Тема "Экология природы-экология языка- экология души (Развитие экологической культуры на уроках русского языка».
Оценка 4.9

Тема "Экология природы-экология языка- экология души (Развитие экологической культуры на уроках русского языка».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—11 кл
14.01.2017
Тема "Экология природы-экология языка- экология души  (Развитие экологической культуры на уроках русского языка».
В современном обществе в речи людей наблюдается преобладание вульгаризмов, жаргонизмов, ошибок в постановке ударений и т д. Причем встречается такое и в речи государственных мужей, на телевидении, на радио и т д.. Нам хорошо известны примеры серьезных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказываний школьниками. Поэтому обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского языка.Необходимо использовать экологическое воспитание в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.
Доклад на августовскую конференцию.docx

Доклад на августовскую педагогическую конференцию.

Тема: Экология природы-экология языка- экология души  (Развитие экологической культуры на уроках русского языка».

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с Салейкино Крылова Ирина Виссарионовна

В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности …».  Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека. 

Любому обществу нужны одаренные люди. Одаренный человек –это  воспитанный, культурный, грамотный и знающий прошлое своей страны представитель общества. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Это очень трудная задача. К большому сожалению не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи, от школы.

 Сегодняшний выпускник, отягощенный конкретными знаниями, часто, к сожалению, утрачивает привычку  распоряжаться обилием информации: не испытывает должного интереса  к речевым опытам в той или иной форме. Нам хорошо известны примеры серьезных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказываний школьниками. Несмотря на сумму полученных в школе знаний, на имеющий опыт владения коммуникативными умениями, они часто создают письменные и устные высказывания, не отвечающие речевым задачам. 

На мой взгляд, существуют объективные причины, мешающие качественному обучению русскому языку. В настоящее время в обществе наблюдается преобладание вульгаризмов, жаргонизмов не только в разговорной речи, но и в речи государственных мужей, в текстах, создаваемых радио- и тележурналистами, в газетных и журнальных публикациях. Такое обращение с языком незамедлительно отразилось в речи подростков. Она характеризуется отсутствием лексического богатства, разнообразия синтаксических конструкций, скудна и невыразительна. Порой подростки для выражения всего спектра чувств, переживаний, впечатлений используют десяток жаргонизмов. Это не может не отразиться на сознании и культуре каждого учащегося, зачастую воплощается в элементарном невежестве, касающемся как истории нашей родины, так и современности. Забвение наших традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что современные россияне своими руками разрушают не только культуру, создававшуюся тысячелетиями, но и природную среду, в которой обитали наши предки, и которая перешла к нам по наследству. «Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище, местопребывание».

Наиболее точное  понимание проблемы взаимодействия человека и природы мы находим в работах  Д.С. Лихачева, который отметил: « Человек  живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству». Экология является уникальной областью человеческого знания, так как само экологическое знание обладает ценностным характером. Экологию в школе следует рассматривать  как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека - к людям, природе, животным, планете, наконец, давшем нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой  его предков или им самим. Если природная среда необходима для биологической жизни человека, то культура столь же необходима его духовной, нравственной жизни. Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, - это грани одной проблемы - сохранения в человеке человечности.

Поэтому обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения  должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского языка.

1.       Особое место занимает так называемая народная экология, которая содержит обширнейшие знания, накопленные народом при взаимодействии с окружающей природой. Древний русский человек жил среди природы и находился от нее в глубокой зависимости, в течение многих веков наблюдал за природными явлениями, приспосабливался  к ним. Все эти знания о природе нашли отражение в фольклоре, а именно - в сказках, бывальщинах, пословицах и поговорках. Так через сказки в удобной и легкой форме передавались  самые разнообразные знания, в том числе и экологические: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях неживой природы, запечатлевались модели поведения в различных ситуациях. Конечно же, эти знания передаются  в завуалированной, сказочной форме, что делает  их очень привлекательными в глазах детей. Обращаем внимание на то, что пословицы и поговорки отражают практически все стороны жизни наших предков и актуальны по сей день. Из своего педагогического опыта я могу привести в пример такую работу. В начале каждого месяца записываем и объясняем пословицы и приметы, относящиеся к данному периоду времени. Учащиеся с удовольствием подбирают пословицы и поговорки о природе, обсуждают смысл записанного, соотнося его с личным опытом. Например: Январь-году начало, зиме- середка. Февраль воду подпустит, март подберет.  Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.

