Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

  • docx
  • 23.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Афанасий Афанасьевич Фет _Бабочка_.docx

Урок литературного чтения

Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет «Бабочка»

Подготовила и провела: Рагимова А.Г.- учитель начальных классов

 

 

 Задачи:    

Формирование умения самостоятельно называть решение поставленной

проблемы через  активизацию мыслительной деятельности.

Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь.

Продолжить развивать умения работать с художественным текстом.

Воспитывать любовь к прекрасному ,выражению эмоционального отношения 

действиям   произведения, развитие критического мышления через

произведение,  помочь учащимся осмыслить мир как воплощение счастья .

Формировать УУД:

Личностные: развитие умения высказывать оценочные суждения 

выражать свои  эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной

ситуацией.

Регулятивные: сохранять и принимать задачу , планировать  свое действие в

соответствии  с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать

правильность выполнения действий, вносить коррективы в действие после

его совершения

Познавательные: осуществлять поик необходимой информации для

выполнения заданий  из схем, иллюстраций , текстов, словарей, строить

речевые высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных

задач, строить монологическое высказывание, владеть  диалогической

формой речи , уметь формулировать собственное мнение и позицию,

допускать  возможность существования у людей различных точек зрения ,  в

том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на  

позицию партнера   в общении и взаимодействии.

Планируемые  результаты:

Личностные:  умение  высказать свою точку зрения и выслушать чужую,

воспитать позитивное отношение к природе, к окружающей среде.

Предметные:  способствовать   формированию  умения раскрывать и

сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни

Метапредметные:

Умение правильно выражать свои мысли в речи, слышать  ,слушать и

понимать участника диалога, вести дискуссию  .

Умение  эффективно сотрудничать  как с учителем, так и со сверстниками,

умение  искать решения оказывать поддержку другу другу

Межпредметные   связи : литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы: ИКТ

Методы и приемы: словесно-эмоционального воздействия, словесно-

наглядный , практический, проблемно-поисковый, кластер

Организация пространства:    фронтальная , группов

Оборудование: мультимедийная  презентация, учебник, маршрутные

листы, ватман, конверты с заданиями, проектор, компьютер, 

иллюстрированные картинки.

                                                          Ход урока

1.Организационный момент.

-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок  .И прежде

чем начать его , создадим хорошее  настроение. А хорошее настроение

начинается с улыбки .Улыбнемся друг другу. И пусть эта улыбка

сохраниться  у нас на протяжении всего урока.

Личностные универсальные действия: проявление интереса к

уроку , самопределение;

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

-Ребята, я предлагаю вам обратить свой взор на экран, чтобы посмотреть 

фрагмент  фильма «Рождение бабочки». Скажите,  о ком пойдет сегодня

речь?

-«Бабочка» (Слайд 1,2,3,)

-Какие ассоциации у вас возникают,когда вы слышите слово «бабочка»?

-Они похожи на цветы.

-Почему?

- Они такие же красивые и разнообразные

- Запишите название произведения на маршрутных

листах.  Обозначьте     орфограммы. Учащиеся подчеркивают большую

букву в   словах, сочетание чк , безударные гласные

 ( У каждого из учащихся на парте лежит  маршрутный лист с

заданиями, которые они должны   выполнить на протяжении всего урока)

3. Постановка целей урока.

О бабочках писали много поэтов, а сегодня мы познакомимся с поэтом , которого  называли «шепотом  русской поэзии», «поэтом-музыкантом». А для этого вам нужно расшифровать  его имя.

Маршрутный лист (задание 2).Подчеркните орфограммы

Историческая справка о поэте А.А.Фете

(Сообщения учащихся ,  подготовленные ими  заранее дома, используя разные источники (информация из книг, энциклопедий, с интернета)

Слайдовая презентация.

Учитель.

-Думаю, вы  согласитесь мы – дети 21 века отмечены его печатью. Вечно спешим куда-то, суетимся, а в итоге так ничего и не успеваем толком, много говорим и не умеем слушать других.

А между тем в 19 веке жил  и творил человек, который  считал, что настоящая жизнь не в этом  привычном мире, она – в центре грез, в царстве красоты . Там чистый и свободный воздух.

Без усилий

С плеском крылий

Залетать-

В мир стремлений

Преклонений

И молитв:

Радость чуя

Не хочу я

Ваших битв…

4.Первичное восприятие произведения

Прослушивание аудиозаписи стихотворения

- От чьего имени написано стихотворение? Какой вам представилась бабочка?

