Тема урока: "Относительные прилагательные"
Оценка 4.8

Тема урока: "Относительные прилагательные"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
17.06.2022
Тема урока: "Относительные прилагательные"
Тема: Относительные прилагательные Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
относительные прилагательные.docx

Урок: Русский язык (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)

Класс: 6 класс

Тема: Относительные прилагательные

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

1.     повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»;

2.     познакомить учащихся с относительными прилагательными,  с опознавательными признаками относительных прилагательных;

3.     научить отличать относительные прилагательные от качественных;

4.     познакомить со    значением новых словарных слов;

5.     развивать умение находить относительные прилагательные, отличать их от качественных, использовать в речи.

Задачи:

1.     создать условия для повторения и обобщения сведений по теме ««Имя прилагательное. Качественные прилагательные» и для изучения новой темы «Относительные прилагательные»

2.     создать условия для самостоятельной деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки;

3.     облегчить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся; организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снять умственное и физическое напряжение.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

ü готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

ü сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

ü прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;

ü работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;

ü аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;

ü самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Методы обучения: теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Педагогические технологии: ИКТ - технологии, личностно - ориентированные технологии, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.

Запишем в тетради, какое сегодня число.

Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.

Запишем в тетради, какое сегодня число.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами.

-Отгадайте загадку.

С существительным дружу 
И нисколько не тужу. 
Моя основная примета: 
Обозначаю признак предмета. 
Лед какой? Холодный, гладкий. 
Чай какой? Горячий, сладкий. 
Изменяюсь по родам, 
Числам и падежам. 
Люблю детей внимательных. 
Кто я? (прилагательное).

- Правильно. Вспомним, что мы знаем о прилагательном.

Имя прилагательное обозначает признак предмета; отвечает на вопрос

какой? / чей?: большой, железныймамин.

Склонение прилагательных

Прилагательные изменяются:

по падежам: красная роза, о красной розе и т. д.;

по числам; красная роза, красные цветы;

по родам (только в единственном числе): красный цвет, красная роза, красное зарево.

Род, число, падеж определяются по существительному.

Форма прилагательного (только у качественных):

- полная: весёлый;

краткая: весел.

Степень сравнения (только у качественных):

- сравнительная степень: веселее, более весёлый;

- превосходная степень: веселейший, самый весёлый.

3. Изучение новой темы. Самоопределение к деятельности

 -Выполним синтаксический разбор предложения (Устно)

 В сильный мороз весело трещат в печи березовые дрова.

 -Выпишите прилагательные и образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени.

- От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения? (березовые)

-Почему? (прилагательное имеет постоянные признаки предмета, которые не могут проявляться в большей или в меньшей степени: березовые дрова не могут быть «более березовыми дровами»).

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями относительных прилага­тельных, научиться распознавать их, различать относитель­ные и качественные прилагательные.)

4.Сопоставление качественных и относительных прилагательных

-Запишите тему урока.  Запишите слова.

Шерстяной, дружный, зимний, местный, активный, стальной, ра­достный, сильный, давний, сельский, яркий.

- Назовите качественные имена прилагательные. {Дружный, активный, радостный, сильный, яркий.)

- Назовите относительные прилагательные.

–Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных.  

- Могут   относительные прилагательные  иметь  формы сравнительной и превосходной степени. 

- Могут образовать краткую форму  прилагательного березовые (дрова)?

- Могут ли данное прилагательное сочетаться с наречием?

- Могут ли образовать сложные прилагательные путем повтора?

-Могут ли прилагательные образовывать новые прилагательные с приставкой не?

- Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Работа по карточкам . Повторим правила работы в парах.

-Замените выделенные выражения прилагательными, показывающими отношение предмета ко времени, к месту, а также указывающими на назначение предмета. Запишите их вместе существительными. При помощи каких суффиксов образованы эти прилагательные?

Отношение ко времени.

Киносеанс, который бывает днем- дневной сеанс. Поезд. Который отправляется ночью. Каникулы, которые бывают весной. Гимнастика, которую делают утром. Морозы, которые бывают в январе.

Отношение к месту.

Цветы, которые растут в комнате – комнатные цветы. Рыба, которая водится в море. Пастбище, которое расположено высоко в горах. Ягоды, которые растут в саду. Клуб, который находится в селе

Назначение предмета.

Машина для перевозки грузов – грузовая машина. Поезд для перевозки пассажиров. Костюм для занятий спортом. Учебник для школы.

Запишите данные прилагательные, характеризующие предмет по материалу, по месту, по времени, по действию.

Деревянный, осенний, стеклянный, меховой, московский, вечерний, школьный, сегодняшний, стиральная, нагревательный.

Сформулируйте вывод.

1. В отличие от качественных прилагательных  относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.

  2. «Опознавательные признаки относительных прилагательных». Обратите внимание на опознавательные признаки относительных прилагательных и прочитайте, какие признаки предметов могут обозначать относительные прилагательные. (Ученики читают по – очереди).

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

- материал (стеклянная ваза, глинистый берег);

- количество (двухэтажное здание, пятидневная поездка);

- местонахождение (речной вокзал, сельский житель);

- время (прошлогодний план, февральская оттепель);

- назначение (стиральная машина, спортивный зал);

- вес, длину, меру (полукилограммовая гиря, метровая линейка, литровая банка).

 5.Физминутка.

Встаём при употреблении относительных прилагательных

Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.

6.Закрепление материла.

Прочитайте правило на с. 115 и обсудите его в парах.

Задайте друг другу по одному вопросу, чтобы определить понял ваш сосед смысл правила или нет.

А теперь я задам вам несколько вопросов, чтобы узнать, какие выводы вы сделали.

- Что обозначают относительные имена прилагательные?

- Имеют ли они степени сравнения? Почему? Можно ли образовать краткую форму от этих прилагательных?

-Упр. № 344    По группам.

 -В чем вы видите различие слов языковОе (явление) и языкОвая (колбаса)? (Ответ учащегося, работавшего со словарем)

Еще раз обратим внимание на прилагательные, встретившиеся в предложении. К какому разряду они относятся?

Как вы это определили?

Что они обозначают?

Выборочный диктант.

-А теперь послушайте меня внимательно. Я сейчас продиктую имена прилагательные. Вы должны записывать в тетрадь только относительные прилагательные.

Нефтяной, ненастный, стеклянный, неряшливый, аккуратный, камышовый, лисий, туманный, ежовый, глянцевый, смелый, моржовый, пунцовый, бордовый, интересный, плюшевый, прибрежный, ветряной.

Правильные ответы

Нефтяной, стеклянный, камышовый, туманный, глянцевый, пунцовый, плюшевый, прибрежный, ветряной.

- Выполните самопроверку, оцените каждый свою работу. Нарисуйте смайлика, соответствующего той оценке, на которую вы выполнили.

7.Итог урока

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?

3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?

Рефлексия учащихся

- Я вспомнил, что…

- Я понял…

- Было интересно…

- Особенно понравилось…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

- Нужно выучить…

8. Домашнее задание

П.59.Упр (на выбор). 343 или 346

 


 

Урок: Русский язык (М.Т. Баранов,

Урок: Русский язык (М.Т. Баранов,

Методы обучения : теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа

Методы обучения : теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа

Род, число, падеж определяются по существительному

Род, число, падеж определяются по существительному

Запишите их вместе существительными

Запишите их вместе существительными

Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный

Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный

Было сложно… - Нужно выучить… 8

Было сложно… - Нужно выучить… 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2022