Тема: ДРЕВНИЙ МИР – РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой вариант постановки проблемы. В самом начале учитель предлагает ребятам набор предметов: солнечные или песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.
Иконка файла материала 1 (5).doc
Окружающий мир  Урок 15, 16.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Тема: ДРЕВНИЙ МИР – РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Цели: –  Cоздать образ эпохи Древнего мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения сохранившиеся со времён Древнего мира. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы.  3  7  3  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Можно предложить другой вариант постановки проблемы. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 20145. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. В самом начале учитель предлагает ребятам набор предметов: солнечные или   песочные   часы,   календарь   (хорошо   должны   быть   видны   названия   12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9. – Пользуемся мы в современном мире всеми этим предметами? (Да, постоянно.)  –  Как   вы   думаете,   есть   ли   среди   этих   предметов   древние   или   все   они современные? Ученики могут высказать разные предположения:  – все современные;  – все древние;  – некоторые древние, а некоторые современные. Все эти предположения ключевыми словами записать на доску. – Какой у вас возникает вопрос? (Кто из нас прав?) – Сформулируйте основной вопрос урока. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?  Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Используя приём «знаем – не знаем», актуализацию можно провести так:  – Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? (Чтобы рассчитывать своё время в течение дня, года, чтобы читать, писать и считать.) – Что такое Древний мир? (Вторая эпоха всемирной истории. Лента времени на с. 46.) –  Могли   часы,   календарь,  буквы,   цифры   появиться   в  первобытном   обществе? (Нет, так как алфавит, например, нужен для письма, а первобытные люди не знали © ООО «Баласс», 2014письменности.)  Если дети затруднятся с ответом на этот вопрос, то учитель сам может их заверить, что этих предметов в первобытном обществе не было. –  Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? (Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?) – Каких знаний вам для этого не хватает? (Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.) – Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»: Знаем Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры. Не знаем Чем   отличается   эпоха   Древнего мира   от   эпохи   Первобытного мира? Древний   мир   –   вторая   эпоха всемирной истории.  Какие   из   этих   предметов   могли появиться в эпоху Древнего мира? – Давайте составим план урока. II. Поиск решения проблемы. 2  4  1  2  3  1 1. Мир цивилизаций и мир первобытных племён. –  Обратите   внимание   на   название   темы:   «Древний   мир   –   рождение   первых цивилизаций». Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи © ООО «Баласс», 2014Первобытного мира? (Что в эту эпоху появились первые цивилизации.) – Посмотрите на рисунок на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация?  Ученики   высказывают   предположения.   Могут   заметить,   что   это   более высокая   ступень   развития   общества,   находят   отличия:   люди   живут   в городах,   возникают   государства,   появляется   письменность.   Проверку предположений   можно   провести   по   тексту   фрагмента   «Новая   ступень   в развитии общества» до слов «…люди изобрели письменность». – Рассмотрите карту на с. 54–55. –  Что обозначено на карте широкой розовой линией? (Ребята отвечают, читая легенду к карте.) –  Что   находится   за   пределами   этой   границы?   (То,   что   осталось,   –   мир первобытных племён.) – Где возникли древние цивилизации: в каком полушарии, в каких частях света? – Кто может вспомнить: какой климат в тех областях, где возникли цивилизации? В конце работы надо сделать вывод: два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями.  В колонку «не знаем» под вопросом «Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?» записываем (или вывешиваем готовую карточку) «Цивилизация – новая ступень в развитии общества».  – У слова «цивилизация» есть ещё одно значение – так называют страну со своей особой культурой. – Для осмысления этого снова обратимся к карте на с. 54–55.  – Что отмечено разными цветами? (Разные цивилизации.)  –  Какие   цивилизации   расположились   в  Европе?   Назови   цивилизации   Древнего Востока.  © ООО «Баласс», 2014– Где именно размещалась каждая древняя цивилизация (по берегам каких морей или каких великих рек)? Можно сделать вывод о том, что цивилизации Древней Европы разместились на берегах   Средиземного   моря,   а   цивилизации   Древнего   Востока   по   берегам больших рек: Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы. – Рассмотрите теперь картинки, которые размещены вокруг карты, и подписи под ними. Можно предложить задание на скорость (индивидуально или по группам).  Написать   в   тетради:   название   цивилизации   –   памятник   архитектуры, которым она прославилась. (Подсказка: в подписи под иллюстрацией может быть не напрямую указана цивилизация, а только город, расположенный на её территории.)  –  Сравни памятники архитектуры – они везде разные, значит, в каждой из этих стран­цивилизаций была своя, не похожая на другие культура.  Можно также сравнить и одежду жителей разных древних цивилизаций и прийти к тому же выводу.  В колонку «не знаем» под вопросом «Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?» записываем (или вывешиваем готовую карточку) «Цивилизация – общество со своей особой культурой». В   конце   работы   с   этим   смысловым   фрагментом   можно   предложить ребятам   игру.   Доску   разделить   на   две   колонки,   в   первой   написать «цивилизация 1», а во второй «цивилизация 2» и вперемешку называть фразы из двух определений. Ребята на скорость (самостоятельно или с помощью словаря) должны сказать, о каком значении слова «цивилизация» идёт речь. В итоге должно получиться следующее:  © ООО «Баласс», 2014Цивилизация 1 Вторая после первобытного общества ступень развития человечества.  Люди начинают строить города. Люди создают государства.  Люди   изобретают   письменность (системы письма).  Цивилизация 2 Страна,   население   которой   взошло на ступень цивилизации. Сложилось   общество   со   своей особой культурой. – На какой вопрос колонки «Не знаем» мы ещё не нашли ответа? (Какие из этих предметов   (солнечные   или   песочные   часы,   календарь,   буквы,   цифры)   могли появиться в эпоху Древнего мира?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант ответа на вопрос. Ученики, скорее всего, догадаются, что в эпоху Древнего мира появились буквы и цифры (с появлением письменности). Про часы и календарь ответа может не быть. Проверку предположений детей проводим по иллюстрации на с. 56, выясняем, что все названные предметы действительно пришли к нам из Древнего мира. 2. Мораль Древнего мира.  Ученики читают по ролям или по цепочке рассказ о древних греках Поликлете и Леониде (с. 58).  – Хорошо ли они поступают с нашей, современной точки зрения? Можем ли мы с ними согласиться? Почему у нас с ними разное представление о добре? (У нас разная мораль!) По точно такой же схеме нужно обработать рассказ о гладиаторских боях в © ООО «Баласс», 2014ΙII.  Самостоятельное  применение  знаний. Древнем Риме.  Проверим нашу догадку о различии древней и современной морали – прочтём финал   текста:  «Настоящим   человеком   признаётся   только   человек   своей цивилизации, своей культуры». Если   на   тему   выделено   два   часа,   то   на   втором   уроке,   кроме   работы   с фрагментом   по   морали,   предполагается   выслушать   подготовленные ребятами   дома   сообщения   об   архитектурных   памятниках   древних цивилизаций (индивидуально или по группам). 2  4  1  2  3  1 – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу,   что   эпоха   Древнего   мира   оставила   нам   множество   достижений, изобретений,   памятников   архитектуры.   Но   мораль   Древнего   мира отличается от современной.  Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­ два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2014IV. Домашнее  задание. V. Итог урока. – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 11, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать   творческое задание: – Нарисуй, чем была богата общечеловеческая культура в эпоху Древнего мира?  ТОУУ 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ: О двух типах древних цивилизаций Древние цивилизации Запада (античные) Древние цивилизации Востока Возникли   на   полуостровах   Средиземного   моря, поэтому   их   принято   именовать   морскими Возникли   в   долинах   рек,   поэтому   их   принято   называть речными цивилизациями. © ООО «Баласс», 2014цивилизациями. Главным занятием было пашенное земледелие, но ремесло,   торговля   и   мореплавание   были занятиями значительно большей части населения государств, чем на Востоке.  В   греко­римском   мире   земля,   дом,   имущество были   частной   собственностью.   Никто,   даже государство,   не   мог   лишить   гражданина   его собственности.  Обладателем   власти   считалась   вся   община граждан государства.  Все   граждане   вместе   должны   были   управлять государством и защищать его.  Большинство чиновников избиралось населением и отчитывалось перед ним. Главным занятием жителей Востока было земледелие с использованием оросительных каналов. Также занимались ремеслом и торговлей.   Именно   государство   было   верховным   собственником земли и имущества своих подданных. Государство всегда могло лишить имущества, свободы и самой жизни любого человека – от бедняка до знатного вельможи.  Обладателем   власти   в   государстве   считался   один человек   –   монарх   (фараон,   царь,   император),   который почти   во   всех   странах   считался   живым   воплощением божества. Приказы   монарха   исполняли   профессиональное   войско   и чиновники, а простые подданные не участвовали в управле­ нии государством.  Все чиновники в государствах Востока назначались либо монархом, либо вышестоящими должностными лицами. При этом низшие раболепствовали перед высшими и все – перед монархом. Все свободнорожденные граждане государства – Все подданные государства – и богатые и бедные, знать и © ООО «Баласс», 2014богатые   и   бедные,   знать   и   простолюдины   – обладали   правами   граждан   и   находились   под равной защитой закона.  