Цели урока:
1. Предметные:
Организовать деятельность обучающихся по изучению развития форм рельефа России и применению новых знаний в различных ситуациях.
2. Метапредметные:
Создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать информацию, расширения опыта творческой деятельности обучающихся.
3. Личностные:
Помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость информации о развитии форм рельефа России путем исследовательской, информационной, коммуникативной, проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.
Конспект урока по географии Развитие форм рельефа.doc
Урок географии
8класс
Тема : Развитие форм рельефа
Цели урока:
1. Предметные:
Организовать деятельность обучающихся по изучению развития форм рельефа России и
применению новых знаний в различных ситуациях.
2. Метапредметные:
Создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать информацию,
расширения опыта творческой деятельности обучающихся.
3. Личностные:
Помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость информации о развитии
форм рельефа России путем исследовательской, информационной, коммуникативной,
проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.
2. Задачи:
Образовательные: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних
процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования
рельефа на территории России в целом и курской области в частности, показать воздействие
воздействия общества на изменение поверхности Земли.
Развивающие:
развивать метапредметные умения работы с информацией.
Воспитательные:
воспитывать бережному и рациональному отношению к минеральным, почвенным ресурсам, и
полезным ископаемым .
Методы:
Словесные,наглядные,практические.
Оборудование: физическая карта России, таблицы, схемы, географические атласы контурные
карты, учебник, образцы горных пород., справочные материалы, раздаточный материал,
мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
1. Организационный момент
Ход урока
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в
ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, сжав посильнее руки, скажет мертвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
И это правда, ребята, все в ваших руках! От вас завит, как пройдет наш урок, насколько вы будете
внимательны и активны.
2. Повторение. Актуализация опорных знаний.
Вопросы: 1. Из курса физической географии вспомните, что такое рельеф?
2. Какие формы рельефа вы знаете?
3. Перечислите виды равнин по высоте.
4. Перечислите виды гор по высоте.
Тест (демонстрация слайдов)
1.В Западной Сибири расположены крупнейшие месторождения:
А) каменного угля;
Б) руд цветных металлов;
В) нефти и газа.
2. Балтийский щит богат:
А) нефтью и газом;
Б) рудами черных и цветных металлов;
В) каменным углем.
3. Скопление полезных ископаемых – это …
А) платформа;
Б) месторождение;
В) бассейн.
4. Группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого
это..
А) бассейн;
Б) щит;
В) платформа.
5.Ленский бассейн – это залежи А) нефти;
Б) каменного угля;
В) природного газа;
Г) железной руды. (Взаимопроверка – работа в парах)
Ответы: 1. В); 2. Б); 3.Б); 4. А); 5. Б).
Мы с вами продолжим «открывать» для себя знания по рельефу России. Давайте подумаем и
ответим, а что еще мы не изучили и хотели бы об этом узнать?
Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его
развитие продолжается в настоящее время.
Проблемный вопрос:
Почему облик земной поверхности постоянно меняется?
Откройте учебник на стр.49 и найдите ответ на такой вопрос:
Какие существуют современные рельефообразующие процессы?
3.Изучение нового материала
Посмотрите на доску (на доске заранее написаны термины): эндогенные процессы, экзогенные
процессы, вулканизм землетрясение, оледенение, морены, эоловый рельеф, осыпи, оползни, лавины,
сели, эрозия термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые вспомним.
Рельеф постоянно меняется под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Оба фактора
действуют одновременно.
На доске чертим схему:
Эндогенные Экзогенные процессы
возрождение гор, горывулканы, грабены,
горсты, межгорные котловины
проявляются в вековых медленных
вертикальные . колебаниях земной коры (V 1
см/год)
Проявляются и в горах и на платформах
протекают под влиянием текучих вод, вечной мерзлоты и ветра.
Ледниковые формы рельефа:
1. Морена геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Валуны в моренах
состоят главным образом из гранитов и гнейсов. Представляет собой несортированную смесь
обломочного материала самого разного размера.
