Тема урока: Теорема о трех перпендикулярах
(вводный урок – 2 ч)
Цель урока:
обучающая:
· Изучить теоретический материал по теме, облегчить обучающимся понимание содержания теоремы, обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах;
· Сформировать видение изученной закономерности в различных ситуациях: при решении задач на доказательство или задач, требующих найти численное (буквенное) значение, какого – либо элемента;
· Учить умению читать чертеж;
развивающая:
· Способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания;
· Развивать навыки исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов).
воспитательная:
· Развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства);
· Способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.
Оборудование:
1. Слайды по теме «Теорема о трех перпендикулярах»;
2. Каркасная модель чертежа к теореме;
3. Карточки с задачами.
4. Мультимедийное оборудование.
5. Экран.
6. Компьютер.
План урока
№ п/п |
Структурные элементы. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Временная реализация |
1. |
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, объявляет цель урока, план, зачитывается эпиграф к уроку, используя презентационное сопровождение урока. |
Обсуждение |
1 минута |
2. |
Разминка. Математический диктант по готовому чертежу. |
Урок ведет учитель совместно с консультантом (сильным учеником). Учитель подает задачу по готовому чертежу на слайдах презентации. Демонстрирует после ответа учащегося соответствующие элементы задачи. При появлении вопросов учитель может возвратиться как к задаваемым вопросам, так и к соответствующим элементам задачи. |
Обучающиеся отвечают на теоретические вопросы в тетради. После демонстрации элементов опорного конспекта ими проводится самооценка своих ответов |
7 минут |
3. |
Постановка перед учащимися проблемы.
|
Учитель предлагает разобрать через исследование предложенную задачу. |
Обучающиеся рассматривают модель чертежа на спицах, параллельно чертеж представляется на слайде. Обсуждают ответы. Фиксируют в своих рабочих тетрадях отдельные части исследуемой задачи. |
12 минут |
4. |
Изучение теоремы.
|
Учитель предлагает сформулировать теорему «О трех перпендикулярах». Консультант – помощник помогает сформулировать теорему с помощью модели и наводящих вопросов. Предлагаются альтернативные варианты формулировки теоремы. Затем учитель предоставляет слово любителям математики, которые дома подготовили свои варианты формулировки и доказательства теоремы. |
Выступает представитель от каждой группы со своим способом доказательства теоремы. Учащиеся задают вопросы, выступают оппонентами. Обсуждают ответы. Фиксируют в своих рабочих тетрадях все способы доказательства теоремы. |
15 минут |
4. |
Групповое решение задачи. |
Учитель демонстрирует решение задачи на применение теоремы о трех перпендикулярах. |
Обучающиеся решают задачу, комментируя ход решения. |
5 минут |
5.
|
Закрепление изученного материала. |
Предлагаются задачи с числовыми данными. Раздаются индивидуальные карточки с условиями задач.
|
Обучающиеся решают задачи. |
8 минут |
6. |
Практическое применение теоремы о трех перпендикулярах. (выступления учащихся подготовлены заранее) |
Учитель предлагает решить более сложные задачи |
Обучающиеся демонстрирует опорные задачи на применение теоремы о трех перпендикулярах. |
10 минут
|
7. |
Самостоятельное выполнение учащимися заданий. |
Учитель предлагает применить полученные знания при выполнении заданий дифференцированного характера. Обязательно необходимо решить три любых задачи, остальные задачи решаются дома и сдаются на проверку учителю |
Ребята выбирают любой уровень. (На карточке указан уровень и номер). Либо решают задачи из разных уровней. |
15 минут |
8. |
Подведение итогов урока |
Учитель предлагает обобщить обучающимся весь теоретический материал, используемый на уроке и решить задачу для демонстрации успехов в изучении теоремы о трех перпендикулярах. |
Обучающиеся отвечают, решают задачу. |
5 минут |
9. |
Домашнее задание |
Учитель диктует домашнее задание. Делает соответствующие пояснения о том, что результаты их работы будут необходимы и на последующих уроках. |
Обучающиеся записывают задание. |
2 минуты |
Ход урока
Урок ведет учитель совместно с консультантом (сильным учеником).
j Разминка. Математический диктант.
Задание: Перечислите и запишите в тетради названия элементов (отрезков) чертежа, если АВ (смотрите Рис. 1).
Ответ: АВ – перпендикуляр;
ВС – наклонная;
|
Рис. 1
Дополнительные вопросы:
1) Какой формулой связанны между собой перечисленные отрезки?
(Ответ: - теорема Пифагора).
2) Чему равно ВС, если АВ = 3 см, АС = 4 см.? (Ответ: 5 см.).
k Постановка перед учащимися проблемы.
Задача: Через конец А отрезка АВ длины «в», проведена плоскость, перпендикулярная отрезку. И в этой же плоскости проведена прямая. Найти расстояние от точки В до прямой, если расстояние от точки А до прямой равно «а»
Исследование задачи.
1) Рассматривается модель чертежа к теореме из спиц (карандашей), ярко окрашенных, чертеж приводиться на слайде (Рис. 2);
|
|
|
2) По частям разбирается задача.
