Тема занятия: «Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. задание 15.3"
Оценка 4.9

Тема занятия: «Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. задание 15.3"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—11 кл
04.01.2021
Тема занятия: «Алгоритм написания сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему. задание 15.3"
Занятие по элективному курсу "Подготовка к ОГЭ по русскому языку". Алгоритм написания сочинения - рассуждения с использованием словосочетаний-клише.
конспект открытого занятия.docx

Тема занятия: «Алгоритм написания сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему. задание 15.3"

Цель урока: сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-                                     рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о структурных элементах сочинения-рассуждения;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств обучающихся;                                    воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие, запись темы занятия.

2. Актуализация знаний.

"Верно-неверно".  Рядом с предложенными утверждениями напишите "верно" или "неверно"

Ø  Тема текста - то, о чём говорится в тексте. Для этого выделяются ключевые слова (относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

Ø  Проблема - задача, вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема формулируется как вопрос или сочетание с существительным в родительном падеже.

Ø  В структуре сочинения-рассуждения должны присутствовать: вступление (тезис), основная часть (аргументы), заключение (вывод).

Ø  Основу сочинения-рассуждения составляет пересказ представленного текста.

Ø  Формулируя определение предлагаемого понятия, нужно использовать толковый словарь.

Ø  В качестве аргумента можно использовать простой пересказ содержания текста.

Ø  Аргументов должно быть два.

Ø  Пример должен соответствовать аргументу.

Ø  Заключительная часть сочинения по объему примерно равна вступлению, связана с предыдущими структурными частями.

Вопрос: Как предложенные утверждения связаны с темой занятия: "Алгоритм написания сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему. Задание 15.3"? Уверены ли вы в правильности своих ответов?

Мы вернемся к этому заданию в конце занятия, посмотрим, что изменилось в ваших ответах.

3. Анализ текста, разработка алгоритма написания сочинения-рассуждения.

Задание 1: Обратимся к формулировке задания 15.3 (Сборник экзаменационных текстов.  Г.Т. Егораева- Экзамен, 2018) в варианте 7 стр.56. Прочитайте.

Вопрос: С чего мы должны начинать работу над сочинением-рассуждением? ( Перечитать текст, убедиться в том, что понятна его идея в связи с предлагаемым для определения понятием)

Задание 2: Прочтите текст вслух и ответьте на вопросы:

Определите тему текста. О чем он? ( О бесстрашии, о бесстрашном мальчишке)

Сформулируйте идею текста. Какова его главная мысль? (Сила героя в бесстрашии, которое начинается в сердце, ведет мальчика по жизни к намеченной цели)

Чему герой научил рассказчика? (Понимать, что такое бесстрашие)

Задание 3: Составление кластера. Запишите в тетради ассоциации  со словом "бесстрашие". Можно работать индивидуально или в парах.

БЕССТРАШИЕ

смелость    удальство   решительность   небоязнь  отсутствие страха  дерзость  храбрость      безбоязненность   отсутствие робости   мужество   доблесть  неустрашимость  твердость     сила души  героизм  мужественность

Вопросы:

Должно ли определение "Бесстрашие" быть идейно связано с главной мыслью текста?

Какими из перечисленных качеств обладает герой рассказа? Является ли бесстрашие -признаком мужского характера?

Сформулируйте определение "бесстрашие". Прокомментируйте. (Бесстрашие - волевое качество личности, выражающееся в способности подавлять страх, преодолевать инстинкт самосохранения. Данное качество - признак мужского характера, и потому его очень ценят в себе и других мальчики, юноши, нередко занимаясь его целенаправленным самовоспитанием.)

Найдите в тексте проявление бесстрашия у героя. ( предложения 10-17, 20-24)

Является ли сегодня бесстрашие ценным качеством? Как современное поколение относится к проявлениям бесстрашия в жизни? Есть ли у вас примеры? (И в литературе, и в жизни есть герои, бесстрашно вступившие в бой, спасающие жизни других людей - герои Великой Отечественной войны, спасатели и т.д. В качестве примера  можно использовать рассказ о Шаварше Карапетяне)

Важно ли, на ваш взгляд, обладать этим качеством? Какую роль играет бесстрашие в нашей жизни?

В заключении обсуждения понятия "бесстрашие" послушайте легенду.

Однажды много достойных воинов собралось для того, чтобы проверить, кто из них самый бесстрашный. Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не могло выбрать самого бесстрашного. И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого бесстрашного. Девушка согласилась и задала только один вопрос:

- Кто расскажет мне о своей слабости, о том, чего он боится в своей жизни больше всего?

И никто из воинов не смог признаться  в своей слабости и страхе этой юной девушке. И тогда она сказала:

- Самый бесстрашный не тот, кто может победить другого человека. Самый бесстрашный тот, кто может победить свой страх!. Посмотри своему страху в глаза, и ты увидишь в нем себя. Ну, а если это ты, то глупо бояться самого себя!

4. Рефлексия.

Задание 1: Еще раз прочтите утверждения, с которых начался урок, внесите, если нужно изменения в свои ответы. Можем ли мы составить алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему?

Внимательно прочитать задание 15.3.

Внимательно прочитать текст.

Определить лексическое значение ключевого слова.

Сформулировать тезис, прокомментировать его.

Привести 1 пример-аргумент из текста, своими словами передать мысль автора, содержание той части текста, которая подтверждает тезис.

Привести 2 пример-аргумент из жизни ( из личного опыта, из истории, из литературы, кино и т.д.)

Сформулировать вывод, вернувшись к данному определению.

На каждом из этапов можно пользоваться речевыми клише:

Значение слова ... я понимаю так:

Раскрыть значение слова... попробую на примере текста...(ФИО автора)

Так герой рассказа...

Примеры проявления... можно встретить не только в литературе, но и в жизни...

Таким образом, ... в жизни человека играет важную роль...

5. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение 15.3 вариант 7 (Сборник экзаменационных текстов.  Г.Т. Егораева- Экзамен, 2018).


 

Т ема занятия : « Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

Т ема занятия : « Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

Заключительная часть сочинения по объему примерно равна вступлению, связана с предыдущими структурными частями

Заключительная часть сочинения по объему примерно равна вступлению, связана с предыдущими структурными частями

Великой Отечественной войны, спасатели и т

Великой Отечественной войны, спасатели и т

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение 15

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение 15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2021