2. Конечные моренные гряды это граница движения ледника, представляет собой принесенный
обломочный материал. 3. Бараньи лбы выступ магматических и метаморфических пород с царапинами и шрамами на
поверхности; склоны обращены навстречу движению ледника, пологие, противоположные
крутые.
4. Оз. (хребет, гряда) это гряда с довольно крупными склонами (30450 ), напоминающие
дорожную насыпь. Сложены обычно песком, нередко с галькой и гравием. Высота может
достигать нескольких десятков метров. На поверхности растут сосны. Особенность: они
совершенно не считаются с рельефом: озовая гряда может протягиваться по водоразделу,
потом опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный полуостров, нырять и снова
выныривать на другом берегу.
5. Кам. это холм, слагающий материал сортирован, слоист.
6. Зандр поверхности на которых распространены пески, принесенные талыми ледниковыми
водами.
7. Озера в ледниковых котловинах (процесс экзарация) котловины образованы вследствие
тектонических прогибов в результате движения ледника.
8. Кары (горные цирки) оледенение в горах: кары чашеобразные ниши со склонами, крутыми
верхними частями и более пологими выше. Образуются под действием морозного
выветривания, служат местом накопления снега и образования ледников.
Эоловые формы рельефа:
1. Барханы разновидность дюн, рельефные подвижные образования из песка в пустынях,
навеваемые ветром и не закрепленные корнями растений. Достигают в высоту 0,5100 м. По
форме напоминают подкову или серп. Будучи не закрепленными могут перемещаться со
скоростью от нескольких см до сонет метров в год.
Термические формы рельефа:
1. Морозное пучение характерно для районов холодного пояса. Небольшие бугры могут возникать
непосредственно за счет увеличения объема замерзающей воды в грунте.
2. Каменные кольца и многоугольники формируются в неоднородных по составу рыхлых породах,
содержащих включения каменных обломков (щебня, гальки…). В результате многократного
промерзания и протаивания происходит выталкивание из породы крупного обломочного
материала на поверхность и его перемещение в сторону трещинных зон.
3. Солифлюкция медленное течение по склонам рыхлых сильно переувлажненных дисперсных
отложений.
4. Курумы каменные подвижные россыпи в горах и плоскогорьях.
5. Термокарст процесс вытаивания подземных льдов, сопровождающийся просадкой поверхности
земли, образованием западин и неглубоких карстовых озер.
4.Практическая работа №2.
Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России.
5.Физминутка.
(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Индивидуальная работа по инструктивным картам.( Атлас «Физическая карта России» стр.
1415 , «Тектоническая карта» стр. 16.)
Вывод по работе (Формулируют дети)
1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим строением.
2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы.
3. В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины.
4. В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к
высоким горам.
5. В областях древней складчатости располагаются средние и низкие горы по высоте.
6. Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.
(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)
6.Закрепление:
Нанесение на к.к. формы рельефа, сформированные под действием внешних факторов. (Восточно
Европейская равнина, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность,
Приволжская возвышенность, Западно Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы
Кавказ, Урал, Алтай, Западный
и Восточный Саяны, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского).
7.Рефлексия.
У вас на столах бабочки возьмите одну из бабочек которая соответствует вашему настроению на
конец урока подумайте все ли у вас получилось на этом уроке, согласны ли вы со своей оценкой,
понравился ли вам урок? И прикрепите к нашей импровизированной поляне с ромашками.
Красная у меня все получилось и урок мне понравился.
Желтая урок мне понравился, но я допускал ошибки.
Синяя мне было трудно и скучно на уроке.
8. Домашнее задание. Параграф 8
Ребята, следующий урок у нас будет обобщающее повторение по пройденным темам, поэтому я
предлагаю повторить материал, и не забудьте принести контурные карты к следующему уроку.
Прекрасный день!
Урока подошел конец. Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец!
А я говорю вам большое спасибо за урок!
9.Выставление оценок учащимся.
Тема : Развитие форм рельефа
Тема : Развитие форм рельефа
Тема : Развитие форм рельефа
Тема : Развитие форм рельефа
Тема : Развитие форм рельефа
Тема : Развитие форм рельефа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.