простолюдины   –   были   лишены   каких­либо   прав   перед лицом государства. Все   жители   были   объединены   в   одну гражданскую   общину   и   исполняли   обязанности перед государством.  Большинство   людей   были   объединены   в   общины земледельцев   и   несли   перед   государством   тяжёлые повинности.  Место человека в обществе определялось – не в последнюю   очередь   –   его   личными   качествами, успехами в делах, искусстве, науке, спорте.  Люди ценили свободу и достоинство личности.      инициатива, Личная предприимчивость, независимость, стремление самому организовать дело приветствовались согражданами. Главными   ценностями   народов,   относящихся   к античной  цивилизации,  были  участие  граждан  в делах государства, свобода, равноправие, частная собственность. © ООО «Баласс», 2014 Положение   человека   в   обществе   определялось,   прежде всего, его близостью к вершинам власти. Люди ценили покорность, умение служить начальникам и даже раболепствовать перед вышестоящими. Людьми   приветствовалась   жизнь   согласно   старым обычаям   и   традициям   своей   общины,   стремление   к совместному труду и взаимопомощи. Традиционными   ценностями   народов   Востока   были полное   подчинение   подданных   сильному   государству, государственная собственность.Вся вышеприведённая информация дана только для учителя!!! В 4­м классе лишь на уровне интуиции мы закладываем мысль о различии цивилизаций Европы и Востока.  Справочные сведения об архитектурных памятниках При выделении на данную тему двух часов данный материал может быть использован для подготовки учениками сообщений, в случае если энциклопедическая литература будет недоступна.  Парфенон. К середине V в. до н.э. острота раннеклассического стиля постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу  расцвета. Повсюду после персидских разрушений отстраивали города, возводили храмы и общественные здания. В Афинах с 449 г. до н.э.  правил Перикл – высокообразованный человек, объединивший вокруг себя все лучшие умы Эллады: его друзьями были философ  Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий. Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого и в наше время  считается красивейшим, выпало именно Фидию. При Перикле в южной части площади стали строить большой дорический храм – Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (Деве). Напротив   него,   в   северной   части,   стали   возводить   Эрехтейон,   хранивший   самые   древние   реликвии   и   во   II   тысячелетии   до   н.э. посвящённый   Афине   Полиаде   (Матери)   и   её   супругу   Посейдону   Эрехтею.   В   Эрехтейоне   находился   архаичный   ритуальный   бассейн (Эрехтеево море), по преданию, высеченный из скалы Посейдоном при споре с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы посаженная богиней. Храм Парфенон, выстроенный в середине V в. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом, стал одним из прекраснейших эллинских храмов. Огромный и могучий, он стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, поднимавшемуся по ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм – доступнее и человечнее. По торцевым фасадам у него было восемь колонн, по боковым – семнадцать. Храм воспринимался и не слишком удлинённым и не слишком коротким. Он был в высшей степени гармоничным благодаря объединению  в   нём  свойств   двух   ордеров   –  дорического  и  ионического  (архитектурный  ордер   –  определённое  сочетание   несущих   и несомых   частей   стоечно­балочной   конструкции,   то   есть   структура   и   художественная   обработка   колонн   с   их   основой   (базой)   и завершением (капителью) и несомых балок, лежащих на колоннах). Наружные колонны Парфенона были дорического ордера. Стены храма – целлы – венчал непрерывный ионический фриз (горизонтальная полоса между карнизом крыши здания и горизонтальной балкой, которую поддерживают колонны – в ионическом ордере фриз покрывался рельефными изображениями). Если снаружи Парфенон украшали сцены жестоких сражений (на фризах и фронтонах крыш), в стиле которых ещё весомо звучал строгий стиль, то внутренний фриз изображал мирное событие – торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней (празднества в честь богини Афины; проходили один раз в четыре года; Малые Панафинеи – ежегодно). Всё афинское шествие было представлено здесь в мерном, © ООО «Баласс», 2014праздничном ритме: и знатные старцы с ветвями в руках, и девушки в новых хитонах и пеплосах, и музыканты, и жрецы, и всадники на вздыбленных, волнующихся конях. Рельеф имел высоту всего один метр и был высечен на самом здании, но по гармоничности форм и красоте он не имеет равных в мировом искусстве. Фронтоны   (треугольные   пространства   между   скатами   крыши   и   карнизом)   храма   были   заполнены   скульптурами,   прославившими эллинов на все времена; ваятели работали под наблюдением Фидия и по его планам. На западном фронтоне, обращённом к Пропилеям, был изображён миф о споре Афины с Посейдоном за обладание греческой областью Аттикой с Афинами. Афиняне, как известно, пред­ почли богиню, даровавшую им оливковую рощу. Оба бога были представлены в центре фронтона на колесницах со вздыбленными конями. Далее боги и герои Аттики, присутствовавшие во время спора Афины и Посейдона. Главный (восточный) фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зевса в присутствии богов и богинь. К сожалению, скульптуры Парфенона были сильно повреждены в XVII в. н.