Учитель Пархоменко Людмила Леонтьевна
Г.Донецк школа № 94
2022 год
Тема. Звук [н], [нʹ]. Буквенное обозначение. 1 класс
Цель: познакомить учащихся с понятием «согласный звук» и обозначение их буквами Н, н.
Научиться давать характеристику согласным звукам по звонкости – глухости, мягкости- твердости.
Отработать навыки чтения по озвучиванию печатных букв вслух: хором, про себя, парами, индивидуально.
Продолжить учиться составлять предложения.
ХОД УРОКА.
I. Организация класса
§ Ребята, у нас сегодня гости.
Посмотрите на них и поздоровайтесь.
Правильно сели и подготовились. Урок литературного чтения.
Отгадайте загадку:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит,
И называется он (алфавит).
§ На какие две группы делятся звуки русской речи?
§ Какую группу звуков мы изучали на предыдущих уроках?,
§ Каким свойством они обладают? Повторяются все гласные звуки.
§ Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Из какой он группы звуков, узнаем на уроке.
II. Изучение нового материала.
· Прослушайте русскую пословицу. Расскажите, как вы ее понимаете:
Велика русская земля, а везде солнышко.
· Как вы понимаете выражение велика земля? ( Большая земля, большие просторы)
· О какой земле говорится в пословице? о нашей Родине.)
· Какими словами заканчивается эта русская пословица?
· ( Русский народ умеет встречать гостей хлебом-солью, русские умеют защищать свою родину от врагов.)
· В старину русскую землю защищали воины. Как они назывались?
( идет показ картины « Богатыри»)
· Каков русский богатырь? (Шлем, доспехи, кольчуга, конь богатырский.)
§ Составьте звуковую схему слова конь.
§ Сколько слогов в слове конь? Докажите. Как слышится согласный в этом слоге-слиянии?
§ Произнесите ясно весь слог. Какой мы слышим последний звук? ( звук н )
§ Как вы думаете, какой это звук: гласный, согласный?
§ Как слышится звук ( н) в слове конь?
Физминутка.
§ Как называется игра в шахматы, в которую играют один раз? ( Кон)
§ Составим схему слова кон.
Идет сравнение схем слов конь и кон. Выясняются звуки-примыкания и их обозначение в цвете по мягкости и твердости.
§ Каких еще русских богатырей вы знаете? Работа по учебнику, стр.40.
§ Составляется схема слова Никита.
§ Чтение стихотворения « Русь» читающими учениками.
§ Работа в парах. В стихотворении находятся слова с буквой н.
§ Кого вы видите на картине?
§ Как играют дети? Дайте им имена со звуком н. Составьте предложение к картинке.
§ Что кричит мальчик ? Прочитайте. Как слышится первый звук?
§ Отгадайте загадку:
Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути,
А я крикун, а я буян, я звонкий круглый …(барабан)
· Чтение слогов –слияний слева направо, справа налево.
· Согласные звуки обладают еще одним важным качеством. Возьмите ладошки и приложите их к ушам. Произнесите твердый согласный звук н, а теперь мягкий согласный звук н . Что слышите?
- Видите, как по-разному произносятся звуки русской речи. Мы произносим звуки мягкие и твердые, но ладошки нам подсказывают, что звуки бывают звонкие и глухие.
Значит согласный звук н – звонкий.
· Сейчас я проверю ваше внимание. Игра « Светофор»
· Чтение слов с доски индивидуально 1 столбик, хором 2 столбик, про себя 3 столбик, парами 4 столбик.
· Кто из вас заметил написанные на доске слова , не слоги, а слова? Прочитайте их.
III. Рефлексия учебной деятельности.
- С какой буквой мы познакомились?
Какие звуки она обозначает?
О каких свойствах согласного звука мы узнали?
Что было самым интересным на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.