Тема урока: «Уравнение»
Тип урока: комбинированный.
Место в системе уроков: обобщающий урок по данной теме; очередной урок в системе уроков по изучению сложения и вычитания натуральных чисел.
Цель и задачи урока:
образовательные:
· отработка навыков решения уравнений;
· отработка навыков решения задач алгебраическим способом;
· диагностика понимания и усвоения темы.
развивающие:
· развивать навыки мышления, творческие способности учащихся, прививать навыки самоконтроля;
воспитательные:
· воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
· повышение культуры математической речи.
Оборудование:
· компьютер, интерактивная доска, ключик, сердечки разного цвета у каждого учащегося, карточки с заданиями. Преподавание ведётся по учебнику Математика 5. Н Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2011.
План урока.
1) Организационный момент. Мотивация и постановка цели урока (1 мин).
2) Устная работа (8 мин).
3) Работа в тетради – игра “Волшебное число” (20 мин).
4) Физкультминутка (1 мин).
5) Самостоятельная работа (7 мин).
6) Подведение итогов (4 мин).
7) Домашнее задание (1 мин).
8) Рефлексия (2 мин)
Эпиграф:
“Кто любит учиться, никогда не проводит время в праздности”.Ш.Монтескье
Ход урока
1) Организационный момент. Мотивация и постановка цели урока.
Я предлагаю вам решить кроссворд и сформулировать тему нашего урока.
Угадали слово – УРАВНЕНИЕ. Открыли тетради, отступили 4 клеточки от вашей последней записи и записали «Классная работа», на полях число. Тема урока на доске.
Ребята расскажите чем мы будем заниматься на уроке.
Цель урока: отработать навыки решения уравнений. Итак, (слайд 1). Эпиграфом для нашего урока я взяла слова французского писателя, правоведа и философа Ш.Монтескье. Почему я выбрала такой эпиграф? Это вы мне объясните в конце урока.
Предлагаю послушать отрывок из музыкальной композиции и предположить, что ждет нас на сегодняшнем уроке?
На уроке нас ждет сказка-игра, а чтобы она была удачной, основательно к ней подготовимся.
2) Проверим домашнее задание (слайд 3).
3) Устная работа.
Задача 1 (слайд 3) Задумала улитка на пятиметровое дерево забраться. За первый день она проползла 3 м вверх, устала. Засомневалась, стоит ли на этакую высоту взбираться, да и сползла на ночь на 2 м вниз. Засветилось утром солнышко. Хорошо на душе у улитки стало, и поднялась она за день по дереву на 3 м вверх, а за ночь снова спустилась на 2 м вниз. Так и пошло. Посчитайте, на какой день улитка достигнет верхушки дерева.
Ответ: на 3 день.
Задача 3 (слайд 4)
Над
болотцем тихо, тихо...
В теплом воздухе парят
Сам Комар и Комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка, Комар, комарят.
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не оставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха 40 пар.
А продолжил этот счет уже Комар.
Комарят до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч и устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?
Ответ: 13082
4) Работа в тетрадях.
Учитель: Ребята, начинаем игру-сказку (слайд 7). Сейчас мы будем соревноваться в решении уравнений. Решение будете записывать в тетрадь. (Во время игры учитель ходит между рядами и проверяет правильность решения. В случае правильного решения ученик получает жетон). В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Долго жил он в одиночестве, и стало ему скучно. Решил Иван-царевич белый свет повидать и отправился в путь. По дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов (три ряда) и отправился выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост.
На камне они увидели надпись: (8 слайд)
Работа в группе
1 ряд
а) y-54=177 (Ответ: 231)
б) x+165=347 (Ответ: 182)
2 ряд
а) 127+m=232 (Ответ: 105)
б) 346-z=225 (Ответ: 121)
3 ряд
a) x-197=183 (Ответ: 380)
б) 455+y=775 (Ответ: 320)
Если уравнения будут решены, верно, то камень повернется и освободит дорогу.
Те, кто быстрее выполнят верно, задания, получат ключик от ларца с Кощеевой смертью.
Решают задания в группе. (5 минут)
Воины справились с поставленной задачей и освободили дорогу.
Долго они ехали, пока дорога не привела их к избушке Бабы-яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только если его верные дружинники решат уравнения, написанные на стенах избушки, и назовут фигуру, соответствующую корню решенного уравнения (слайд 10):
Работа по парам.
(y-171)-546=77 (Ответ: 794, круг)
(x+79)-197=183 (Ответ: 301, треугольник)
Решившие уравнение за минуту получают по ключу от ларца.
Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба-яга рассказала ему о силе корней уравнения: чтобы замок открыть, нужно произнести вслух корень уравнения. Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. На стенах его было записано решение уравнения.
Решили они сначала размяться, зарядиться энергией.
Физкультминутка.
Узники подземелья решают уравнение, один у доски исправляет ошибки и называет корень (слайд 15):
(Х-24)+37=49, х-24=49-37
Х-24=49+37, х-24=12
Х-24=86, х=12+24
Х=86-24, х=36
Х=72.
Если уравнение решено за минуту – ученик получает ключ.
Итак уравнение решено, корни названы, замки открылись.
Встали воины перед воротами Кощеева царства, а там задача (слайд 16) для Ивана-царевича:
Продолжительность дня с 6 октября до 18 ноября уменьшилась на 3ч и стала равной 8ч. Какой была продолжительность дня 6 октября? (Ответ: 11ч)
Решил задачу Иван-царевич, ворота открылись.
Если решение верно, получает 2 ключа от ларца с Кощеевой смертью. Ключей мы собрали достаточно, чтобы расправиться с Кощеем и освободить Елену Прекрасную. Иван-царевич и Елена Прекрасная сыграли свадьбу, вернулись домой. Стали жить-поживать и добра наживать (слайд 17).
6) Самостоятельная работа (слайд 18).Учитель: теперь, ребята, вы готовы к самостоятельному решению уравнений, откройте учебник и по вариантам выполните задания. Учащиеся выполняют работу в тетради.
7) Подведение итогов.Учитель выставляет оценки учащимся, учитывая количество заработанных ими ключей. Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.
Учащиеся объясняют смысл эпиграфа.
Учитель: ребята, вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
Пусть
каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас
И сердце добрым будет.
8) Домашнее задание (слайд 20). Учитель: ребята, запишите в дневник домашнее задание, представленное на слайде.
9) Рефлексия. Включаем светофор (слайд 21). Учитель: Оцените свою работу на уроке. Учащиеся дарят сердце с выбранным ими цветом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.