Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч'], [щ']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс: группа обучающихся 1-х классов с заключением «нарушение письма и Цели: а) образовательные: - уточнить правильную артикуляцию звуков [ч], [щ] с опорой на зритель-ное, слуховое и кинестетическое восприятие; - закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [ч], [щ]; - предупредить речевые ошибки в письменных работах обучающихся; б) коррекционно-развивающие: - развивать концентрацию внимания, объём памяти, мелкую моторику кис- тей рук, фонематический слух, фонематическое восприятие, диалогическую речь; - расширять словарный запас; в) воспитательные: - воспитывать аккуратность; - умение слушать собеседника, работать в коллективе. Оборудование: индивидуальные зеркала (у каждого ребёнка); сюжетная картинка для интонационной разминки; карточки [ч], [щ]; таблица сравни- тельной характеристики звуков; предметные картинки (мяч, черепа- ха, курица, печенье, плащ, ящик, щётка, морковь, капуста); сюжетная картинка комнаты; магнитные картинки щенка и бабочки.
Иконка файла материала Тема ч щ.docx

 Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч'], [щ']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
план-конспект урока логопедии (1 класс) на тему

Ход занятия.

1. Организационный  момент.

- Ребята, давайте возьмёмся  за руки. Что вы чувствуете? (тепло, руку друга). Давай-те пожелаем друг другу успеха, поддержки, приятного настроения и  хорошей рабо-ты.

2. Артикуляционная гимнастика.

- На  логопедических занятиях вы учитесь красиво говорить, правильно строить предложения, грамотно писать и читать, для этого необходимо подготовить язык,

губы, щёки. Каждое упражнение  выполняете в полную силу, с напряжением. Возь-мите каждый своё зеркало, поставьте перед собой, улыбнитесь себе. Я говорю - вы  показываете.

-Открываем ротик-дом. (Дети  открывают рот).

 Кто хозяин в доме том?

 В нём хозяин язычок (показывают  язык),

 Он удобно в доме лёг (убирают язык).

 В этом доме две стены

 Это щёки нам видны.

 Могут стены  в дом втянуться (дети втягивают щёки внутрь),

 А потом как шар раздуться (надувают щёки).

 Двери – губы  гибкие могут стать улыбкою (губы в улыбке),

 Могут  в трубочку собраться (губы вперёд),

 После снова улыбаться (губы в улыбке).

 Язычок там не скучает.

 В доме сказки сочиняет.

 Сказки эти он расскажет

 И картинку нам покажет.

(На доску вывешиваю сюжетную картинку (учитель читает книгу ученикам)).

3. Интонационная разминка.

- Отложите зеркала на край стола. Посмотрите на доску. Составьте предложение к

этой картинке. (Учитель читает книгу ученикам).

- Хором ответьте на мой вопрос, выделив голосом нужное слово.

 - Кто читает книгу ученикам? ( Учитель читает книгу ученикам).

- Учитель читает книгу ученикам? (Учитель читает книгу ученикам).                                                         ×

- Учитель читает  книгу ученикам? (Учитель читает книгу ученикам).

- Какой согласный мягкий  звук встречается  в нашем предложении чаще других?

(Звук [ч']).

(Вывешиваю карточку  со звуком [ ч '] на доску).

- Послушайте скороговорку.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Какой звук я выделяла голосом? (Звук [щ']).

(Вывешиваю на доску карточку со звуком [щ ']).

4. Сообщение темы занятия.

I. Сравнительная характеристика звуков.

- На сегодняшнем  занятии мы будем говорить о звуках [ч '] и  [щ '].

Возьмите свои зеркала, поставьте перед собой. Давайте понаблюдаем в каком по-

ложении  находится язык при произнесении звука  [ч ']. (Вывешиваю таблицу срав-

нительной артикуляции звуков).

        

    [ Ч' ]        

    [ Щ ']

     

      ЯЗЫК          

           ↑        

      ЗУБЫ                

      ГУБЫ                

(Язык находится вверху).

- В каком положении находятся зубы? (Зубы  - заборчиком).

        

               [ Ч' ]        

              [ Щ ']

     

      ЯЗЫК        

          ↑        

                

      ЗУБЫ        

      ЗАБОРЧИКОМ              

      ПРИОТКРЫТЫ      

      ГУБЫ        

                   

          ○

- В  каком положении находятся губы при произнесении звука  [ч']?

- Посмотрите  на таблицу. Расскажите правильную артикуляцию  звука  [ч'].

(При произнесении звука  [ч']  язык  находится  вверху, зубы  сжаты, губы – в улыбке).

- Давайте понаблюдаем за произнесением звука  [щ'].