э., когда в нём произошёл взрыв. Остатки уцелевших фигур и несколько плит фриза в 1801 г. лорд Эльджин передал в Британский музей.  (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/ Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 119.)    Колизей. В 70–80 гг. н.э. в Риме был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus – «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей. Римский Колизей пред­ ставлял   собой   огромную   чашу   со   ступенчатыми   рядами   сидений,   замкнутую   снаружи   кольцевой   эллипсовидной   стеной.   В амфитеатрах давали различные представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре давали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище. Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами – плоскими выступами на стене. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес – велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э. (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 157.) © ООО «Баласс», 2014Пирамиды.  На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки   называли   его   Хеопсом),   Хафра   (греч.   Хефрен),   Менкаура   (греч.   Микерин).   Пирамиды   были   когда­то   облицованы   гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них – пирамида Хеопса – построена в XXVII в. до н.э. Её создатель – племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около147 метров, со стороной основания 233 метра) сложена из блоков   золотистого   известняка   весом   от   двух   с   половиной   до   тридцати   тонн.   Они   удерживаются   на   месте   силой   собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой – зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а   затем   более   просторный   коридор.   Пройдя   по   ним,   можно   попасть   в   маленькую,   тщательно   скрытую   в   глубине   пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона. Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве. Все сведения, факты, цифры, домыслы отступают на второй план при непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798– 1799 гг. – французский учёный Франсуа Жомар записал: «...когда вы подойдёте к подошве великой   пирамиды,   вас   охватывает   глубокое   и   сильное   волнение,   чувство   потрясения   и   подавленности,   вызываемые   величием   и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...» (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 27.) Ворота богини Иштар.  Судьба Нововавилонского царства, особенно его столицы, поражает драматическим чередованием взлётов и падений. История Вавилонии – бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно тяжёлой была борьба с Ассирией. В 689 г. до н.э. ассирийский властитель Синаххериб (705–680 гг. до н.э.) разрушил и затопил Вавилон,   зверски   расправившись   с   его   жителями.   Асархаддон,   сын   Синаххериба,   приказал   отстроить   город,   но,   подавляя   анти­ ассирийский   мятеж   в   652   г.   до   н.э.,   повторил   злодеяние   отца.   Только   после   того   как   Ассирия   прекратила   своё   существование, Вавилония   смогла   достичь   главенствующего   положения   в   Передней   Азии.   Короткий   период   её   расцвета   наступил   в   правление Навуходоносора II (605– 5б2 гг. до н.э.). Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром: в нём было пятьдесят три храма. В вавилонской культуре видели прямую наследницу шумеро­аккадских традиций, которые   в   то   время   почитались.   (Шумеро­аккадские   царства   были   первыми   государствами   Древнего   Междуречья.   Именно   они © ООО «Баласс», 2014заложили основы местной цивилизации: систему оросительных каналов между Тигром и Евфратом, клинопись на глиняных табличках, храмы в виде ступенчатых пирамид – зиккуратов, ведущих к небесным богам.) К сожалению, от блистательной эпохи Навуходоносора II сохранилось очень мало памятников. И всё же исторические источники донесли   до   нас   сведения   о   том,   какие   ещё   крупные   постройки   находились   в   Вавилоне.   В   первую   очередь   это   огромный   дворец Навуходоносора II с «висячими садами» царицы Семирамиды, которые греки считали одним из семи чудес света. Самым же зна­ менитым сооружением был зиккурат (храм в виде ступенчатой пирамиды), называвшийся Этеменанки, посвящённый верховному богу города Мардуку. Высота зиккурата равнялась 90 метрам, и именно его принято считать прототипом библейской Вавилонской башни. Единственное архитектурное сооружение Вавилона, сохранившееся до наших дней, – ворота богини Иштар – одни из восьми парадных въездных ворот, носивших имена восьми главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же божества. Таким образом, ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение – от них мимо храма Мардука была проложена широкая Дорога процессий, по которой проходили торжественные шествия. Ворота представляли собой огромную арку, по четырём сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Всё сооружение покрывал глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных бога Мардука. Благодаря   нежной   и   изысканной   цветовой   гамме   (жёлтое   