Цели:
1. Образовательные: Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”;
2. Развивающие: Обогащать словарный запас учащихся; формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей;
3. Воспитывающие: Воспитывать любовь к чтению, к книге.
Планируемые результаты:
предметные:
- формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
- раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;
-совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении;
личностные:
- развитие интереса к освоению новых знаний.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Литературное чтение: 4кл.: Учебник: В 1 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение, презентация;
Конспект урока литературного чтения
Тема: А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Цели:
1. Образовательные: Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”;
2. Развивающие: Обогащать словарный запас учащихся; формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание,
творческие возможности детей;
3. Воспитывающие: Воспитывать любовь к чтению, к книге.
Планируемые результаты:
предметные:
формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
раскрыть идейнохудожественное своеобразие пушкинской сказки;
совершенствовать умение анализировать средства создания образаперсонажа в художественном произведении;
личностные:
развитие интереса к освоению новых знаний.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Литературное чтение: 4кл.: Учебник: В 1 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.М.: Просвещение,
презентация;Метод и приемы
1. Организационный
Хро
номе
т
раж
≈ 3
2. Мотивационный
≈ 5
Практич. слово учителя,
ответы на вопросы.
Словес.: чтение, ответы
на вопросы, слово
учителя.
№
Этап урока
Содержание урока. Деятельность учителя.
Деятельность
ученика
УУД
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места!
Итак, давайте начнём урок.
(слайд)
Давайте заполним кроссворд
Кроссворд «Знаешь ли ты сказки Пушкина»
Предполагать тему
урока.
2
1
4
3
6
5
1. Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?
2. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ.
3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце.
4. Пристают к заставе гости
… Гвидон зовёт их в гости.
5. Глядь: опять пред ними землянка,
А перед нею разбитое…
6. И послушалась …
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
Р:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу.
К:
участвуют
в учебном
диалоге;
осуществля
ют поиск
по
учебнику
необходим
ой
информаци
и;
формулиру
ют ответы;
строят
речевые
высказыван
ия.
Р:
целеполага
ние.3. Актуализация знаний.
Практич.:слово учителя,
ответы на вопросы.
4. Постановка учебной
задачи и её решение
Словес.: слово учителя;
ответы на вопросы.
≈ 9
И отхлынула тихонько.
Какое слово получилось? (Сказка)
Почему этими строками начинаем мы наш урок? (этими строками
мы начинаем наш урок, потому что мы будем говорить о сказках)
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить(о сказке).
Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с творчеством и
стихотворениями какого русского поэта? (А.С. Пушкин)
Мы сегодня продолжим говорить о А.С. Пушкине.
Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?
6 июня 1799 г., в Москве
Кто был лучшим другом поэта?
Арина Родионовна
Где учился А. С. Пушкин?
В Царскосельском лицее.
Какую его сказку мы читали на прошлом уроке?
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
А. Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы
впервые слышим его сказки в самом раннем детстве и, еще не умея
читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его
произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее
и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.
В своих стихотворениях А.С.Пушкин воспевает красоту природы,
замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в
сказке.
Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Сказка о рыбаке и рыбке”,
“Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”).
Сегодня мы продолжим читать одну из самых замечательных
лиричных, добрых сказок. Посмотрите на экран, может ктонибудь
догадался, какую сказку мы сегодня прочтем с вами. Нам эта сказка
вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм.
Отвечать на вопросы
учителя.
Слушать учителя,
отвечать на вопросы.
Высказывать свои
предположения.
П:
дополняют
и
расширяют
знания,
извлекают
необходим
ую
информаци
ю из
собственны
х знаний;
Р:
осмысляют
учебный
материал.Практич.: словарная
работа.
Осмысливать
незнакомые слова.
Верно, ребята! Сегодня мы продолжим чтение сказки
" Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях"
При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте
разберём значение этих устаревших слов.
Словарно лексическая работа.
Ребята, читаем хором, выделяя ударный слог. Как вы думаете что оно
обозначает?
Инда так что даже
Прочитайте следующее слово. Что оно обозначает?
очи глаза
Читаем следующее слово. Что оно обозначает?
Сочельник – вечер накануне Рождества
Ребята, а что обозначает слово " перст"? Как вы думаете?
Перст – палец
А как вы думаете, что обозначает слово девичник?
Девичник – праздник, на котором собираются девушки.
Придумайте предложение с этим словом.
