Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»
Оценка 5

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
9 кл—11 кл
30.03.2023
Тема войны в произведении  Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»
Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: Образовательная: Познакомить с жизнью и творчеством Б.А.Слуцкого, с его произведением «Лошади в океане». Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения. Помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям и при чтении передавать свои чувства, способность высказывать собственное мнение Обогащать читательский опыт учащихся. Развивающая: Формировать навыки правильного, выразительного чтения. Способствовать развитию читательской зоркости и речи, мышления, памяти, воображения , словарного запаса, творческих способностей, тренировать наблюдательность. Воспитательная: Способствовать воспитанию чувства сострадания, нравственных чувств, чувства гордости и любви к Родине; прививать любовь к прекрасному и ко всему живому. Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, аналитическая беседа, рассказ учителя, словарная работа, компьютерная презентация, творческая работа (составление синквейна). Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник, листы с биографией Б. Слуцкого, карточки со словами. Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация к уроку, клип « Лошади в океане».
Лошади в океане. Лит .чтение Жиндарова Н.В..doc

Литературное чтение

4 класс УМК «Школа России».

Тема: Тема войны в произведении  Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» (по учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова,  В.Г. Горецкий,  М.В. Голованова.)

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, аналитическая беседа, рассказ учителя, словарная работа, компьютерная презентация, творческая работа (составление синквейна).

Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник,  листы с биографией Б. Слуцкого, карточки со словами.

Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация к уроку, клип « Лошади в океане».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:   научатся правильно, осознанно и выразительно читать произведение, ставить логическое ударение, рассуждать на заданную тему.

Метапредметные:

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока.; воспринимать на слух произведение, выбирать действия в соответствии поставленной задачи.

Познавательные:  общеучебные – осознание и произвольное речевое  высказывание в устной форме ,

логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, из предоставленной информации

Коммуникативные – формулировать свои затруднения, собственное мнение, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, слушать и понимать речь других.

 

Личностные результаты:   установка на нравственные ценности, чувства  сострадания, гордости и любви к Родине, ко всему живому.

 

 

 

 

Литературное чтение

4 класс УМК «Школа России».

Тема: Тема войны в произведении  Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» (по учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова,  В.Г. Горецкий,  М.В. Голованова.)

Тип урока: изучение нового материала.

  Цель урока: Образовательная: Познакомить с жизнью и творчеством Б.А.Слуцкого, с его произведением «Лошади в океане».
Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.

Помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям и при чтении  передавать свои чувства, способность высказывать собственное мнение

 Обогащать читательский опыт учащихся.
Развивающая: Формировать навыки правильного, выразительного чтения.

Способствовать развитию  читательской зоркости и речи, мышления, памяти, воображения , словарного запаса, творческих способностей, тренировать наблюдательность.
Воспитательная: Способствовать воспитанию чувства сострадания,  нравственных чувств, чувства  гордости и любви к  Родине; прививать любовь к прекрасному и ко всему живому.

Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, аналитическая беседа, рассказ учителя, словарная работа, компьютерная презентация, творческая работа (составление синквейна).

Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник,  листы с биографией Б. Слуцкого, карточки со словами.

Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация к уроку, клип « Лошади в океане».

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура  урока.

 

Структура  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

 

 

Цель для учителя:  настроить на положительные эмоции.

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.

 

Понимают значение знаний для человека, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Слушают учителя.

 

Выполняют просьбу учителя.

 Закрепление ранее пройденного материала. Проверка домашнего задания.

 

Обеспечение усвоения ранее полученных знаний и способов действий на уровне применения в стандартной ситуации.

 

Цель для учителя: проверить умения читать выразительно стихотворений Жигулина, декламировать наизусть., знание пословиц о Родине.

 

- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку?

 

 

 

- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему  автор так  сказал?

Цель для обучающихся: формируют  умение   читать выразительно, декламировать наизусть..

Отвечают на вопросы учителя.

 

-Выразительное чтение стихотворения « О, Родина! …»,   наизусть

Дети читают  стихотворения.

 

Актуализация знаний.