2.     Очень нравятся ребятам игровые формы работы. Это и «экологическое лото», ролевые игры, инсценирование, отгадывание загадок и другие варианты. Например: при изучении темы «Однозначные и многозначные слова»  анализируя такие загадки, как «Какую кашку не варят? Клевер. Название какого цветка – кондитерское изделие. Ирис. Название какого цветка связано со звоном? Колокольчик дети:                 1) осознают, что слова могут быть многозначными и однозначными;              2) усваивают еще один прием создания загадок;                                        3) получают экологические знания в ненавязчивой форме.

3.     Кроме того,  большое значение придаем наблюдениям за природными явлениями, животными и птицами. Обобщение этих наблюдений выливается в сочинения учащихся (по описанию сезонов, по обобщению наблюдений за животными и т.д.). Затем это могут быть уже свои собственные рассказы, сказки экологической тематики. В этих работах, наряду  с уточнением своих представлений о предмете наблюдений, дети отрабатывают речевые навыки, выражают свое эмоциональное  отношение к природе, к необходимости ее сохранения, заботы об объектах природы.  Кроме уроков русского языка и литературы  в школе я веду уроки технологии в некоторых классах. Так при изучении темы «Интерьер» в 6 классе дети разрабатывали проект «Мой дом, его экологические достоинства и недостатки» это дает возможность интеграции предметов, поскольку дети оперируют такими понятиями, как «экологический дом, не наносящий ущерба окружающей среде ( использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло). Следующий проект был «Домашняя обстановка, стремление украшать свое жилище». Ребята  проекты представляли  в виде рассказа, эссе. Такие виды деятельности пробуждают интерес, активизируют  творчество, помогают в усвоении систематизированных экологических знаний и умений, развивают устную и письменную речь детей.

4.     На следующем этапе можно создать «Экологическую тропу класса», то есть создание такой речевой, ценностно- культурной атмосферы класса, которая бы была направлена на достижение поставленных целей  в самом полном объеме. Для этого необходимо разработать систему мероприятий (бесед, ролевых игр, классных часов и т.д.), которая позволит сформулировать такие понятия, как «экология класса», «экологическая тропа», определить перспективы развития классного коллектива и пути достижения общей цели – создание благоприятной атмосферы, составляющими которой  являются общение, поведение и отношения между членами коллектива.

5.     В наше время необходимо постоянно говорить  об экологии языка. Как уже было отмечено выше,  очень часто приходится наблюдать, что речь подростков, молодых людей  перенасыщена  жаргонизмами и заимствованиями. С учащимися был проведен лингвистический тренинг.  Вот один из примеров: « В прошлый  уик-энд мы клево оттянулись на плэнере. Зыркали такой классный закат, что до сих пор тащимся! В следующие холидеи обратно туда почапаем». Если  «перевести с русского на русский»  это будет звучать так: «В прошлые выходные мы прекрасно отдохнули на природе! Видели такой красивый закат, что нам до сих пор вспоминается! В следующий выходной опять поедем на то место». Затем учащиеся отвечают на вопрос: какая речь лучше: «засоренная», искаженная или правильная, ясная, точная? Делают выводы.

6.     Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность информационными технологиями,  у каждого учителя  выработана своя система работы. Путь  от «экологии природы через экологию языка  к экологии души – это и есть основная цель образования и воспитания, то есть формирование духовно богатой, высоконравственной личности, подлинного патриота и гражданина России,  любящего свою большую и малую родину, свой народ,  язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими, этнокультурными знаниями и коммуникативно компетентный, осознающий красоту,  выразительность и эстетические возможности родной речи, ратующий за чистоту речи, понимающий, что природа – это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.

      Я считаю, что нужно использовать  экологическое воспитание в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека. Пусть наши уроки помогут школьнику  войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.


 

Доклад на августовскую педагогическую конференцию

Доклад на августовскую педагогическую конференцию

Забвение наших традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что современные россияне своими руками разрушают не только культуру, создававшуюся тысячелетиями, но и природную среду, в…

Забвение наших традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что современные россияне своими руками разрушают не только культуру, создававшуюся тысячелетиями, но и природную среду, в…

Обращаем внимание на то, что пословицы и поговорки отражают практически все стороны жизни наших предков и актуальны по сей день

Обращаем внимание на то, что пословицы и поговорки отражают практически все стороны жизни наших предков и актуальны по сей день

На следующем этапе можно создать «Экологическую тропу класса», то есть создание такой речевой, ценностно- культурной атмосферы класса, которая бы была направлена на достижение поставленных целей…

На следующем этапе можно создать «Экологическую тропу класса», то есть создание такой речевой, ценностно- культурной атмосферы класса, которая бы была направлена на достижение поставленных целей…

Я считаю, что нужно использовать экологическое воспитание в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его…

Я считаю, что нужно использовать экологическое воспитание в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017