Урок литературного чтения
Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет «Бабочка»
Подготовила и провела: Рагимова А.Г.- учитель начальных классов
Задачи:
Формирование умения самостоятельно называть решение поставленной
проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь.
Продолжить развивать умения работать с художественным текстом.
Воспитывать любовь к прекрасному ,выражению эмоционального отношения
действиям произведения, развитие критического мышления через
произведение, помочь учащимся осмыслить мир как воплощение счастья .
Формировать УУД:
Личностные: развитие умения высказывать оценочные суждения
выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной
ситуацией.
Регулятивные: сохранять и принимать задачу , планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать
правильность выполнения действий, вносить коррективы в действие после
его совершения
Познавательные: осуществлять поик необходимой информации для
выполнения заданий из схем, иллюстраций , текстов, словарей, строить
речевые высказывания в устной и письменной форме
Коммуникативные:
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи , уметь формулировать собственное мнение и позицию,
допускать возможность существования у людей различных точек зрения , в
том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии.
Планируемые результаты:
Личностные: умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую,
воспитать позитивное отношение к природе, к окружающей среде.
Предметные: способствовать формированию умения раскрывать и
сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни
Метапредметные:
Умение правильно выражать свои мысли в речи, слышать ,слушать и
понимать участника диалога, вести дискуссию .
Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками,
умение искать решения оказывать поддержку другу другу
Межпредметные связи : литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы: ИКТ
Методы и приемы: словесно-эмоционального воздействия, словесно-
наглядный , практический, проблемно-поисковый, кластер
Организация пространства: фронтальная , группов
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, маршрутные
листы, ватман, конверты с заданиями, проектор, компьютер,
иллюстрированные картинки.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок .И прежде
чем начать его , создадим хорошее настроение. А хорошее настроение
начинается с улыбки .Улыбнемся друг другу. И пусть эта улыбка
сохраниться у нас на протяжении всего урока.
Личностные универсальные действия: проявление интереса к
уроку , самопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
-Ребята, я предлагаю вам обратить свой взор на экран, чтобы посмотреть
фрагмент фильма «Рождение бабочки». Скажите, о ком пойдет сегодня
речь?
-«Бабочка» (Слайд 1,2,3,)
-Какие ассоциации у вас возникают,когда вы слышите слово «бабочка»?
-Они похожи на цветы.
-Почему?
- Они такие же красивые и разнообразные
- Запишите название произведения на маршрутных
листах. Обозначьте орфограммы. Учащиеся подчеркивают большую
букву в словах, сочетание чк , безударные гласные
( У каждого из учащихся на парте лежит маршрутный лист с
заданиями, которые они должны выполнить на протяжении всего урока)
3. Постановка целей урока.
О бабочках писали много поэтов, а сегодня мы познакомимся с поэтом , которого называли «шепотом русской поэзии», «поэтом-музыкантом». А для этого вам нужно расшифровать его имя.
Маршрутный лист (задание 2).Подчеркните орфограммы
Историческая справка о поэте А.А.Фете
(Сообщения учащихся , подготовленные ими заранее дома, используя разные источники (информация из книг, энциклопедий, с интернета)
Слайдовая презентация.
Учитель.
-Думаю, вы согласитесь мы – дети 21 века отмечены его печатью. Вечно спешим куда-то, суетимся, а в итоге так ничего и не успеваем толком, много говорим и не умеем слушать других.
А между тем в 19 веке жил и творил человек, который считал, что настоящая жизнь не в этом привычном мире, она – в центре грез, в царстве красоты . Там чистый и свободный воздух.
Без усилий
С плеском крылий
Залетать-
В мир стремлений
Преклонений
И молитв:
Радость чуя
Не хочу я
Ваших битв…
4.Первичное восприятие произведения
Прослушивание аудиозаписи стихотворения
- От чьего имени написано стихотворение? Какой вам представилась бабочка?
5. Словарно-лексическая работа.
Очертанье-вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающий предмет.