 

 

 

Цель для учителя: выявить опорные знания обучающихся по данной теме.

 

Организует беседу по вопросам:

-Чем похожи произведения, что их объединяет?

- Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок.  Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют ещё … Отечество, Отчизна, Россия.

- Как называются эти слова.

Для каждого человека Родина – самое дорогое и важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей Родины.

Стихи каких  авторов представлены в этом разделе?

Цель для обучающихся: учатся слушать и слышать товарищей, отстаивают свою точку зрения.

Дети отвечают на вопросы.

 тема – Родина

 

 

 

 

- Синонимы – близкие по смыслу слова.

 

 

Ответы детей.

-Никитин, Дрожжин,  и др.

Мотивация учебной деятельности.

 

Цель для учителя:  обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно – познавательного процесса.

 

-Жизнь побуждает людей творить:  художника – красками, композитора - звуками, а поэта  – словом. Вот и  мы сегодня встретимся с поэтом, который в своих произведениях затрагивает тему Родина.

- Попробуем определить задачи урока.

 

- В конце урока определим, правы ли мы были?

Цель для обучающихся:  принимают цель урока, ставят перед собой учебные задачи.

 

 

 

 

 

- Познакомимся  с новым поэтом, с его  биографией, его произведением, выделим главную мысль его произведения.

Освоение нового содержания и его применение.

 

 

Мотивирование обучающихся к учебному действию и его самостоятельному осуществлению; фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении задания и обоснование этих затруднений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с листами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя:

Словарно-лексическая работа.

  Работа с новыми словами (шлюпка, превозмочь, Глория, трюм, гнедой Первичное чтение учителем.

 

Проверка первичного восприятия.

 

  Цель для учителя:  познакомить с жизнью и творчеством поэта. Помочь понять содержание произведения, выражать своё отношение к происходящим событиям.

Главными героями  стихотворения  являются животные которых вы сейчас и должны узнать из моего ОПИСАНИЯ.

 

- Наш  гость Б.А Слуцкий и его стихотворение «Лошади в океане».

 

   Слайд с портретом.

-Всмотритесь в этот портрет,  -Что выражает его лицо? (честность, доброту, зоркий взгляд)

-Загляните в глаза, ведь глаза - зеркало души человека. 

Родился поэт в городе Славянске, в семье служащего.

Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.

Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.

Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.

Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.

Был тяжело ранен и контужен.

После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.

Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен в  Москве.

После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти   каждый месяц в течение девяти лет.

 

  • Это стихотворение Слуцкий написал в 1951 году на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантическом океане». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.

- Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку…»

-Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил.

-Напечатали «Лошадей в океане» … в «Пионере»( так назывался журнал) как детское стихотворение о животных … потом  перепечатывали десятки раз. Было 4 польских перевода, несколько итальянских. На эти стихи написано несколько музык.

 

 

-Что бы лучше понять стихотворение, проведём словарную работу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед чтением учитель ставит задачу:
1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию.
2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение.
3. Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания?
Учитель читает стихотворение.

-Какое настроение у этого стихотворения?

-Что ты услышал в этом стихотворении?

 

Цель для обучающихся: учатся выбирать нужные факты из биографии поэта,  знакомятся с содержанием произведения, уметь передавать при чтении свои чувства, высказывать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

- честность, доброту, зоркий взгляд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Превозмочь – пересилить,  побороть,  одолеть

Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов  и  грузов

Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом (судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка)

Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой

Глория  -Слава

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают.

 

Дети отвечают.

-тревожное, грустное, величественное, это стихи размышления, раздумья.

-скорбь, грусть, жалость, сочувствие, боль, страх

Физкультминутка.

 

Цель для учителя: создать условия для  эмоциональной разрядки, снять напряжение.

Руки у груди поставим
Три рывка назад локтями
Руки в замочек за спинкой сожми
Вверх поднимай, сильно спинку прогни
И головою теперь покрути
Лень и усталость скорей прогони.

Дыхательная гимнастика.

Руки лежат на коленях, голова опущена, плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову, расправляем плечи, поднимаем руки. На выдохе принимаем исходное положение. Три раза.

