за спиной – не интересно; руки в стороны – было трудно; руки вверх – интересно, понятно.
На этом наше путешествие не заканчивается. Впереди нас ждет много
Неизведанного и интересного.
Вы, ребята, обозначили на своих картах новые страницы истории, которые вам предстоит открыть. Путешествие к истокам продолжается.
2. Домашнее задание на четверть.
Слайд 10 (заключительный)
Подобрать материал, отмеченный синими кружочками: расспросить родственников, соседей, учителей, библиотекарей)
Литература
1. Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской /Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. – М.: Святитель Киприан, 1999).
2. Использованы статьи прот.Михаила Правдолюбова «Иерей Александр Васильевич Орлов» (http://www.baltwillinfo.com/mp12-04/mp-17.htm), а также житие священноисповедника Александра Орлова, составленное игуменом Дамаскином (Орловским) (http://www.fond.ru/userfiles/person/381/1294266580.pdf).
Источник: портал «Православие и мир», 27
апреля 2013 г.
http://www.pravmir.ru/svyashhennoispovednik-aleksandr-orlov-duxovnik-kotoryj-ne-predaval/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.