а) дан отрезок АВ = в, он перпендикулярен плоскости:
б) в плоскости проводиться прямая, назовем ее СD:
|
в) по условию задачи известно расстояние от точки А до прямой СD.
! Очень важно именно здесь разобраться, что такое расстояние от точки до прямой на плоскости. Желательно на спицах (карандашах) показать это расстояние, предварительно вспомнив определение: «Расстояние от точки до прямой, есть перпендикуляр, проведенный из этой точки на прямую».
Теперь нужно выяснить, сколько перпендикуляров на чертеже (два: АВ и АА1) и чему ровно АА1? (АА1=а).
г) по условию задачи, необходимо найти расстояние от точки В до прямой СD. Наступил очень важный момент – тот момент, ради которого проводиться этот урок. Необходимо провести перпендикуляр из точки В на прямую СD. На спицах (карандашах) консультант – помощник показывает модель:
Создается проблемная ситуация: куда пойдет перпендикуляр из точки В? Где будет находиться его основание на прямой СD?
Выясняются мнения учащихся. Интуитивно некоторые из них догадываются, что основание перпендикуляра, опущенного из точки В на прямую СD, должна находиться в точке А1.
Но как это доказать?
«Знаем ли мы какую-нибудь теорему, подтверждающую эту догадку?» - спрашивает преподаватель, и продолжает: - «Нет, еще не знаем, а значит, и задачу решить не сможем, пока не изучим нужную теорему. Сегодня мы познакомимся с такой теоремой. Но сначала еще раз вспомним, как называются отрезки АА1 и предполагаемый отрезок ВА1. (АА1 – проекция наклонной ВА1.; а ВА1. – наклонная).
Выясним также, сколько перпендикуляров получилось на чертеже (на модели).
(Три: АВ, АА1., ВА1.).
На модели ВА1. – спица (карандаш) желтая, а как только убедились в том, что перпендикуляр, опущенный из точки В, проходит через точку А1., поменяем желтую спицу на синюю.
l Изучение теоремы.
Обучающимся предлагается сформулировать теорему «О трех перпендикулярах». Консультант – помощник помогает сформулировать теорему с помощью модели и наводящих вопросов. Предлагаются альтернативные варианты формулировки теоремы. Затем учитель предоставляет слово любителям математики, которые дома подготовили свои варианты формулировки и доказательства теоремы. Они поочередно выходят к доске. Обучающиеся их слушают внимательно и выбирают тот вариант, который больше понравился.
Первый выступающий.
Теорема формулируется следующим образом:
Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной перпендикулярно ее проекции, перпендикулярна и самой наклонной.
Доказательство.
1) Проведем СА1. СА1||АВ по построению, т. к. АВ(Теорема: Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны). Проведем через АВ и СА1 плоскость .
2) по Теореме: «Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости».
ч.т.д.
Второй выступающий.
Дано: ; АС – наклонная, ВС – проекция. ВС, АВ.
Доказать: АС.
Доказательство.
(векторное доказательство)
1)
2) По условию . Значит, . Таким образом получаем: .
ч.т.д.
Третий выступающий.
Дано: ; АС – наклонная, ВС – проекция. ВС, АВ.
Доказать: АС.
Доказательство.
1) Достроим рисунок так, что
Значит, (как наклонные, имеющие равные проекции).
3) - равнобедренный и, - медиана и высота. .
ч.т.д.
Консультант обсуждает с группой все предложенные варианты доказательства теоремы о трех перпендикулярах.
Учащиеся высказывают свое мнение, они могут выбрать для себя любое доказательство.
После этого учитель вновь обращает внимание ребят на предложенную в начале урока задачу.
mГрупповое решение задачи.
Выясняется, что задача решается в одно действие по теореме Пифагора.
Дано: . .
Найти: Расстояние от точки В до прямой CD
Решение.
1) Расстояние от точки до прямой является перпендикуляр. По теореме «О трех перпендикулярах». - проекция наклонной ВА1.
2) Из , по теореме Пифагора:
Ответ: Расстояние от точки В до прямой CD равно .
n Закрепление изученного материала.
Предлагаются задачи с числовыми данными. Раздаются индивидуальные карточки с условиями задач
1)
Дано:
Найти: АС
Решение.
Из по т. Пифагора далее, подставляя числа
Ответ: 0,3 см.
2) Чертеж тот же. Дано: АС=6 см., ВС=10 см.
Найти: АВ
Решение
. Ответ: 8 см.
o Практическое применение теоремы о трех перпендикулярах.
(выступления учащихся подготовлены заранее)
Первый выступающий.
Теорема о трех перпендикулярах будет использована при изучении многогранников, когда появиться необходимость в изображении угла между боковой гранью пирамиды и ее основанием.
В будущем узнаем, что угол между боковой гранью пирамиды и ее основанием измеряется линейным углом.
Разберем на примере решения задачи, как построить линейный угол двугранного угла.
Задача: В правильной треугольной пирамиде боковые грани наклонены под углом . Изобразить этот угол (см. рисунок).
