Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука составлено в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы, возрастными и речевыми особенностям ребёнка с умственной отсталостью лёгкой степени.
Тема занятия «Автоматизация звука [с] в слогах и словах».
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Автоматизация звука С в слогах, словах.docx
Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи:
1. образовательные:
закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в словах;
упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в
употреблении существительных в винительном падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память,
внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А
5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с],
флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической
работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки»,
электронное приложение:
1. физкультминутка « В пучине морской»;
2. звуко – слоговой анализ.
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили открыть его на занятии. Давай узнаем, что же
в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета!
(уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какието картинки. Что они означают?
(упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для
язычка).
II.
Артикуляционная гимнастика.
(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель логопед)
1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать
губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в
исходное положение.
«Лягушка» (стихотворение читает учитель логопед):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем, И нисколько не устанем.
2. Попрощался Язычок с Лягушкой, идёт, песенку напевает.
Описание упражнения «Песенка язычка»: улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык
губами –пя пя пя (под счёт до десяти).
«Песенка язычка» (пя пя – пя)
3. Проходит мимо футбольного поля, решил поиграть с ребятами в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на
противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель логопед):
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
4. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам
язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть
по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка,
прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то может получиться
звук С.
«Горка» (стихотворение читает учитель логопед):
Сани, сани едут сами
Через горы и леса
Едут сани – чудеса.
III.
Работа по теме занятия.
1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
( уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему прочитать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубки, а сам
язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок
выполняет действия и произносит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса — ссс. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].)
Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и
словах.
2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. ( уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении
находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с]. 3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с]
с помощью таблицы. ( учитель – логопед использует мнемотаблицу).
4. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах:
фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кричит, а эхо за
ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в
горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется
«Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо
повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и
эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с
удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что
подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило
«Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе
его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых
говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.
5.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных , которых он встретил во дворе, но
только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких
животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови
их.
5.3 Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят. (следи за произношением звука [с]).
5.4 Коррекция нарушений чтения.
Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое
теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем
слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за
произношением звука [с]).
Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
5.5 Звуко слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
IV.
Подведение итогов (с использованием дидактического синквейна, ответы
вывешиваются на доску.).
1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
3. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
5. Во что складываются звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Слышим и произносим.
3. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.
5. Слова. (Звуки складываются в слова).
V. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора
знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи
Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
Спасибо за занятие!
Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.