Тема урока: Теорема о трех перпендикулярах (вводный урок – 2 ч)
Оценка 4.9

Тема урока: Теорема о трех перпендикулярах (вводный урок – 2 ч)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
10 кл—11 кл
23.01.2021
Тема урока: Теорема о трех перпендикулярах (вводный урок – 2 ч)
• Изучить теоретический материал по теме, облегчить обучающимся понимание содержания теоремы, обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах; • Сформировать видение изученной закономерности в различных ситуациях: при решении задач на доказательство или задач, требующих найти численное (буквенное) значение, какого – либо элемента; • Учить умению читать чертеж.
Конспект урока по теме Теорема о 3 перпендикулярах.doc

Тема урока: Теорема о трех перпендикулярах

(вводный урок – 2 ч)

Цель урока:

обучающая:

·       Изучить теоретический материал по теме, облегчить обучающимся понимание содержания теоремы, обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах;

·       Сформировать видение изученной закономерности в различных ситуациях: при решении задач на доказательство или задач, требующих найти численное (буквенное) значение, какого – либо элемента;

·       Учить умению читать чертеж;

развивающая:

·       Способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания;

·       Развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов).

воспитательная:

·       Развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства);

·       Способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

Оборудование:

1. Слайды по теме «Теорема о трех перпендикулярах»;

2. Каркасная модель чертежа к теореме;

3. Карточки с задачами.

4. Мультимедийное оборудование.

5. Экран.   

6. Компьютер.           

План урока

 

№ п/п

Структурные элементы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Временная реализация

1.

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, объявляет цель урока, план, зачитывается эпиграф к уроку, используя презентационное сопровождение урока.

Обсуждение

1 минута

2.

Разминка. Математический диктант по готовому чертежу.

Урок ведет учитель совместно с консультантом (сильным учеником).

Учитель подает задачу по готовому чертежу на слайдах презентации. Демонстрирует после ответа учащегося соответствующие элементы задачи. При появлении вопросов учитель может возвратиться как к задаваемым вопросам, так и к соответствующим элементам задачи.

Обучающиеся отвечают на теоретические вопросы в тетради. После демонстрации элементов опорного конспекта ими проводится самооценка своих ответов

7 минут

3.

Постановка перед учащимися проблемы.

 

Учитель предлагает разобрать через исследование  предложенную задачу.

Обучающиеся рассматривают модель чертежа на спицах, параллельно чертеж представляется на слайде. Обсуждают ответы. Фиксируют в своих рабочих тетрадях отдельные части исследуемой задачи.

12 минут

4.

Изучение теоремы.

 

Учитель предлагает сформулировать теорему «О трех перпендикулярах». Консультант – помощник помогает сформулировать теорему с помощью модели и наводящих вопросов. Предлагаются альтернативные варианты формулировки теоремы. Затем учитель предоставляет слово любителям математики, которые дома подготовили свои варианты формулировки и доказательства теоремы.

Выступает представитель от каждой группы со своим способом доказательства теоремы. Учащиеся задают вопросы, выступают оппонентами. Обсуждают ответы. Фиксируют в своих рабочих тетрадях все способы доказательства теоремы.

15 минут

4.

Групповое решение задачи.

Учитель демонстрирует решение  задачи на применение теоремы о трех перпендикулярах.

Обучающиеся решают задачу, комментируя ход решения.

5 минут

5.

 

Закрепление изученного материала.

Предлагаются задачи с числовыми данными. Раздаются индивидуальные карточки с условиями задач.

 

Обучающиеся решают задачи.

8 минут

6.

Практическое применение теоремы о трех перпендикулярах.

(выступления учащихся подготовлены заранее)

Учитель предлагает решить более сложные задачи

Обучающиеся демонстрирует опорные  задачи на применение теоремы о трех перпендикулярах.

10 минут

 

 

 

7.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий.

Учитель предлагает применить полученные знания при выполнении заданий дифференцированного характера. Обязательно необходимо решить три любых задачи, остальные задачи решаются дома и сдаются на проверку учителю

Ребята выбирают любой уровень. (На карточке указан уровень и номер). Либо решают задачи из разных уровней.

15 минут

8.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает обобщить обучающимся весь теоретический материал, используемый на уроке и решить задачу для демонстрации успехов в изучении теоремы о трех перпендикулярах.

Обучающиеся отвечают, решают задачу.

5 минут

9.

Домашнее задание

Учитель диктует домашнее задание. Делает соответствующие пояснения о том, что результаты их работы будут необходимы и на последующих уроках.

Обучающиеся записывают задание.