Давайте прочтём, что такое "горница"
Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы.
Составьте предложение с этим словом.
Читаем следующее слово
Под святыми – под иконами.
Прочитайте следующее слово. Как вы думаете, что это?
Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей.
(изразцовая печь, изразцовый пол)
Посмотрите иллюстрацию.
Давайте прочитаем следующее слово.
Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.≈ 24
5.
Решение частных задач
на основе анализа
текста.
Практич.: выразительное
чтение.
Словес.: ответы на
вопросы, анализ сказки.
Читаем следующее слово.
Вытравить –выгнать.
А что обозначает словосочетание " об нём хватилась"
Об нём хватилась – о нём вспомнила.
Читаем следующее слово. Что оно обозначает?
Хлопочет –. беспокоится.
И следующее слово у нас "клюка". Как вы думаете, что это такое.
Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.
Ребята мы сейчас с вами продолжим чтение сказки, внимательно
слушаете и следите по тексту, потому что вам нужно будет отвечать
на вопросы. Итак, читаем выразительно, обращаем внимание на знаки
препинания, не забывайте паузы после точек.
Анализ содержания сказки
О ком идет речь в сказке?
С чего начинается повествование?
Что дальше произошло с царём?( он женился на другой царевне)
Как вы думаете почему царица решила погубить царевну?(Потому
что царевна была всех прекрасней и милей, всех румяней и белее)
Что дальше случилось с царевной?
Как царевна набрела на терем богатырей? (Но невеста молодая, до
зари в лесу блуждая, между тем всё шла да шла и на терем
набрела)
Прочитайте.
Как произошла первая встреча царевны с богатырями?(от слов "Час
обеда приближался..." до слов "День за днём идёт мелькая...")
Анализ образов героев.
Как внешне выглядит мачеха? Докажите.
Как вы понимаете такие слова: «черной завистью полна» Что
значит черной?
Прочитайте, как автор описывает царевну.
(Но царевна молодая тихомолком расцветая, между тем росла,
Выполнять
поставленное
задание.
Читать сказку
выразительно,
осознанно.
Отвечать на вопросы
учителя, находить в
тексте
подтверждение
своим словам.
П.:
Ориентиро
ваться в
своей
системе
новых
знаний;
дополняют
и
расширяют
знания,
осмысленн
о читают
худ. Т.
К:
участвуют
в учебном
диалоге;
формулиру
ют ответы;
строят
речевые
высказыван
ия в устнойХарактеризовать
героев сказки.
форме.
Р:
осмысляют
учебный
материал.
П:
осуществля
ют анализ.
росла, поднялась и расцвела, белолица , черноброва.)
С чем её сравнивает Пушкин? (С цветком "Росла, росла, поднялась
и расцвела", "тихомолком расцвела")
Кого автор противопоставляет своенравие царицы и
кротость( незлобие, мягкость), царевны. Фраза "черной завистью
полна" объясняет, почему злая мачеха решила погубить царевну.
Прочитайте отрывок со слов "Делать нечего. Она черной зависти
полна..." до слов "но невеста молодая..."
Как автор противопоставляет царицу другим героям?(Царица
злобная, полна зависти, а остальные герои бедный царь тужит по
своей дочери , королевич Елисей собирается в дорогу искать
молодую невесту. Чернавка отпустила царевну, пожалела её.)
Давайте продолжим читать с вами сказку. Ребята, давайте
посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.
Самостоятельное чтение учащимися. С. 73 74
Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1
вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант
читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам
предстоит найти ответы на следующие вопросы:
А.С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек. Умным
молодцам урок»
Какой же урок нам хочет донести А.С.Пушкин ? вы скажите в конце
урока.
5. Работа над текстом. Чтение сказки
6. анализ произведения
Кто главные герои сказки?
Как разворачивались события далее, вы узнаете, выполнив задания
на листочках.
Б)1 группа
Какой была царица?
Как поступила Чернавка? Почему?
Та, в душе ее любя,
Не убила , не связала,
Практич.: чтение сказки.
Словес.: ответы на
вопросы, анализ худ.Т.Читать выразительно
сказку.
Осуществлять анализ
сказки.
П:
осмысленн
о читают
худ.Т.
Отпустила ..
Какой по характеру была Чернавка?
Что произошло с царевной?
Как богатыри отнеслись к девице?
Кто же? Выдь да покажися,
С нами честно подружися.