 

Цель для обучающихся: самостоятельно оценивают  правильность выполнения действий.

Имитируют движения, ориентируясь на действия, описываемые в физминутке..

 

                           Художественный анализ произведения.

Беседа по вопросам, выборочное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с карточками в парах.

 

 

Цель для учителя: Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения. Развивать  читательскую зоркость и речь, мышление, память, воображение , словарный запас.

 

- Прочитайте про себя, отметьте , если ещё встретятся ,непонятные слова.

 

 

- Разбор слов непонятных, если есть.

Подберите

 Синонимы: гордый

 

 

счастье - (блаженство, удача, судьба).

 

- Что произошло в океане?

- Почему это случилось?

 

 

 

- Как спасались люди?

- Почему автор говорит «в шлюпки влезли»?

- Как спасались лошади?
- Предполагали ли они, что их подстерегает гибель

-Автор использует приём сравнения. Найдите.

- Почему автор называет лошадей рыжим островом?    

-После каких слов становится ясно, что надежды на спасение нет?    

-Как вы думаете, что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?

- Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?

-Чему возражали кони?   

 

 

-Что хотел показать автор этим повторением?

 

 

 

-А какие звуки мы услышали в стихотворении?

- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный?
- Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям?
-В каком месте произошла развязка событий?   

-Что наступило потом?

- Какая?    

-Найдите  слова, в которых  автор выражает свое отношение к происшедшему.    

-Осуждает ли автор людей?     

Тяжелая, печальная картина! Любовь к жизни — и дно океана. О лошадях никто не подумал, судьба к ним жестока и несправедлива.

 

Цель для обучающихся: Уметь ориентироваться в произведении, подтверждать свои мысли словами из текста

 

 Дети читают самостоятельно, отмечая непонятные ещё слова.

 

Дети отвечают:

 

 

 

- горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный  

 

 

- При перевозки лошадей, они все потонули)

-Мина пробила днище.

 

 

 

 

 



- была возможность влезть, даже и те , возможно которые оказались в воде

-  лошади поплыли просто так.

-  лошади были уверены в силах, они умеют плавать, но не хорошо, недалеко. Сперва казалось  - плавать просто, океан казался им рекой.

-   их было очень много.

 

- но, не видно у реки той края

 

 

- страх, испуг, безнадежность, тревогу.

 

 

Работа в парах

ИСПУГ  -Внезапное чувство страха. ,

ТРЕВОГА -отрицательное эмоциональное состояние, связанное с предчувствием грозящей опасности. Беспокойство, волнение ,

СТРАХ - Очень сильный испуг, сильная боязнь.,

БЕЗНАДЁЖНОСТЬ-Не оставляющий надежды на благополучный исход, улучшение.. (в парах)  ( ИСПУГ, ТРЕВОГУ, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ)

 

- они возражали, словно стараясь докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в своей страшной смерти). (Подчёркивается желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль:

было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь. «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.

 

 

 

 

 взрыв, крики людей, шум тонущего корабля, ржание лошадей

 

 

 

 - сострадания, жалости

 

-    все на дно покуда не пошли

 

-тишина        

 

- гнетущая, зловещая, звенящая

-       вот и все, а все-таки мне жаль их

- нет

Первичное закрепление

Повторное чтение стихотворения учащимися тихое и вслух цепочкой.

 Цель для учителя: формировать навыки выразительного чтения.

- Прочитайте это стихотворение, отметьте логические паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение.

Чтение цепочкой

- Я предлагаю посмотреть клип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б.Слуцкого.

- Понравился?

Когда люди слушали, читали это произведение не оставалось ни одного равнодушного человека. Подумайте, почему это произведение включили в этот раздел?
- Скажите, слышим ли мы сейчас эхо этой страшной войны ?  Каким образом?

Прошло много лет после войны, но и в наши дни мы слышим ее эхо (находят снаряды времен войны,

чтим память погибших в войне; уходят из жизни  ветераны войны)

 Цель для обучающихся: научатся выразительно читать стихотворение

 

Тихое чтение детьми.