2 минуты

 

Ход урока

Урок ведет учитель совместно с консультантом (сильным учеником).

 

j Разминка. Математический диктант.

Задание: Перечислите и запишите в тетради названия элементов (отрезков) чертежа, если АВ  (смотрите Рис. 1).

                                                ОтветАВ – перпендикуляр;

                                      ВС – наклонная;

А

 
                               АС – проекция.

 

 

 

Рис. 1

 

Дополнительные вопросы:

1)    Какой формулой связанны между собой перечисленные отрезки?

(Ответ:  - теорема Пифагора).

2)    Чему равно ВС, если АВ = 3 см, АС = 4 см.? (Ответ: 5 см.).

 

k Постановка перед учащимися проблемы.

Задача: Через конец А отрезка АВ длины «в», проведена плоскость, перпендикулярная отрезку. И в этой же плоскости проведена прямая. Найти расстояние от точки В до прямой, если расстояние от точки А до прямой равно «а»

Исследование задачи.

1) Рассматривается модель чертежа к теореме из спиц (карандашей), ярко окрашенных, чертеж приводиться на слайде (Рис. 2);

 

?

 

D

 

 

 

2)    По частям разбирается задача.

а) дан отрезок АВ = в, он перпендикулярен плоскости:

б) в плоскости проводиться прямая, назовем ее СD:

В

 

в) по условию задачи известно расстояние от точки А до прямой СD.

! Очень важно именно здесь разобраться, что такое расстояние от точки до прямой на плоскости. Желательно на спицах (карандашах) показать это расстояние, предварительно вспомнив определение: «Расстояние от точки до прямой, есть перпендикуляр, проведенный из этой точки на прямую».

                                                                           

Надпись: После этого чертежи б) и в) нужно объединить, вначале на спицах (карандашах), а затем – начертить на доске:

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь нужно выяснить, сколько перпендикуляров на чертеже (два: АВ и АА1) и чему ровно АА1? (АА1=а).

г) по условию задачи, необходимо найти расстояние от точки В до прямой СD. Наступил очень важный момент – тот момент, ради которого проводиться этот урок. Необходимо провести перпендикуляр из точки В на прямую СD. На спицах (карандашах) консультант – помощник показывает модель:

Создается проблемная ситуация: куда пойдет перпендикуляр из точки В?  Где будет находиться его основание на прямой СD?

Выясняются мнения учащихся. Интуитивно некоторые из них догадываются, что основание перпендикуляра, опущенного из точки В на прямую СD, должна находиться в точке А1.

Но как это доказать?

«Знаем ли мы какую-нибудь теорему, подтверждающую эту догадку?» - спрашивает преподаватель, и продолжает: - «Нет, еще не знаем, а значит, и задачу решить не сможем, пока не изучим нужную теорему. Сегодня мы познакомимся с такой теоремой. Но сначала еще раз вспомним, как называются отрезки АА1 и предполагаемый отрезок ВА1. (АА1 – проекция наклонной ВА1.; а ВА1. – наклонная).

Выясним также, сколько перпендикуляров получилось на чертеже (на модели).

(Три: АВ, АА1., ВА1.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На модели ВА1. – спица (карандаш) желтая, а как только убедились в том, что перпендикуляр, опущенный из точки В, проходит через точку А1., поменяем желтую спицу на синюю.

 

l Изучение теоремы.

 

Обучающимся предлагается сформулировать теорему «О трех перпендикулярах». Консультант – помощник помогает сформулировать теорему с помощью модели и наводящих вопросов. Предлагаются альтернативные варианты формулировки теоремы. Затем учитель предоставляет слово любителям математики, которые дома подготовили свои варианты формулировки и доказательства теоремы. Они поочередно выходят к доске. Обучающиеся их слушают внимательно и выбирают тот вариант, который больше понравился.

Первый выступающий.

Теорема формулируется следующим образом:

Надпись: Дано:   ; АС – наклонная, ВС – проекция. ВС , АВ .
Доказать: АС 
Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной перпендикулярно ее проекции, перпендикулярна и самой наклонной.

 

 

 

Доказательство.

1)                          Проведем СА1. СА1||АВ по построению, т. к. АВ(Теорема: Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны). Проведем через АВ и СА1 плоскость .

2)                           по Теореме: «Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости».

ч.т.д.

Второй выступающий.

 

Дано: ; АС – наклонная, ВС – проекция. ВС, АВ.

Доказать: АС.

    Доказательство.

(векторное доказательство)

1)

2) По условию . Значит, . Таким образом получаем: .

ч.т.д.

 

Третий выступающий.

