Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч'], [щ']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Оценка 4.6

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч'], [щ']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
1 кл—2 кл
24.05.2022
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч'], [щ']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 1-х классов с заключением «нарушение письма и Цели: а) образовательные: - уточнить правильную артикуляцию звуков [ч], [щ] с опорой на зритель-ное, слуховое и кинестетическое восприятие; - закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [ч], [щ]; - предупредить речевые ошибки в письменных работах обучающихся; б) коррекционно-развивающие: - развивать концентрацию внимания, объём памяти, мелкую моторику кис- тей рук, фонематический слух, фонематическое восприятие, диалогическую речь; - расширять словарный запас; в) воспитательные: - воспитывать аккуратность; - умение слушать собеседника, работать в коллективе. Оборудование: индивидуальные зеркала (у каждого ребёнка); сюжетная картинка для интонационной разминки; карточки [ч], [щ]; таблица сравни- тельной характеристики звуков; предметные картинки (мяч, черепа- ха, курица, печенье, плащ, ящик, щётка, морковь, капуста); сюжетная картинка комнаты; магнитные картинки щенка и бабочки.
Тема ч щ.docx

 Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч'], [щ']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
план-конспект урока логопедии (1 класс) на тему

Ход занятия.

1. Организационный  момент.

- Ребята, давайте возьмёмся  за руки. Что вы чувствуете? (тепло, руку друга). Давай-те пожелаем друг другу успеха, поддержки, приятного настроения и  хорошей рабо-ты.

2. Артикуляционная гимнастика.

- На  логопедических занятиях вы учитесь красиво говорить, правильно строить предложения, грамотно писать и читать, для этого необходимо подготовить язык,

губы, щёки. Каждое упражнение  выполняете в полную силу, с напряжением. Возь-мите каждый своё зеркало, поставьте перед собой, улыбнитесь себе. Я говорю - вы  показываете.

-Открываем ротик-дом. (Дети  открывают рот).

 Кто хозяин в доме том?

 В нём хозяин язычок (показывают  язык),

 Он удобно в доме лёг (убирают язык).

 В этом доме две стены

 Это щёки нам видны.

 Могут стены  в дом втянуться (дети втягивают щёки внутрь),

 А потом как шар раздуться (надувают щёки).

 Двери – губы  гибкие могут стать улыбкою (губы в улыбке),

 Могут  в трубочку собраться (губы вперёд),

 После снова улыбаться (губы в улыбке).

 Язычок там не скучает.

 В доме сказки сочиняет.

 Сказки эти он расскажет

 И картинку нам покажет.

(На доску вывешиваю сюжетную картинку (учитель читает книгу ученикам)).

3. Интонационная разминка.

- Отложите зеркала на край стола. Посмотрите на доску. Составьте предложение к

этой картинке. (Учитель читает книгу ученикам).

- Хором ответьте на мой вопрос, выделив голосом нужное слово.

 - Кто читает книгу ученикам? ( Учитель читает книгу ученикам).

- Учитель читает книгу ученикам? (Учитель читает книгу ученикам).                                                         ×

- Учитель читает  книгу ученикам? (Учитель читает книгу ученикам).

- Какой согласный мягкий  звук встречается  в нашем предложении чаще других?

(Звук [ч']).

(Вывешиваю карточку  со звуком [ ч '] на доску).

- Послушайте скороговорку.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Какой звук я выделяла голосом? (Звук [щ']).

(Вывешиваю на доску карточку со звуком [щ ']).

4. Сообщение темы занятия.

I. Сравнительная характеристика звуков.

- На сегодняшнем  занятии мы будем говорить о звуках [ч '] и  [щ '].

Возьмите свои зеркала, поставьте перед собой. Давайте понаблюдаем в каком по-

ложении  находится язык при произнесении звука  [ч ']. (Вывешиваю таблицу срав-

нительной артикуляции звуков).

        

    [ Ч' ]        

    [ Щ ']

     

      ЯЗЫК          

           ↑        

      ЗУБЫ                

      ГУБЫ                

(Язык находится вверху).

- В каком положении находятся зубы? (Зубы  - заборчиком).

        

               [ Ч' ]        

              [ Щ ']

     

      ЯЗЫК        

          ↑        

                

      ЗУБЫ        

      ЗАБОРЧИКОМ              

      ПРИОТКРЫТЫ      

      ГУБЫ        

                   

          ○

- В  каком положении находятся губы при произнесении звука  [ч']?

- Посмотрите  на таблицу. Расскажите правильную артикуляцию  звука  [ч'].

(При произнесении звука  [ч']  язык  находится  вверху, зубы  сжаты, губы – в улыбке).

- Давайте понаблюдаем за произнесением звука  [щ'].

(Проводится  аналогичная работа, как со звуком  [ч']).

Посмотрите на доску. Чем различаются звуки  [ч '], [щ'] по произношению?

(Опираясь на таблицу, дети делают вывод о различиях  звуков [ч'], [щ']).

- Что ещё вы знаете об этих звуках? Какие они? (Согласные, всегда мягкие, непар-

ные).