И согласно все опять
стали жить да поживать
Как вы понимаете эти строки?
Почему царевна взяла яблоко?
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко.
Что нового узнали о царевне?
ФИЗМИНУТКА
Как королевич Елисей искал свою суженную?
Кто ему помогал?
Кто в глаза ему смеется
Кто скорее отвернется
Почему королевич Елисей продолжал поиски?
5 группа
Кто спас царевну?
Чем все закончилось?
Тут тоска ее взяла,
И царевна умерла?
В)Характеристика героев
Каков был царь?
Какой была царевна? Прочтите
Царица? Прочтите.
Каков царевич?
Г)Конкурс в выразительности чтения
мальчики 1 ряда солнце
девочки – царевныкрепкие
Дружно встали раз,
два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам
приставим,
Ноги
расставим,
Поворачиваясь
вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под
ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим
ноги,
Точно в танце руки
в боки.
Наклонились влево,
вправо,
Получается на славу!
мальчики 2 ряда ветер
девочки –царица
мальчики 3 ряда королевич
девочки –зеркало
Какая пословица подходит к этому произведению
Что мешало царице быть счастливой?
В начале урока я сказала: «Какой же урок нам хочет донести
А.С.Пушкин.?»
Нам всем надо быть внимательней, добрей друг к другу, учиться
помогать , любить ближнего, быть верными.
К какому выводу пришел каждый из вас?
Завистливый человек не живет, а ест себя. Как вы это понимаете?
Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?()
Как царевне жилось у богатырей?(хорошо)
Как они к ней относились?
(Они любили её и относились к ней как к сестре)
Прочитайте отрывок, в котором богатыри пришли к царевне
свататься.( со слов "Братья милую царицу полюбили..." до слов
"Братья молча постояли...")
Почему царевна отказала богатырям быть женой одному из них?
(Потому что у неё есть жених Елисей, она ему верна)
О каком качестве характера это говорит?
( Преданность, верность своему слову, обещанию)
Что вам известно о королевиче Елисее?
Как Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью?
Кто ему помог отыскать царевну?(Елисей скакал по всему свету,
ища свою невесту. Ему помогали: солнышко, месяц, ветер, но помог
ему отыскать царевну ветер )
Какую печальную новость сообщил ветер королевичу? Прочитайте.
(со слов "Там за речкой тихоструйной..." до слов "Ветер дале
побежал...")
Как вы думаете, вот кажется у царицы всё есть, но почему она все
таки хотела погубить молодую царевну?Какое чувство она5
Домашнее задание.
6 Итог урока. Рефлексия
≈6
(предметная).
Словес.: слово учителя:
инструкраж
Подготовить выразительное чтение сказки.
Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.
испытывала? Ведь царевна тоже могла завидовать царице, но почему
она этого не делала?
Чем заканчивается сказка?(Елисей и царевна обвенчались)
Что побеждает в сказке?(Добро победило зло)
Ребята, вам понравилась сказка?
•
А вот следующее задание по выбору:
•Подготовить инсценировку сцены с зеркалом.
•
О какой сказке мы сегодня говорили? Кто ее автор? А какая это сказка?
(авторская)
Откуда Пушкин черпал вдохновение при написании сказки?(из сказок
Арины Родионовны)
Каждая сказка нас чемуто учит. Чему вас научила эта сказка?
Какой урок вы извлекли для себя?( Никому не завидовать, не желать
плохого...)
От чего предостерегает сказка?
Какова её главная мысль?
Зависть это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать
плохие действия.
Это плохое качество и каждый человек должен избавляться от этого
качества.
Вы хорошо потрудились. Какими мы должны быть? Какими нет??
У вас на парте, у каждого лежит журнал для оценки качества урока.
Какие сказки вы знаете, где есть цифра 7.
Журнал.
Поставь отметки на оценочной шкале.
Оцени, насколько тебе понравился урок
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Насколько трудны для тебя были задачи урока
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оцени своё усердие в решение этих задач
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Насколько сплоченно работала твоя группа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Обобщение ,
подведение итогов;
рефлексия.
П.: делать
выводы в
результате
работы
всего
класса.
Р.: Учиться
совместно
с учителем
и другими
учениками
давать
эмоциональ
ную оценку
деятельнос
ти класса
на уроке.10. Домашнее задание.
Выучить наизусть и научиться выразительно, читать обращение Елисея
солнцу, месяцу и ветру.