 

 

 

Громкое выразительное чтение цепочкий.

 

Просмотр клипа.( в интернете)

 

 

 

 

Это время - частица истории нашей Родины.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. Показателем результата станет адекватная самооценка обучающихся оценке учителя, а также открытость обучающихся в осмыслении своих действий.

 

 

 

  Цель для учителя: выявить уровень достижения поставленных задач урока, зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности. Развивать творческие способности.

 - Вот и подошёл к завершению наш урок! Подведём итоги нашей работы

Вспомните , какие задачи мы ставили перед собой.

Проверим, как поняли стихотворение.

Рефлексия: 1. Написать имя существительное по теме (Лошади)
2. 2-3 имени прилагательных (рыжие, гнедые, бедные)
3. 2-3 глагола (Плыли, ржали, возражали, утонули)
4. Предложение (Война приносит боль и горе всему живому!)
5. Слово-смысл темы. (Трагедия, которая никогда не должна повториться).

 

-Что пережили сегодня на уроке

-За что поблагодарим урок? Чему он нас научил?

Д.З - Ребята, а кому стихотворение Б.Слуцкого «запало» в душу, кто хочет выучить его наизусть? Это и будет вашим заданием. Наизусть или выразительное чтение.

Жалость к другим – очень важная черта человеческого сердца. Чем в большей степени сердце наделено этой чертой, тем оно прекраснее. Жалость сродни ещё одному сердечному свойству – доброте.

 Жалость и доброта как две сестры, ходят рука об руку, одна за другой. И кому-то  настолько жаль лошадей, что он сочинил продолжение этого стихотворения. К сожалению автора не нашла.    ( показ слайдов
 слайды сменяются самостоятельно.)

Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили они.
С дна морского к верху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.
Разливалась кровь по океану
Но вожак упрямо плыл вперед.
И казалось у него как будто
От копыт шли искры в толщу вод.
Рыжий остров медленно, но таял
Уменьшался остров тот гнедой.
Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!
Вот копыта дна уже коснулись
И вода отхлынула от них.
Вышли на берег измученные кони
Победили смерть свою они.

Где-то люди есть и есть машины,
Где-то города стоят шумя.
Только здесь на острове все тихо
Ни людей, ни шума, ни огня.
Только ветер воет здесь тоскливо
Да еще вдруг топот прозвучит
То табун коней вдоль океана
С бешеною резвостью летит.
Ветер гривы длинные расчешет
Океан умоет их водой
И живут они, судьбой довольны
Посреди равнины голубой.
Остров тот - песчинка в океане.
Только кони вольно там живут
И отныне остров этот дикий
Лошадиным островом зовут.

 

Цель для обучающихся: оценивают собственную деятельность на уроке. Уметь составлять синквейн.

 

 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

 

 

 

 

 

- дети пишут синквейн и читают.

 

 

 

 

 

-    сострадание, переживание, ответственность за чью-то судьбу, умение понять людей, но не осуждать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литературное чтение 4 класс УМК «Школа

Литературное чтение 4 класс УМК «Школа

Литературное чтение 4 класс УМК «Школа

Литературное чтение 4 класс УМК «Школа

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Как называются эти слова. Для каждого человека

Как называются эти слова. Для каждого человека

Работа с листами.

Работа с листами.

Рассказ учителя: Словарно-лексическая работа

Рассказ учителя: Словарно-лексическая работа

Лень и усталость скорей прогони

Лень и усталость скорей прогони

Работа с карточками в парах.

Работа с карточками в парах.

Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? -Чему возражали кони? -Что хотел показать автор этим повторением? -А какие звуки мы услышали в стихотворении? -

Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? -Чему возражали кони? -Что хотел показать автор этим повторением? -А какие звуки мы услышали в стихотворении? -

Цель для учителя: формировать навыки выразительного чтения

Цель для учителя: формировать навыки выразительного чтения

Цель для учителя: выявить уровень достижения поставленных задач урока, зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности

Цель для учителя: выявить уровень достижения поставленных задач урока, зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Тема войны в произведении  Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023