II. Употребление звуков [ч'], [щ'] в  словах.

- Ребята, где встречаются  звуки  [ч']  [щ']?

( Звуки [ч'] [щ'] встречаются  в словах).

-Придумайте слова с этими звуками.

- А я придумала вот какие слова: мяч, черепаха, курица, печенье. (Вывешиваю пред-

метные  картинки). Давай назовём  слова  вместе. (По мере называния картинок дети

определяют на слух место звука в каждом слове). Все картинки я подобрала пра-вильно? (Нет, в слове «курица» нет звука [ч']).

- Измените слово так, чтобы в нём появился звук [ч'].

(Это слово «курочка»).

- Скажите, какой звук заменил звук [ч']? (Звук [ч'] заменил звук [ц]).

- Как все эти слова назвать одним словом? (Это слова-предметы).

- Придумайте  слова со звуком [щ'].

- Я придумала: плащ, ящик, щётка,  капуста.

Назовём их ещё раз вместе. (Анализируем  место звука в каждом слове).

- Все слова со звуком [щ']? (В слове «капуста» нет звука [щ']).

- Что делать? (Можно заменить слово «капуста» словом «овощ»).

- Молодцы! Правильно!

III.Физкультминутка.

- Чтобы вы немножко отдохнули давайте выполним несколько упражнений.        

Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а осталь-ные  пальцы выпрямлены. Выполняем обеими руками одновременно. Сожмите ру-

ки  в кулаки, затем выпрямите пальцы.

- Следующее упражнение называется «лесенка». Большой палец правой руки соеди-ните  с мизинцем левой, круговым движением соедините  большой палец левой ру-

ки  с мизинцем  правой. Сделаем несколько таких движений.

(Упражнения направлены на профилактику нарушений зрения и устранение утомля-

емости).

-Посмотрите на доску. Какие звуки мы сегодня учимся правильно говорить и разли-

 чать. (Звуки [ч'] , [щ']).

IV. Работа над словосочетаниями.

- У вас на столах лежат карточки. Положите их перед собой. На карточках написаны

слова. Прочитайте их. К каждому слову ведут ниточки. Свяжите ниточками только те слова, в названиях которых  есть звуки  [ч'], [щ'].

- Илья, какие слова у  тебя написаны? (Добрый, внимательный, чуткий).  Какие слова

ты связал? (Чуткий мальчик). Почему? Как ты понимаешь слово «чуткий»?

- Задай такие же вопросы Алине. (Проверяем выполнение задания  всех учеников).

- Что  вы сейчас связали? Что получилось? (Словосочетание). Что такое словосоче-тание? (Два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу). Какими буквами на письме обозначаются звуки [ч'], [щ']?

-Отложите свои карточки. Откройте тетради, запишите по памяти каждый «своё»

словосочетание. Подчеркните  букву «ч»-одной чертой, букву «щ»-двумя.

-Из каких частей речи состоят словосочетания? (Прилагательные и существитель-ные).

VI. Работа с текстом.

- Отложите тетради. Посмотрите на доску. Перед вами комната, в которой живёт

маленький щенок со своими хозяевами.

- Что вы можете сказать об этой комнате? (У окна стоит кресло. Рядом с креслом

стоит чемодан. В центре комнаты  стоит стол, на нём – чашка и чайник. Около сте-

ны находится шкаф, на нём - часы. На стене висит плащ. Под столом сидит щенок).

- Хозяева щенка ушли, он остался один. Щенку было скучно, но вдруг в окно влете-

ла  бабочка. Маленький хозяин дома очень обрадовался такой  неожиданной гостье

и начал с ней играть. А вот что из этого получилось, мы расскажем вместе. ( Дети переставляю магниты бабочки и щенка, озвучивая свои действия).

- Что у нас получилось? (Рассказ).

- Как назовём наш замечательный рассказ? (Щенок и бабочка).

VII.Подведение итогов.

- Что сегодня мы делали на занятиях?

- Какие звуки различали?

- Какое задание понравилось вам больше других?

- Чтобы чётко на уроках отвечать,

   Надо звуки в устной речи различать: [ч'], [щ'].

   Чтобы  грамотно писать и читать,

   Надо буквы очень точно различать: «ч», «щ».

- Все очень хорошо работали на занятии. Молодцы!

Занятие  окончено!

   


 

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез

Хором ответьте на мой вопрос, выделив голосом нужное слово

Хором ответьте на мой вопрос, выделив голосом нужное слово

Щ '] ЯЗЫК ↑ ▬

Щ '] ЯЗЫК ↑ ▬

Это слово «курочка»). - Скажите, какой звук заменил звук [ч']? (Звук [ч'] заменил звук [ц])

Это слово «курочка»). - Скажите, какой звук заменил звук [ч']? (Звук [ч'] заменил звук [ц])

Отложите свои карточки. Откройте тетради, запишите по памяти каждый «своё» словосочетание

Отложите свои карточки. Откройте тетради, запишите по памяти каждый «своё» словосочетание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2022