Не будем вдаваться в определение линейного угла, запомним только: чтобы, построить линейный угол, надо в общую точку общего ребра боковой грани и основания пирамиды провести перпендикуляры. Угол между этими перпендикулярами и есть угол .
Проведем из точки D на сторону BD перпендикуляр DK.
Далее из точки D опустим перпендикуляр DO , соединим точку О с точкой К. Будет ли ОК перпендикуляром к ВС?
Да, т. к. ОК – проекция наклонной DK.
По теореме о трех перпендикулярах, .
Второй выступающий.
Задание: Установить взаимное положение прямых а и в по готовым чертежам.
1. ABCD – квадрат
BEABCD Ответ: .
2. ABCD – квадрат
BEABCD Ответ:
3. ABCD – ромб
АEABCD Ответ: .
4. ABCD – ромб
BEABCD Ответ: .
p Самостоятельная работа
В конце урока предлагается самостоятельная работа по изученному материалу.
Карточки составлены дифференциально – трехуровневые: А, В, С. Ребята выбирают любой уровень. (На карточке указан уровень и номер). Либо решают задачи из разных уровней. Обязательно необходимо решить три любых задачи, остальные задачи решаются дома и сдаются на проверку учителю.
ˆПодведение итогов урока.
Учитель предлагает обобщить учащимся весь теоретический материал, используемый на уроке и решить задачу, которая продемонстрирует успех изучения теоремы о трех перпендикулярах. Выставляются оценки за урок.
Задача.
Дано: AD ┴ (ABC), < BAC = 62º, < ACB = 28º.
Каково взаимное расположение прямых СВ и BD ? Ответ обоснуйте.
‰ Домашнее задание
Учащиеся записывают задание. ДЗ: №145, №143, №140, п.19,20.
Список используемой литературы.
1. Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С, Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2020.
2. А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса. – М.: Илекса, 2018
3. Геометрия. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Шарыгин И. Ф.- М. Дрофа, 2000.
4. Лоповок Л. М. Факультативные задания по геометрии для 7-11 классов: Пособие для учителя. - К.: Рад. Шк., 1990.
Задачи для самостоятельной работы.
Уровень А
1. АВ – перпендикуляр к плоскости, АС – наклонная, ВС – ее проекция на плоскость, CD – прямая на плоскости, перпендикулярная прямой ВС. Почему угол ACD – прямой?
2. АВ – перпендикуляр к плоскости, АС – наклонная, ВС – ее проекция на плоскость, CD – прямая на плоскости, перпендикулярная прямой АС. Почему угол ВCD – прямой?
3. На плоскости взяты прямая а и точка А вне ее. Из точки А на прямую а опущен перпендикуляр АВ. Из точки А к плоскости восстановлен перпендикуляр АС. Точку С соединим с точкой В. Сделайте соответствующий чертеж. Укажите все полученные прямые углы. Дайте основание ответу.
Уровень В
1. Угол С треугольника АВС – прямой. AD – перпендикуляр к плоскости треугольника АВС. Докажите, что треугольник BCD – прямоугольный.
2. АВСD – квадрат диагонали которого пересекаются в точке Е. АН – перпендикуляр к плоскости квадрата. Докажите, что прямые НЕ и BD перпендикуляры.
3. Из вершины А квадрата ABCD со стороной 16 см., восстановлен перпендикуляр АЕ длиной 12 см. Докажите, что треугольник ВСЕ – прямоугольный. Найдите его площадь.
4. Из центра О квадрата ABCD со стороной 18 см. к его плоскости восстановлен перпендикуляр ОМ длиной 12 см. Найдите площадь треугольника АВМ.
5. Отрезок АМ перпендикулярен плоскости треугольника АВС и имеет длину 24 см. Найдите расстояние от точки М до прямой ВС, если АВ = АС = 20 см., ВС = 24 см.
6. В правильном треугольнике АВС точка О – центр. ОМ – перпендикуляр к плоскости АВС. Найдите расстояние от точки М до стороны АВ, если АВ = 10 см., ОМ = 5 см.
Уровень С
1. Из вершины А прямоугольного треугольника АВС ( - прямой) к плоскости треугольника проведен перпендикуляр АК. Докажите, что прямые КВ и ВС взаимно перпендикулярны.
2. МАВС – пирамида, , АК – высота . Докажите, что МК – высота грани МВС (см. чертеж).
3. Из вершины С правильного треугольника АВС со стороной 10 см. проведен к его плоскости перпендикуляр СМ длинной 6 см. Вычислить расстояние от точки М до стороны АВ.
4. В равнобедренном треугольнике CEH точка А – середина основания EH. Из точки С к плоскости треугольника проведен перпендикуляр СК. Докажите, что прямые АК и ЕН взаимно перпендикулярны.
5. Катеты прямоугольного треугольника АВС 15 см. и 20 см. Из вершины прямого угла С проведен отрезок СD, перпендикулярный плоскости этого треугольника, CD = 35 см. Найти расстояния от точки D до гипотенузы АВ.
6. Доказать, что если точка равноудалена от всех сторон многоугольника, то она проектируется на его плоскость в центр вписанного круга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.