(Проводится  аналогичная работа, как со звуком  [ч']).

Посмотрите на доску. Чем различаются звуки  [ч '], [щ'] по произношению?

(Опираясь на таблицу, дети делают вывод о различиях  звуков [ч'], [щ']).

- Что ещё вы знаете об этих звуках? Какие они? (Согласные, всегда мягкие, непар-

ные).

II. Употребление звуков [ч'], [щ'] в  словах.

- Ребята, где встречаются  звуки  [ч']  [щ']?

( Звуки [ч'] [щ'] встречаются  в словах).

-Придумайте слова с этими звуками.

- А я придумала вот какие слова: мяч, черепаха, курица, печенье. (Вывешиваю пред-

метные  картинки). Давай назовём  слова  вместе. (По мере называния картинок дети

определяют на слух место звука в каждом слове). Все картинки я подобрала пра-вильно? (Нет, в слове «курица» нет звука [ч']).

- Измените слово так, чтобы в нём появился звук [ч'].

(Это слово «курочка»).

- Скажите, какой звук заменил звук [ч']? (Звук [ч'] заменил звук [ц]).

- Как все эти слова назвать одним словом? (Это слова-предметы).

- Придумайте  слова со звуком [щ'].

- Я придумала: плащ, ящик, щётка,  капуста.

Назовём их ещё раз вместе. (Анализируем  место звука в каждом слове).

- Все слова со звуком [щ']? (В слове «капуста» нет звука [щ']).

- Что делать? (Можно заменить слово «капуста» словом «овощ»).

- Молодцы! Правильно!

III.Физкультминутка.

- Чтобы вы немножко отдохнули давайте выполним несколько упражнений.        

Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а осталь-ные  пальцы выпрямлены. Выполняем обеими руками одновременно. Сожмите ру-

ки  в кулаки, затем выпрямите пальцы.

- Следующее упражнение называется «лесенка». Большой палец правой руки соеди-ните  с мизинцем левой, круговым движением соедините  большой палец левой ру-

ки  с мизинцем  правой. Сделаем несколько таких движений.

(Упражнения направлены на профилактику нарушений зрения и устранение утомля-

емости).

-Посмотрите на доску. Какие звуки мы сегодня учимся правильно говорить и разли-

 чать. (Звуки [ч'] , [щ']).

IV. Работа над словосочетаниями.

- У вас на столах лежат карточки. Положите их перед собой. На карточках написаны

слова. Прочитайте их. К каждому слову ведут ниточки. Свяжите ниточками только те слова, в названиях которых  есть звуки  [ч'], [щ'].

- Илья, какие слова у  тебя написаны? (Добрый, внимательный, чуткий).  Какие слова

ты связал? (Чуткий мальчик). Почему? Как ты понимаешь слово «чуткий»?

- Задай такие же вопросы Алине. (Проверяем выполнение задания  всех учеников).

- Что  вы сейчас связали? Что получилось? (Словосочетание). Что такое словосоче-тание? (Два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу). Какими буквами на письме обозначаются звуки [ч'], [щ']?

-Отложите свои карточки. Откройте тетради, запишите по памяти каждый «своё»

словосочетание. Подчеркните  букву «ч»-одной чертой, букву «щ»-двумя.

-Из каких частей речи состоят словосочетания? (Прилагательные и существитель-ные).

VI. Работа с текстом.

- Отложите тетради. Посмотрите на доску. Перед вами комната, в которой живёт

маленький щенок со своими хозяевами.

- Что вы можете сказать об этой комнате? (У окна стоит кресло. Рядом с креслом

стоит чемодан. В центре комнаты  стоит стол, на нём – чашка и чайник. Около сте-

ны находится шкаф, на нём - часы. На стене висит плащ. Под столом сидит щенок).

- Хозяева щенка ушли, он остался один. Щенку было скучно, но вдруг в окно влете-

ла  бабочка. Маленький хозяин дома очень обрадовался такой  неожиданной гостье

и начал с ней играть. А вот что из этого получилось, мы расскажем вместе. ( Дети переставляю магниты бабочки и щенка, озвучивая свои действия).

- Что у нас получилось? (Рассказ).

- Как назовём наш замечательный рассказ? (Щенок и бабочка).

VII.Подведение итогов.

- Что сегодня мы делали на занятиях?

- Какие звуки различали?

- Какое задание понравилось вам больше других?

- Чтобы чётко на уроках отвечать,

   Надо звуки в устной речи различать: [ч'], [щ'].

   Чтобы  грамотно писать и читать,

   Надо буквы очень точно различать: «ч», «щ».

- Все очень хорошо работали на занятии. Молодцы!

Занятие  окончено!