5. Словарно-лексическая работа.

Очертанье-вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающий предмет.

Бархат- плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом (у каждого ученика на парте лежат бабочки из шелковой ткани,передают свои ощущения)

6. Чтение стихотворения учащимися

Но сначала учащиеся повторяют памятку выразительного чтения

-Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать стихотворение?

(С восхищением, с легкостью. Нужно читать  так, будто  бабочка ожила, каждая строка это взмах крыла)

6. Парная работа. Маршрутный лист (задание 3)

Подобрать синоним к слову «сверкнув»

Подобрать антоним к слову «спешу»

 

7.Беседа по содержанию стихотворения

-Как автор  показывает свое восхищение бабочкой?

(Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его

любование)

«Ты прав…В чем прав? Наверное что-то сказал, может быть

комплемент  бабочке)

-Как описывает А.Фет  бабочку?

(А.Фет описывает «Бабочку», как какое-то сокровище, часто она очень

красивая. Он увидел ее и разговаривает с ней. Бабочка   хвастается,

кокетничает, ей жалко , что у нее только два крыла.)

-Найдите подтвердите слова из текста.

-Какое это стихотворение по форме

(Здесь нет эпитетов)

-Воздушное  очертание –это говорит о чем,что бабочка какая?

(Очень хрупкая)

-«Вот, вот сейчас  раскину крылья…сверкнув и…»

-Сверкнув ,значит бабочка какая?

(Таинственная, изящная, похожа на пушинку…)

-Как вы это увидели, где услышали? Прочтите.

(«На цветок она опустилась….» Если бы она весила 20 кг,то не смогла

бы  опуститься на цветок)

-Если подробное описание бабочки?(Нет)

-А из чего же состоит портрет ? (Из сравнений)

(Ее сравнивают с бархатом, портрет составлен из подвижных деталей:

Блеск, миг, очертание. Такие портреты называются не портретами

описания, а портретами впечатления)

-Какое у вас сложилось впечатление о бабочке?

( Она не представляет вреда, она летает себе и летает)

-Какие слова и словосочетания помогают поэту как бы остановить

мгновение    .Найдите и прочитайте эти строки.

-Посмотрите, в чем состоит гениальность автора. Он  только дал намек

на  описание, а мы уже представляем бабочку и у нас складывается

впечатление  о ней, мы ею восхищаемся.

Здесь бабочка запечатлена между прошлым и будущим.

- В какой момент он ее запечатлел,когда крылышки свернуты или

закрыты?

-Бабочка радуется сегодняшнему дню, каждому мгновению, а людям

этого не  хватает, иногда это нам бы хорошо это перенять у бабочки.

-Чем  необычно построение этого стихотворения? Что вас здесь удивило?

А.Фет изменил строфику в своей поэзии?Чем отличаются строчки?

( Первая строка длинная, вторая короткая, третья длинная, четвертая

короткая…)

-Что напоминает вам ритм этого стихотворения?

(Ритм этого  стиха  напоминает порхание бабочки)

Повторное чтение «про себя».

-Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили?

Парная работа .Маршрутный лист (задание 4)

8.Групповая работа  . Создание альбома«В мире бабочек» . Слайд 24,25

Личностные умения: проявлять интерес к выполнению групповой работы

Познавательные умения: определять, в чем незаконченность выполнения

групповой  работы, обосновывать свое мнение, уметь пользоваться с

разными  источниками.

Регулятивные умения: выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения: формулировать высказывание, отстаивать

свою точку зрения, умение выслушать своего товарища

5. Итоги урока. Рефлексия. Слайды 27,28

Личностные умения: проявлять интерес к самооценке

Познавательные умения: определять, каким образом полученные знания

пригодятся в жизни, обосновывать свое мнение

Коммуникативные: формулировать  высказывание, отстаивать свою

точку зрения

Выбери и подчеркни:

 1. На уроке я работал     -          активно/ пассивно

2.Своей работой на уроке я  -       доволен/не доволен

3.Урок показался мне   -               коротким/длинным

4.За урок я –                                   не устал/устал

5.Мое настроение стало –             радостным,  грустным ,веселым

6.Материал  урока  мне был-        понятен/ не понятен

7.Домашнее задание   мне кажется  -      полезен/ бесполезен

                                                                       интересен/скучен

                                                                        легким /трудным

8.Оцени свою    -деятельность на уроке – отлично

                                                                        хорошо

                                                                        удовлетворительно                                                                                                              

 6.Домашнее задание  . Слайды 30,31