Тема. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология +1
Все классы
06.11.2018
Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, дь, т, ть.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить различать звуки т-д в слогах и словах;
- автоматизировать написание букв “т” и “д” в слогах;
Коррекционно – развивающие:
- зрительное и слуховое восприятие;
- артикуляционную и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, инициативности, аккуратность в выполнении задания
Тема д-т.docx
Тема. Дифференциация ДТ в слогах, словах, предложениях.
Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, дь, т, ть.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
учить различать звуки тд в слогах и словах;
автоматизировать написание букв “т” и “д” в слогах;
Коррекционно – развивающие:
зрительное и слуховое восприятие;
артикуляционную и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, инициативности, аккуратность в
выполнении задания
Оборудование: Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы ДТ;
предметные картинки; карточки со словами; карточки с заданиями
Ход урока:
1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Часики», «Качели».
Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к
дальнейшей работе.
2. Пальчиковая гимнастика
Поднимаем каждый пальчик (называем его)
3. Рассмотрите картинки на доске
(на доску вывешиваются картинки уточка и удочка)
Сколько звуков в этих словах? – 6 звуков
Это очень похожие слова уточкаудочка.
А чем они различаются?
В слове уточка второй звук Т, а в слове удочка второй звук Д.
(на доску вывешиваются слова)
Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось всё слово.
Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и буквы для того, чтобы
не путать их на письме
4. Речевая зарядка
Датада
Дотодо
Дутуду
Татата у нас в доме чистота
Тытыты сметану съели всю коты.
Тотото стали мы играть в лото.
5. Сравнительная характеристика звуков. Дайте характеристику нашим звукам
Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении
этих звуков? (Одинаково)
Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка
упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту
преграду. Звуки согласные.
Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при
произношении звука д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится
этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли
горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук
произносится без голоса.
Какой вывод можем сделать?
Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой
д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и
определяется буквой т на письме и при чтении.
Тсогласный, глухой, произносится без участия голоса.
Д согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
4. Дифференциация звуков в слогах.
А сейчас поиграем в игру «Верни слог»
Я произношу слог со звуком (Т), (Ть), вы же произносите в ответ новый
слог со звуком (Д), (Дь)
Логопед: ТА, ТО, АТО, УТЫ, ТУ, ЫТА, ТЭ, ТЯ, ТЮ, ТИ
Ученики: ДА, ДО, АДО, УДЫ, ДУ, ЫДА, ДЭ, ДЯ, ДЮ, ДИ
Физ. минутка.
Для начала мы с тобой вертим только головой.
Корпусов вращаем тоже это мы, конечно, можем.
А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем,
Ноги нужно нам размять
Раздватричетырепять.
Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись и на место снова сели.
5. Дифференциация звуков в словах
Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять дежурные
буквы.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки,
автобус.
Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове?
(Капуста). В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу
букву тэ, выделяю букву тэ, рисую наушники. Что находится в правом верхнем углу? (Тарелка)
Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове?
(Стул.)
Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Тапочки)
Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове?
(Карандаш.)
Что находится между карандашом и стулом? (Дом.)
Что находится под тарелкой? (Ведро.)
Что находится справа от капусты? (Дыня)
Что находится под капустой? (Автобус)
6. Дифференциация звуков в предложении
Вставь слова, подходящие по смыслу:
У Танюши на сердце … тоска, доска
На крыльце прогнила …
Ветер … последние листья. стул, сдул
Придвинь гостю …
Брат … экзамен. сдал, стал
Я … хорошим учеником.
Запишите предложения в тетрадь. Выделите дежурную букву цветом: Д
зеленым, Т — черным. Записывая слова, проговаривай их вслух.
7. Итог занятия
Какие звуки учились различать на занятии? (Т, Д.)
Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т согласный, глухой,
произносится без участия голоса. Д согласный, звонкий, в произношении
учувствует голос.)
Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок. Датада
Дотодо
Дутуду
Татата у нас в доме чистота
Тытыты сметану съели всю коты.
Тотото стали мы играть в лото.
Вставь слова, подходящие по смыслу:
У Танюши на сердце … тоска, доска
На крыльце прогнила …
Ветер … последние листья. стул, сдул
Придвинь гостю … Брат … экзамен. сдал, стал
Я … хорошим учеником.
Запишите предложения в тетрадь. Выделите
дежурную букву цветом: Д зеленым, Т — черным.
Записывая слова, проговаривай их вслух.
Анализ артикуляции.
Л. Ребята, давайте разберем артикуляцию этих звуков.
(Логопед вывешивает артикуляционные профили)
Ребята, смотрим в зеркало, произнесите звуки [дд’]:
В каком положении губы?
Д. Губы в улыбочке. В каком положении зубы?
Д. Зубы разомкнуты, приоткрыты. Где находится кончик
языка?
Д. Язык при звуке [д] поднят за верхние зубы и стучит по
зубкам. При произнесении звука [д’] кончик языка опущен вниз, за
нижние зубы, а спинка языка выгнута горочкой и стучит по
шишечкам (альвеолам). Какая воздушная струя?
Д. Воздушная струя теплая, короткая (прерывистая).
Голосовые связки работают? Работают !!
Л. Возьмите зеркала, произнесите звуки [тт’]. В каком
положении губы?
Д. Губы в улыбочке. В каком положении зубы?
Д. Зубы разомкнуты, приоткрыты. Где находится кончик
языка?
Д. Язык при звуке [т] поднят за верхние зубы и стучит по
зубкам. При произнесении звука [т’] кончик языка опущен вниз, за
нижние зубы, а спинка языка выгнута горочкой и стучит по
шишечкам (альвеолам). Какая воздушная струя?
Д. Воздушная струя теплая, короткая (прерывистая).
Голосовые связки работают? Не работают!! Л. Хорошо. А кто сможет определить и назвать чем
отличаются по артикуляции звуки [дд’] и [тт’]?
Д. При произнесении звуков [дд’] голосовые связки работают,
а при произнесении звуков [тт’] не работают.
Л. Ребята, дадим характеристику звуков, работаем у доски и в
6. Характеристика звука.
тетрадях.
[дд’] согл., звон., тв.мягк.
[тт’] – согл., глух., тв.мягк.)
Л. Чем отличаются звуки [дд’] [тт’]?
Д. Звуки [дд’] звонкие, а звуки [тт’] – глухие.
Тема. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях.
Тема. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях.
Тема. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях.
Тема. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях.
Тема. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях.
Тема. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.