Бархат- плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом (у каждого ученика на парте лежат бабочки из шелковой ткани,передают свои ощущения)
6. Чтение стихотворения учащимися
Но сначала учащиеся повторяют памятку выразительного чтения
-Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать стихотворение?
(С восхищением, с легкостью. Нужно читать так, будто бабочка ожила, каждая строка это взмах крыла)
6. Парная работа. Маршрутный лист (задание 3)
Подобрать синоним к слову «сверкнув»
Подобрать антоним к слову «спешу»
7.Беседа по содержанию стихотворения
-Как автор показывает свое восхищение бабочкой?
(Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его
любование)
«Ты прав…В чем прав? Наверное что-то сказал, может быть
комплемент бабочке)
-Как описывает А.Фет бабочку?
(А.Фет описывает «Бабочку», как какое-то сокровище, часто она очень
красивая. Он увидел ее и разговаривает с ней. Бабочка хвастается,
кокетничает, ей жалко , что у нее только два крыла.)
-Найдите подтвердите слова из текста.
-Какое это стихотворение по форме
(Здесь нет эпитетов)
-Воздушное очертание –это говорит о чем,что бабочка какая?
(Очень хрупкая)
-«Вот, вот сейчас раскину крылья…сверкнув и…»
-Сверкнув ,значит бабочка какая?
(Таинственная, изящная, похожа на пушинку…)
-Как вы это увидели, где услышали? Прочтите.
(«На цветок она опустилась….» Если бы она весила 20 кг,то не смогла
бы опуститься на цветок)
-Если подробное описание бабочки?(Нет)
-А из чего же состоит портрет ? (Из сравнений)
(Ее сравнивают с бархатом, портрет составлен из подвижных деталей:
Блеск, миг, очертание. Такие портреты называются не портретами
описания, а портретами впечатления)
-Какое у вас сложилось впечатление о бабочке?
( Она не представляет вреда, она летает себе и летает)
-Какие слова и словосочетания помогают поэту как бы остановить
мгновение .Найдите и прочитайте эти строки.
-Посмотрите, в чем состоит гениальность автора. Он только дал намек
на описание, а мы уже представляем бабочку и у нас складывается
впечатление о ней, мы ею восхищаемся.
Здесь бабочка запечатлена между прошлым и будущим.
- В какой момент он ее запечатлел,когда крылышки свернуты или
закрыты?
-Бабочка радуется сегодняшнему дню, каждому мгновению, а людям
этого не хватает, иногда это нам бы хорошо это перенять у бабочки.
-Чем необычно построение этого стихотворения? Что вас здесь удивило?
А.Фет изменил строфику в своей поэзии?Чем отличаются строчки?
( Первая строка длинная, вторая короткая, третья длинная, четвертая
короткая…)
-Что напоминает вам ритм этого стихотворения?
(Ритм этого стиха напоминает порхание бабочки)
Повторное чтение «про себя».
-Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили?
Парная работа .Маршрутный лист (задание 4)
8.Групповая работа . Создание альбома«В мире бабочек» . Слайд 24,25
Личностные умения: проявлять интерес к выполнению групповой работы
Познавательные умения: определять, в чем незаконченность выполнения
групповой работы, обосновывать свое мнение, уметь пользоваться с
разными источниками.
Регулятивные умения: выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения: формулировать высказывание, отстаивать
свою точку зрения, умение выслушать своего товарища
5. Итоги урока. Рефлексия. Слайды 27,28
Личностные умения: проявлять интерес к самооценке
Познавательные умения: определять, каким образом полученные знания
пригодятся в жизни, обосновывать свое мнение
Коммуникативные: формулировать высказывание, отстаивать свою
точку зрения
Выбери и подчеркни:
1. На уроке я работал - активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я - доволен/не доволен
3.Урок показался мне - коротким/длинным
4.За урок я – не устал/устал
5.Мое настроение стало – радостным, грустным ,веселым
6.Материал урока мне был- понятен/ не понятен
7.Домашнее задание мне кажется - полезен/ бесполезен
интересен/скучен
легким /трудным
8.Оцени свою -деятельность на уроке – отлично
хорошо
удовлетворительно
6.Домашнее задание . Слайды 30,31
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.