Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях введения ФГОС нового поколения
Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
Взрослым
22.04.2017
Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях введения ФГОС нового поколения
Сократ: Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней.
Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:
• физическое здоровье;
• психическое здоровье;
• благоприятную социально-психологическую адаптацию.
выступление семинар.docx
Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в
условиях введения ФГОС нового поколения
Сократ: Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние
или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания
а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней.
Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий
в себя:
физическое здоровье;
психическое здоровье;
благоприятную социальнопсихологическую адаптацию.
В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему ребенку?»,
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно
рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной
технологии,
и как совокупность тех принципов, приёмов, методов
педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии
обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе
может рассматриваться в двух вариантах – задачаминимум и задачаоптимум.
Задачаминимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и
педагогики: («Не навреди) воздействие на организм учащегося – его физическое,
психическое , репродуктивное, духовнонравственное здоровье, и, в дальнейшем,
устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и
педагогов . На практике выделяется 3 источника угроз для здоровья учащихся и
педагогов:
1. Гигиенические, средовые факторы; 2. Организационно – педагогические факторы;
3. Психологопедагогические факторы.
Кроме того, к трём общепринятым факторам угрозы для здоровья учащихся, мы
склонны отнести и безграмотность в вопросах здоровья: не менее половины
проблем со здоровьем мы создаём себе сами! А это также образовательная
проблема.
Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных
условий, содержание его в школе под своеобразным «колпаком», защищающим от
всех вредных влияний. Вопервых, это невозможно практически, а, во – вторых,
что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с
теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду
неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может
служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания»
ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным
желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни,
механизмы адаптации –
значит сформировать у него адекватные
физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа
через ЗОТ – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных
условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем
использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться
ими как информационным балластом. Понимание ЗОТ представляет нам
как задачаоптимум, включающая решение задачиминимум, а также
формирование у учащихся физического, психического, духовнонравственного
здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на
ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным представляется
определение здоровьесберегающих образовательных технологий как
совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от
неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и
способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. «Последнее
принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы
сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить
их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного
уровня здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы
высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат
о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую
самостоятельную жизнь,
свидетельством умения молодого человека
заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что
важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является
формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной
степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном
вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а
воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового
образа жизни.
Неотъемлемой частью культуры здоровья является
информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться
успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись
к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток
обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них
информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг
замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья,
использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента
педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью. Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое
условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только
природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой
зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует
достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает
вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая:
обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени,
является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для
здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются
использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм
обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно
привести дискуссию, психологопедагогический тренинг. К сожалению, для
использования их в повседневном учебном процессе необходима не только
корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов.
Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя
в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального
развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей
работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и
превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.
Представленность психологической, и даже психотерапевтической
составляющих в работе современного учителя во многом определяют её
эффективность. Это связано как с бурным развитием прикладной психологии,
методов воздействия на психику человека, его поведение, так и
психопатологической отягощённостью нынешних детей и подростков,
недостатком внимания к их проблемам со стороны родителей. Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения
школьников. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и
объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и
образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки
и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в
условиях личностноориентированного обучения. Одной из задач российской
педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды
идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать
национальной идеей и объединить все слои общества.
Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях введения ФГОС нового поколения
Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях введения ФГОС нового поколения
Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях введения ФГОС нового поколения
Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях введения ФГОС нового поколения
Тема : Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях введения ФГОС нового поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.