изображение   на   голубом   фоне)   этот   монумент   выглядел   лёгким   и праздничным. Чётко выдержанные интервалы между фигурами настраивали каждого подходящего к воротам на ритм торжест­ венного шествия. В течение многих столетий новой эры о Вавилоне, как и об Ассирии, люди знали по библейским повествованиям. На их основе сложился образ агрессивного государства, попирающего все нормы политики и нравственности. Действительно, в стремлении к завоеваниям, в беспощадности   к   побеждённым   Вавилония   не   уступала   Ассирии:   на   её   территории   проживало   немало   народов,   насильственно переселённых из родных мест; среди них были и древние иудеи. Однако к Вавилону в древности относились почтительно. Его не постигла страшная участь Ниневии. Персидский царь Кир II Великий, в 539 г. до н.э. захвативший страну, не разрушил Вавилон, а торжественно вошёл в город как победитель, отдавая тем самым должное великому прошлому. (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 69.) Великая китайская стена. В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства на территории современного Китая объе­ динились в единую могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (221–207 гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши­хуанди (259–210 до н.э.) был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить централизованную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. По его повелению были проложены новые благоустроенные © ООО «Баласс», 2014дороги, прорыты каналы, соединившие со столицей Сяньян (провинция Шэньси) многие провинциальные центры. Была создана также единая иероглифическая письменность, что позволило людям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие диа­ лектов. По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени – Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников. Стена с зубчатым завершением сверху достигала в высоту десяти метров, а в ширину пяти–восьми метров. На множестве сигнальных башен при малейшей опасности вспыхивали огни. От укреплённой таким образом северной границы к столице империи была проложена дорога. Впоследствии каждая новая китайская династия достраивала и ремонтировала Великую стену ещё на протяжении тысячи лет. Сейчас Великая Китайская стена – единственное  человеческое  сооружение,  которое видно невооружённым  глазом с околоземной космической орбиты.  (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 623.) Буддийская ступа. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединённое государство – империя Маурьев. Ее столицу – Паталипутру (в долине   Ганги)   –  описывали   древнегреческие   авторы.   Город   окружала   мощная  стена   с   дозорными  башнями   и  рвом.   Большинство архитектурных сооружений было из дерева. В строительстве и скульптуре камень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268–232 гг. до н.э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государственной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в мо­ нументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены указы правителя. Такую колонну нельзя назвать архитектурным сооружением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Стамбхи бывают высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульптурными изображениями животных. Самая знаменитая из них – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н.э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою первую проповедь. Со времени царя Ашоки в архитектуре получили распространение буддийские мемориальные и погребальные памятники – ступы. Ранние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду как­то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму. © ООО «Баласс», 2014Полусфера, символ Неба и бесконечности, в буддизме символически обозначает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы – ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста – ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти. Одна из самых древних сохранившихся ступ, сооружённых при Маурьях, – ступа в Санчи (около 250 г. до н.э.). Позже она была пере­ строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический  купол ступы покоится на круглом основании с террасой, служившей для ритуального обхода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы надстроен каменным кубом с квадратной оградой, форма которой повторяет очертания алтарей эпохи вед (ранняя языческая эпоха заселения Индии ариями) и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает массивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота – торачы, украшенные рельефом. Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. До нашего времени дошла ограда   с   воротами.   На   рельефах   столбов   ограды   представлены   древнейшие   божества   в   облике   человека:   якши   и   якшини   –   духи подземных   недр   и   сил   природы,   тесно   связанные   с   культом   плодородия.   Поскольку   якшини   произошли   от   богинь   растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, но их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более узком – святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на оградах и воротах ступы, а также других культовых построек.  (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – С. 590.) © ООО «Баласс», 2014