Литературное чтение
4 класс УМК «Школа России».
Тема: Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» (по учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.)
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, аналитическая беседа, рассказ учителя, словарная работа, компьютерная презентация, творческая работа (составление синквейна).
Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник, листы с биографией Б. Слуцкого, карточки со словами.
Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация к уроку, клип « Лошади в океане».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: научатся правильно, осознанно и выразительно читать произведение, ставить логическое ударение, рассуждать на заданную тему.
Метапредметные:
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока.; воспринимать на слух произведение, выбирать действия в соответствии поставленной задачи.
Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме ,
логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, из предоставленной информации
Коммуникативные – формулировать свои затруднения, собственное мнение, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, слушать и понимать речь других.
Личностные результаты: установка на нравственные ценности, чувства сострадания, гордости и любви к Родине, ко всему живому.
Литературное чтение
4 класс УМК «Школа России».
Тема: Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» (по учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Образовательная: Познакомить с жизнью и творчеством
Б.А.Слуцкого, с его произведением «Лошади в океане».
Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе
анализа произведения.
Помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям и при чтении передавать свои чувства, способность высказывать собственное мнение
Обогащать читательский опыт
учащихся.
Развивающая: Формировать навыки правильного,
выразительного чтения.
Способствовать развитию читательской
зоркости и речи, мышления, памяти, воображения , словарного запаса, творческих
способностей, тренировать наблюдательность.
Воспитательная: Способствовать воспитанию чувства
сострадания, нравственных чувств, чувства гордости и любви к Родине;
прививать любовь к прекрасному и ко всему живому.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, аналитическая беседа, рассказ учителя, словарная работа, компьютерная презентация, творческая работа (составление синквейна).
Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник, листы с биографией Б. Слуцкого, карточки со словами.
Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация к уроку, клип « Лошади в океане».
Организационная структура урока.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент.
|
Цель для учителя: настроить на положительные эмоции.
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. - Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.
|
Понимают значение знаний для человека, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Слушают учителя.
Выполняют просьбу учителя. |
Закрепление ранее пройденного материала. Проверка домашнего задания.
Обеспечение усвоения ранее полученных знаний и способов действий на уровне применения в стандартной ситуации.
|
Цель для учителя: проверить умения читать выразительно стихотворений Жигулина, декламировать наизусть., знание пословиц о Родине.
- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку?
- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему автор так сказал? |
Цель для обучающихся: формируют умение читать выразительно, декламировать наизусть.. Отвечают на вопросы учителя.
-Выразительное чтение стихотворения « О, Родина! …», наизусть Дети читают стихотворения.
|
Актуализация знаний.
|
Цель для учителя: выявить опорные знания обучающихся по данной теме.
Организует беседу по вопросам: -Чем похожи произведения, что их объединяет? - Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют ещё … Отечество, Отчизна, Россия. - Как называются эти слова. Для каждого человека Родина – самое дорогое и важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей Родины. Стихи каких авторов представлены в этом разделе? |
Цель для обучающихся: учатся слушать и слышать товарищей, отстаивают свою точку зрения. Дети отвечают на вопросы. тема – Родина
- Синонимы – близкие по смыслу слова.
Ответы детей. -Никитин, Дрожжин, и др. |
Мотивация учебной деятельности.
|
Цель для учителя: обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно – познавательного процесса.
-Жизнь побуждает людей творить: художника – красками, композитора - звуками, а поэта – словом. Вот и мы сегодня встретимся с поэтом, который в своих произведениях затрагивает тему Родина. - Попробуем определить задачи урока.
- В конце урока определим, правы ли мы были? |
Цель для обучающихся: принимают цель урока, ставят перед собой учебные задачи.
- Познакомимся с новым поэтом, с его биографией, его произведением, выделим главную мысль его произведения. |
Освоение нового содержания и его применение.
Мотивирование обучающихся к учебному действию и его самостоятельному осуществлению; фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении задания и обоснование этих затруднений.
Работа с листами.
Рассказ учителя: Словарно-лексическая работа. Работа с новыми словами (шлюпка, превозмочь, Глория, трюм, гнедой Первичное чтение учителем.
Проверка первичного восприятия.
|
Цель для учителя: познакомить с жизнью и творчеством поэта. Помочь понять содержание произведения, выражать своё отношение к происходящим событиям. Главными героями стихотворения являются животные которых вы сейчас и должны узнать из моего ОПИСАНИЯ.
- Наш гость Б.А Слуцкий и его стихотворение «Лошади в океане».
Слайд с портретом. -Всмотритесь в этот портрет, -Что выражает его лицо? (честность, доброту, зоркий взгляд) -Загляните в глаза, ведь глаза - зеркало души человека. Родился поэт в городе Славянске, в семье служащего. Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной. Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт. Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание. Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку. Был тяжело ранен и контужен. После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране. Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен в Москве. После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти каждый месяц в течение девяти лет.
- Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку…» -Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил. -Напечатали «Лошадей в океане» … в «Пионере»( так назывался журнал) как детское стихотворение о животных … потом перепечатывали десятки раз. Было 4 польских перевода, несколько итальянских. На эти стихи написано несколько музык.
-Что бы лучше понять стихотворение, проведём словарную работу:
Перед чтением учитель ставит задачу: -Какое настроение у этого стихотворения? -Что ты услышал в этом стихотворении?
|
Цель для обучающихся: учатся выбирать нужные факты из биографии поэта, знакомятся с содержанием произведения, уметь передавать при чтении свои чувства, высказывать собственное мнение.
- честность, доброту, зоркий взгляд
.
Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов и грузов Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом (судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка) Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой Глория -Слава
Дети слушают.
Дети отвечают. -тревожное, грустное, величественное, это стихи размышления, раздумья. -скорбь, грусть, жалость, сочувствие, боль, страх |
Физкультминутка.
|
Цель для учителя: создать условия для эмоциональной разрядки, снять напряжение. Руки у груди поставим Дыхательная гимнастика. Руки лежат на коленях, голова опущена, плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову, расправляем плечи, поднимаем руки. На выдохе принимаем исходное положение. Три раза.
|
Цель для обучающихся: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. Имитируют движения, ориентируясь на действия, описываемые в физминутке..
|
Художественный анализ произведения. Беседа по вопросам, выборочное чтение.
Работа с карточками в парах.
|
Цель для учителя: Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения. Развивать читательскую зоркость и речь, мышление, память, воображение , словарный запас.
- Прочитайте про себя, отметьте , если ещё встретятся ,непонятные слова.
- Разбор слов непонятных, если есть. Подберите Синонимы: гордый –
счастье - (блаженство, удача, судьба).
- Что произошло в океане? - Почему это случилось?
- Как спасались люди? - Почему автор говорит «в шлюпки влезли»? - Как спасались лошади? -Автор использует приём сравнения. Найдите. - Почему автор называет лошадей рыжим островом? -После каких слов становится ясно, что надежды на спасение нет? -Как вы думаете, что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? - Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей:
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? -Чему возражали кони?
-Что хотел показать автор этим повторением?
-А какие звуки мы услышали в стихотворении? - Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный? -Что наступило потом? - Какая? -Найдите слова, в которых автор выражает свое отношение к происшедшему. -Осуждает ли автор людей? Тяжелая, печальная картина! Любовь к жизни — и дно океана. О лошадях никто не подумал, судьба к ним жестока и несправедлива.
|
Цель для обучающихся: Уметь ориентироваться в произведении, подтверждать свои мысли словами из текста
Дети читают самостоятельно, отмечая непонятные ещё слова.
Дети отвечают:
- горделивый, полный собственного достоинства,
самолюбивый, высокомерный
- При перевозки лошадей, они все потонули) -Мина пробила днище.
- была возможность влезть, даже и те , возможно которые оказались в воде - лошади поплыли просто так. - лошади были уверены в силах, они умеют плавать, но не хорошо, недалеко. Сперва казалось - плавать просто, океан казался им рекой. - их было очень много.
- но, не видно у реки той края
- страх, испуг, безнадежность, тревогу.
Работа в парах ИСПУГ -Внезапное чувство страха. , ТРЕВОГА -отрицательное эмоциональное состояние, связанное с предчувствием грозящей опасности. Беспокойство, волнение , СТРАХ - Очень сильный испуг, сильная боязнь., БЕЗНАДЁЖНОСТЬ-Не оставляющий надежды на благополучный
исход, улучшение.. (в парах) ( ИСПУГ, ТРЕВОГУ, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ)
- они возражали, словно стараясь докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в своей страшной смерти). (Подчёркивается желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль: было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь. «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
взрыв, крики людей, шум тонущего корабля, ржание лошадей
- сострадания, жалости
- все на дно покуда не пошли
-тишина
- гнетущая, зловещая, звенящая - вот и все, а все-таки мне жаль их - нет |
Первичное закрепление Повторное чтение стихотворения учащимися тихое и вслух цепочкой. |
Цель для учителя: формировать навыки выразительного чтения. - Прочитайте это стихотворение, отметьте логические паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение. Чтение цепочкой - Я предлагаю посмотреть клип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б.Слуцкого. - Понравился? Когда люди слушали, читали это произведение не оставалось
ни одного равнодушного человека. Подумайте, почему это произведение включили
в этот раздел? Прошло много лет после войны, но и в наши дни мы слышим ее эхо (находят снаряды времен войны, чтим память погибших в войне; уходят из жизни ветераны войны) |
Цель для обучающихся: научатся выразительно читать стихотворение
Тихое чтение детьми.
Громкое выразительное чтение цепочкий.
Просмотр клипа.( в интернете)
Это время - частица истории нашей Родины. |
Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. Показателем результата станет адекватная самооценка обучающихся оценке учителя, а также открытость обучающихся в осмыслении своих действий.
|
Цель для учителя: выявить уровень достижения поставленных задач урока, зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности. Развивать творческие способности. - Вот и подошёл к завершению наш урок! Подведём итоги нашей работы Вспомните , какие задачи мы ставили перед собой. Проверим, как поняли стихотворение. Рефлексия: 1. Написать имя существительное по теме (Лошади)
-Что пережили сегодня на уроке -За что поблагодарим урок? Чему он нас научил? Д.З - Ребята, а кому стихотворение Б.Слуцкого «запало» в душу, кто хочет выучить его наизусть? Это и будет вашим заданием. Наизусть или выразительное чтение. Жалость к другим – очень важная черта человеческого сердца. Чем в большей степени сердце наделено этой чертой, тем оно прекраснее. Жалость сродни ещё одному сердечному свойству – доброте. Жалость и доброта как две сестры, ходят рука об руку,
одна за другой. И кому-то настолько жаль лошадей, что он сочинил продолжение
этого стихотворения. К сожалению автора не нашла. ( показ слайдов Я не верю в гибель лошадиную. Где-то люди есть и есть машины,
|
Цель для обучающихся: оценивают собственную деятельность на уроке. Уметь составлять синквейн.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
- дети пишут синквейн и читают.
- сострадание, переживание, ответственность за чью-то судьбу, умение понять людей, но не осуждать их.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.