 

 

Дано: ; АС – наклонная, ВС – проекция. ВС, АВ.

Доказать: АС.

 

Доказательство.

1)    Достроим рисунок так, что 

Значит, (как наклонные, имеющие равные проекции).

3) - равнобедренный и, - медиана и высота. .

ч.т.д.

 

Консультант обсуждает с группой все предложенные варианты доказательства теоремы о трех перпендикулярах.

Учащиеся высказывают свое мнение, они могут выбрать для себя любое доказательство.

После этого учитель вновь обращает внимание ребят на предложенную в начале урока задачу.

mГрупповое решение задачи.

Выясняется, что задача решается в одно действие по теореме Пифагора.

 

Дано: . .

Найти: Расстояние от точки В до прямой CD

 

Решение.

1)                          Расстояние от точки до прямой является перпендикуляр. По теореме «О трех перпендикулярах».  - проекция наклонной ВА1.

2)                          Из , по теореме Пифагора:

Ответ: Расстояние от точки В до прямой CD равно .

 

n Закрепление изученного материала.

Предлагаются задачи с числовыми данными. Раздаются индивидуальные карточки с условиями задач

1)

Дано:

Найти: АС

Решение.

Из  по т. Пифагора  далее, подставляя числа

Ответ: 0,3 см.

 

2) Чертеж тот же.                Дано: АС=6 см., ВС=10 см.

                                             Найти: АВ

Решение

.                                          Ответ: 8 см.

 

o Практическое применение теоремы о трех перпендикулярах.

(выступления учащихся подготовлены заранее)

Первый выступающий.

Теорема о трех перпендикулярах будет использована при изучении многогранников, когда появиться необходимость в изображении угла между боковой гранью пирамиды и ее основанием.

В будущем узнаем, что угол между боковой гранью пирамиды и ее основанием измеряется линейным углом.

Разберем на примере решения задачи, как построить линейный угол двугранного угла.

Задача: В правильной треугольной пирамиде боковые грани наклонены под углом . Изобразить этот угол (см. рисунок).

   

Не будем вдаваться в определение линейного угла, запомним только: чтобы, построить линейный угол, надо в общую точку общего ребра боковой грани и основания пирамиды провести перпендикуляры. Угол между этими перпендикулярами и есть угол .

Проведем из точки D на сторону BD перпендикуляр DK.

Далее из точки D опустим перпендикуляр DO , соединим точку О с точкой К. Будет ли ОК перпендикуляром к ВС?

Да, т. к. ОК – проекция наклонной DK.

По теореме о трех перпендикулярах, .

 

 

Второй выступающий.

 

Задание: Установить взаимное положение прямых а и в по готовым чертежам.

1.     ABCDквадрат

BEABCD                                                                   Ответ: .

 

 

 

 

2.     ABCDквадрат

BEABCD                                                                        Ответ:

 

 

 

 

 


3.     ABCDромб

АEABCD                                                                         Ответ: .

 

 

 

 

 

 

 


4.     ABCDромб

BEABCD                                                                         Ответ: .

 

 

 

 

 

 

p Самостоятельная работа

В конце урока предлагается самостоятельная работа по изученному материалу.

Карточки составлены дифференциально – трехуровневые: А, В, С. Ребята выбирают любой уровень. (На карточке указан уровень и номер). Либо решают задачи из разных уровней. Обязательно необходимо решить три любых задачи, остальные задачи решаются дома и сдаются на проверку учителю.

 

ˆПодведение итогов урока.

Учитель предлагает обобщить учащимся весь теоретический материал, используемый на уроке и решить задачу, которая продемонстрирует успех изучения теоремы о трех перпендикулярах. Выставляются оценки за урок.

 

Задача.

Дано: AD ┴ (ABC), < BAC = 62º, < ACB = 28º.

Каково взаимное расположение прямых СВ и BD ? Ответ обоснуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Учащиеся записывают задание.  ДЗ: №145, №143, №140, п.19,20.

 

Список используемой литературы.

 

1.     Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С, Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2020.

2.     А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса. – М.: Илекса, 2018

3.     Геометрия. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Шарыгин И. Ф.- М. Дрофа, 2000.

4.     Лоповок Л. М. Факультативные задания по геометрии для 7-11 классов: Пособие для учителя. - К.: Рад. Шк., 1990.


Задачи для самостоятельной работы.

Уровень А

1. АВ – перпендикуляр к плоскости, АС – наклонная, ВС – ее проекция на плоскость, CD – прямая на плоскости, перпендикулярная прямой ВС. Почему угол ACD – прямой?

