Наверное, все слышали бессмертное творение немецкого композитора Людвига ван Бетховена «Лунную сонату». Кого-то трагические размеренные звуки расслабляют, кого-то заставляют плакать, кого-то вгоняют в транс, но не оставляют равнодушным ни одного человека. И это не удивительно, ведь создано было чудесное произведение благодаря таким сильным чувствам, как любовь, страдание и надежда.
Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 году окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Но нет никаких исторических
доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Вообще любые произвольные ассоциации в музыке всегда несколько неправомерны.
Тема: Бессмертные звуки "Лунной сонаты"
Наверное, все слышали бессмертное творение немецкого композитора Людвига ван Бетховена
«Лунную сонату». Когото трагические размеренные звуки расслабляют, когото заставляют плакать,
когото вгоняют в транс, но не оставляют равнодушным ни одного человека. И это не удивительно, ведь
создано было чудесное произведение благодаря таким сильным чувствам, как любовь, страдание и
надежда.
Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832
году окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части
звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Но нет никаких исторических
доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Вообще любые произвольные ассоциации в
музыке всегда несколько неправомерны.
Существует такое понятие: программная музыка. Это музыка, которая опирается на некую словесную
программу, созданную самим композитором. Это может быть совсем короткая программа,
заключающаяся в одном названии, например, "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси или "Картинки
с выставки" Мусоргского, где каждая пьеса как бы изображает некую картину.
А может быть и развёрнутая программа типа оперного либретто, как, например, "Фантастическая
симфония" Берлиоза.
Программная музыка была очень популярна среди композиторовромантиков, таких, как Лист,
Берлиоз, Шуман.
Но бетховенская "Лунная соната" не является программным произведением, и название её совершенно
произвольно.
“Лунная соната” Бетховена соната для фортепиано № 14, додиез минор, opus 27, № 2 “quasi una
Fantasia”, т.е. "в духе фантазии".
Сочинена в 1800–1801, посвящена Джульетте Гвиччарди.
Что значит “quasi una Fantasia”?
Дело в том, что соната – это не просто сочинение, а музыкальная форма, имеющая довольно
строгую конструкцию.
Классическая соната чаще всего 3хчастна, её первая часть тоже 3хчастна, и имеет 2 ярко
выраженные мелодические линии, контрастные друг другу: главную и побочную партии.
То, что мы знаем как "Лунную сонату" – это первая часть 14й сонаты, написанная в свободной форме,
без всякой 3хчастности и без 2х контрастных тем.
И в этом смысле “Лунная соната” – не соната. Она соната в том смысле, что состоит из трех частей,
причем как раз в финале мы видим те самые принципы сонаты, о которых говорилось выше. В финале!
Но не в первой части. В этом кроется причина того, что Бетховен, не желая вводить в заблуждение
будущего потенциального покупателя своего произведения, предупреждает его ремаркой, что эта
соната “вроде бы как фантазия”.
А мы все знаем как раз первую часть этой сонаты, о ней и ведём сейчас речь.
И вся музыка этой 1й части – это скорбные, размеренные арпеджио (т.е. разложенные аккорды),
одинокий мелодический голос, то взмывающий вверх, то как бы в отчаянии падающий.
Какова история создания этого бессмертного произведения?
В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь
почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. ВскореБетховен стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем, совершенно бесплатно. Джульетта
обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша
собой, общительна и приветлива со своим 30летним учителем.
Бетховен влюбился, искренне, со всей страстью своей натуры. Влюбился впервые, и душа его была
полна чистой радостью и светлой надеждой. Он всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с
ним и поощряет его чувства.
Но уже в то время, когда он пишет "Лунную сонату", его возлюбленная начинает отдавать
предпочтение графу Галленбергу, который к тому же был бездарным композитором.
Она даже написала Бетховену письмо, в котором сообщала: «Я ухожу от одного гения к другому». Это
был для Бетховена жестокий «двойной удар» – как мужчине и как музыканту.
Композитор в поисках одиночества, разрываемый чувствами отвергнутого влюбленного, три дня и три
ночи бродил по лесу. Когда его нашли в чаще обессилевшим от голода, он даже не мог говорить...
Поэтому в музыке "Лунной сонаты" так много боли, гнева, отчаяния – та музыка, которую Бетховен
хотел сделать храмом своей любви, превратилась в мавзолей этой любви…
В истории музыки мало найдется произведений, которые могут сравниться по популярности с “Лунной
сонатой”. Кто и как только не приспосабливал этот бетховенский шедевр – каждый для своих целей.
Есть очень много переложений и обработок этого произведения в разных стилях и жанрах, для разных
инструментов.
“Лунная соната” вдохновляла скульпторов и художников:
– Пауль Блох в 1995 году изваял мраморную скульптуру, которую назвал “Лунная соната” .
– Ральф Харрис Хаустон написал картину, которую назвал “Лунная соната”.
–
американская ювелирная фирма “Bright Bear Jewelry” в своей “Коллекции тысячелетия”
представляет жемчужное колье, названное его создателями “Лунная соната”.
–
Или вот такое фантастическое использование любимого образа:
– одна из западных фирм предлагает кофе “Лунная соната”;
– “Лунная соната” – такое прозвище получил жеребец (?!), выведенный в США.
И впрямь, популярность нередко приобретает самые причудливые формы...