Тема занятия: «Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. задание 15.3"
Цель урока: сформировать у обучающихся навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о структурных элементах сочинения-рассуждения;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств обучающихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие, запись темы занятия.
2. Актуализация знаний.
"Верно-неверно". Рядом с предложенными утверждениями напишите "верно" или "неверно"
Ø Тема текста - то, о чём говорится в тексте. Для этого выделяются ключевые слова (относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
Ø Проблема - задача, вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема формулируется как вопрос или сочетание с существительным в родительном падеже.
Ø В структуре сочинения-рассуждения должны присутствовать: вступление (тезис), основная часть (аргументы), заключение (вывод).
Ø Основу сочинения-рассуждения составляет пересказ представленного текста.
Ø Формулируя определение предлагаемого понятия, нужно использовать толковый словарь.
Ø В качестве аргумента можно использовать простой пересказ содержания текста.
Ø Аргументов должно быть два.
Ø Пример должен соответствовать аргументу.
Ø Заключительная часть сочинения по объему примерно равна вступлению, связана с предыдущими структурными частями.
Вопрос: Как предложенные утверждения связаны с темой занятия: "Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Задание 15.3"? Уверены ли вы в правильности своих ответов?
Мы вернемся к этому заданию в конце занятия, посмотрим, что изменилось в ваших ответах.
3. Анализ текста, разработка алгоритма написания сочинения-рассуждения.
Задание 1: Обратимся к формулировке задания 15.3 (Сборник экзаменационных текстов. Г.Т. Егораева- Экзамен, 2018) в варианте 7 стр.56. Прочитайте.
Вопрос: С чего мы должны начинать работу над сочинением-рассуждением? ( Перечитать текст, убедиться в том, что понятна его идея в связи с предлагаемым для определения понятием)
Задание 2: Прочтите текст вслух и ответьте на вопросы:
Определите тему текста. О чем он? ( О бесстрашии, о бесстрашном мальчишке)
Сформулируйте идею текста. Какова его главная мысль? (Сила героя в бесстрашии, которое начинается в сердце, ведет мальчика по жизни к намеченной цели)
Чему герой научил рассказчика? (Понимать, что такое бесстрашие)
Задание 3: Составление кластера. Запишите в тетради ассоциации со словом "бесстрашие". Можно работать индивидуально или в парах.
БЕССТРАШИЕ
смелость удальство решительность небоязнь отсутствие страха дерзость храбрость безбоязненность отсутствие робости мужество доблесть неустрашимость твердость сила души героизм мужественность
Вопросы:
Должно ли определение "Бесстрашие" быть идейно связано с главной мыслью текста?
Какими из перечисленных качеств обладает герой рассказа? Является ли бесстрашие -признаком мужского характера?
Сформулируйте определение "бесстрашие". Прокомментируйте. (Бесстрашие - волевое качество личности, выражающееся в способности подавлять страх, преодолевать инстинкт самосохранения. Данное качество - признак мужского характера, и потому его очень ценят в себе и других мальчики, юноши, нередко занимаясь его целенаправленным самовоспитанием.)
Найдите в тексте проявление бесстрашия у героя. ( предложения 10-17, 20-24)
Является ли сегодня бесстрашие ценным качеством? Как современное поколение относится к проявлениям бесстрашия в жизни? Есть ли у вас примеры? (И в литературе, и в жизни есть герои, бесстрашно вступившие в бой, спасающие жизни других людей - герои Великой Отечественной войны, спасатели и т.д. В качестве примера можно использовать рассказ о Шаварше Карапетяне)
Важно ли, на ваш взгляд, обладать этим качеством? Какую роль играет бесстрашие в нашей жизни?
В заключении обсуждения понятия "бесстрашие" послушайте легенду.
Однажды много достойных воинов собралось для того, чтобы проверить, кто из них самый бесстрашный. Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не могло выбрать самого бесстрашного. И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого бесстрашного. Девушка согласилась и задала только один вопрос:
- Кто расскажет мне о своей слабости, о том, чего он боится в своей жизни больше всего?
И никто из воинов не смог признаться в своей слабости и страхе этой юной девушке. И тогда она сказала:
- Самый бесстрашный не тот, кто может победить другого человека. Самый бесстрашный тот, кто может победить свой страх!. Посмотри своему страху в глаза, и ты увидишь в нем себя. Ну, а если это ты, то глупо бояться самого себя!
4. Рефлексия.
Задание 1: Еще раз прочтите утверждения, с которых начался урок, внесите, если нужно изменения в свои ответы. Можем ли мы составить алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему?
Внимательно прочитать задание 15.3.
Внимательно прочитать текст.
Определить лексическое значение ключевого слова.
Сформулировать тезис, прокомментировать его.
Привести 1 пример-аргумент из текста, своими словами передать мысль автора, содержание той части текста, которая подтверждает тезис.
Привести 2 пример-аргумент из жизни ( из личного опыта, из истории, из литературы, кино и т.д.)
Сформулировать вывод, вернувшись к данному определению.
На каждом из этапов можно пользоваться речевыми клише:
Значение слова ... я понимаю так:
Раскрыть значение слова... попробую на примере текста...(ФИО автора)
Так герой рассказа...
Примеры проявления... можно встретить не только в литературе, но и в жизни...
Таким образом, ... в жизни человека играет важную роль...
5. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение 15.3 вариант 7 (Сборник экзаменационных текстов. Г.Т. Егораева- Экзамен, 2018).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.