2. АВ – перпендикуляр к плоскости, АС – наклонная, ВС – ее проекция на плоскость, CD – прямая на плоскости, перпендикулярная прямой АС. Почему угол ВCD – прямой?

3. На плоскости взяты прямая а и точка А вне ее. Из точки А на прямую а опущен перпендикуляр АВ. Из точки А к плоскости восстановлен перпендикуляр АС. Точку С соединим с точкой В. Сделайте соответствующий чертеж. Укажите все полученные прямые углы. Дайте основание ответу.

 

 

Уровень В

1. Угол С треугольника АВС – прямой. AD – перпендикуляр к плоскости треугольника АВС. Докажите, что треугольник BCD – прямоугольный.

2. АВСD – квадрат диагонали которого пересекаются в точке Е. АН – перпендикуляр к плоскости квадрата. Докажите, что прямые НЕ и BD перпендикуляры.

3. Из вершины А квадрата ABCD со стороной 16 см., восстановлен перпендикуляр АЕ длиной 12 см. Докажите, что треугольник ВСЕ – прямоугольный. Найдите его площадь.

4. Из центра О квадрата ABCD со стороной 18 см. к его плоскости восстановлен перпендикуляр ОМ длиной 12 см. Найдите площадь треугольника АВМ.

5.     Отрезок АМ перпендикулярен плоскости треугольника АВС и имеет длину 24 см. Найдите расстояние от точки М до прямой ВС, если АВ = АС = 20 см., ВС = 24 см.

6.     В правильном треугольнике АВС точка О – центр. ОМ – перпендикуляр к плоскости АВС. Найдите расстояние от точки М до стороны АВ, если АВ = 10 см., ОМ = 5 см.

 

 

Уровень С

1. Из вершины А прямоугольного треугольника АВС (  - прямой) к плоскости треугольника проведен перпендикуляр АК. Докажите, что прямые КВ и ВС взаимно перпендикулярны.

2. МАВС – пирамида, , АК – высота . Докажите, что МК – высота грани МВС (см. чертеж).

 

 

 

 

 

 

3. Из вершины С правильного треугольника АВС со стороной 10 см. проведен к его плоскости перпендикуляр СМ длинной 6 см. Вычислить расстояние от точки М до стороны АВ.

4. В равнобедренном треугольнике CEH точка А – середина основания EH. Из точки С к плоскости треугольника проведен перпендикуляр СК. Докажите, что прямые АК и ЕН взаимно перпендикулярны.

5.     Катеты прямоугольного треугольника АВС 15 см. и 20 см. Из вершины прямого угла С проведен отрезок СD, перпендикулярный плоскости этого треугольника, CD = 35 см. Найти расстояния от точки D до гипотенузы АВ.

6.     Доказать, что если точка равноудалена от всех сторон многоугольника, то она проектируется на его плоскость в центр вписанного круга.


Тема урока: Теорема о трех перпендикулярах (вводный урок – 2 ч)

Тема урока: Теорема о трех перпендикулярах (вводный урок – 2 ч)

Разминка. Математический диктант по готовому чертежу

Разминка. Математический диктант по готовому чертежу

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Ответ : АВ – перпендикуляр;

Ответ : АВ – перпендикуляр;

АВ = в , он перпендикулярен плоскости: б ) в плоскости проводиться прямая, назовем ее

АВ = в , он перпендикулярен плоскости: б ) в плоскости проводиться прямая, назовем ее

В до прямой С D . Наступил очень важный момент – тот момент, ради которого проводиться этот урок

В до прямой С D . Наступил очень важный момент – тот момент, ради которого проводиться этот урок

На модели ВА 1 . – спица (карандаш) желтая, а как только убедились в том, что перпендикуляр, опущенный из точки

На модели ВА 1 . – спица (карандаш) желтая, а как только убедились в том, что перпендикуляр, опущенный из точки

Второй выступающий. Дано: ;

Второй выступающий. Дано: ;

Консультант обсуждает с группой все предложенные варианты доказательства теоремы о трех перпендикулярах

Консультант обсуждает с группой все предложенные варианты доказательства теоремы о трех перпендикулярах

Ответ: 0,3 см. 2) Чертеж тот же

Ответ: 0,3 см. 2) Чертеж тот же

Далее из точки D опустим перпендикуляр

Далее из точки D опустим перпендикуляр

ABCD – ромб BE ABCD

ABCD – ромб BE ABCD

Домашнее задание Учащиеся записывают задание

Домашнее задание Учащиеся записывают задание

Задачи для самостоятельной работы

Задачи для самостоятельной работы

В правильном треугольнике АВС точка

В правильном треугольнике АВС точка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021