Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".
Оценка 4.6

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
Взрослым
22.04.2017
Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".
Естественнонаучная картина мира - это система важнейших принципов и законов, лежащих в основе функционирования и развития мира Природы, проверенные и доказанные представления об устройстве мира. Цель естествознания — познание окружающего нас мира и формирование непротиворечивых умозрительных моделей объектов нашего познания. Построенные модели доказывают свою адекватность реальности тем, что позволяют нам более эффективно пользоваться этой реальностью в своих интересах. Поэтому конечная цель естествознания - наиболее эффективное использование мира в интересах человека. Важнейшие концепции естествознания служат основой научных представлений об общей картине природы, поскольку в них формулируются фундаментальные понятия, принципы и законы естествознания в каждую историческую эпоху его развития. Именно они составляют научную основу картины природы в целом и поэтому в значительной степени определяют научный климат эпохи. В теснейшем взаимодействии с развитием наук о природе, начиная с XVII в., развивалась математика, которая создала для тогдашнего естествознания такие мощные математические методы, как дифференциальное и интегральное исчисления, а также дальнейшие их ответвления. Цементирующей основой картины природы и мира в целом служили мировоззренческие и философские идеи о строении мироздания, законы его изменения и развития. Человек всегда стремился понять окружающий его мир и свое место в нем. Поэтому уже на ранних этапах цивилизации возникают мифологические и религиозные представления о мире, которые со временем вытесняются научными взглядами на него. Однако без учета результатов исследования экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными и ограниченными. Человек не только природное существо, он теснейшими узами связан с обществом, в котором протекает вся его деятельность. Фундаментальные понятия и принципы жизнедеятельности общества составляют вторую, дополнительную часть целостной научной картины мира. Поэтому следует различать естественнонаучную картину природы, которая составляет первую часть общей картины мира и формируется из результатов исследований и достижений наук о природе. Общая же научная картина мира представляет собой синтез фундаментальных понятий, принципов и закономерностей естествознания и обществознания.
енкм реф.docx
Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира". 1 Оглавление 1.Введение………………………………………………………………стр.3 2. Первая научная революция Н. Коперника. Дж. Бруно и его двойственная  роль в развитии науки…………………………………………………стр.6 3. Вторая научная революция.  Становление механистической картины мира……………………….стр.7 4. Третья научная революция. Диалектизация естествознания. Период  открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в  естествознании………………………………………………………….стр.9 5. Период четвертой "новейшей революции" в Естествознании……стр.10 6. Связь научной картины мира с мировоззрением и философией…стр.13 7. Заключение…………………………………………………………..стр.15 8. Список литературы………………………………………………….стр.17 2 Введение     Естественнонаучная картина мира ­ это система важнейших принципов и законов, лежащих в основе функционирования и развития мира Природы,    проверенные и доказанные представления об устройстве мира.    Цель естествознания — познание окружающего нас мира и  формирование непротиворечивых умозрительных моделей объектов нашего  познания. Построенные модели доказывают свою адекватность реальности  тем, что позволяют нам более эффективно пользоваться этой реальностью в  своих интересах. Поэтому конечная цель естествознания ­ наиболее  эффективное использование мира в интересах человека. Важнейшие концепции естествознания служат основой научных  представлений об общей картине природы, поскольку в них формулируются фундаментальные понятия, принципы и законы естествознания в каждую  историческую эпоху его развития. Именно они составляют научную основу  картины природы в целом и поэтому в значительной степени определяют  научный климат эпохи. В теснейшем взаимодействии с развитием наук о  природе, начиная с XVII в., развивалась математика, которая создала для  тогдашнего естествознания такие мощные математические методы, как  дифференциальное и интегральное исчисления, а также дальнейшие их  ответвления. Цементирующей основой картины природы и мира в целом служили  мировоззренческие и философские идеи о строении мироздания, законы его  изменения и развития. Человек всегда стремился понять окружающий его  мир и свое место в нем. Поэтому уже на ранних этапах цивилизации  3 возникают мифологические и религиозные представления о мире, которые  со временем вытесняются научными взглядами на него. Однако без учета результатов исследования экономических, социальных и  гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными  и ограниченными. Человек не только природное существо, он теснейшими  узами связан с обществом, в котором протекает вся его деятельность.  Фундаментальные понятия и принципы жизнедеятельности общества  составляют вторую, дополнительную часть целостной научной картины  мира. Поэтому следует различать естественнонаучную картину природы,  которая составляет первую часть общей картины мира и формируется из  результатов исследований и достижений наук о природе. Общая же научная  картина мира представляет собой синтез фундаментальных понятий,  принципов и закономерностей естествознания и обществознания. Картина мира у любого человека слишком индивидуальна, поскольку она  основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях.  Естествознание, как и наука в целом, стремится найти объективные, не  зависящие от индивидуального субъекта закономерности природы. Поэтому в науке приходится абстрагироваться от личных ощущений и представлений и построить такую систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Ясно, однако, что не всякая система знаний  представляет собой картину природы. Для этого необходимо, во­первых,  чтобы эта система отображала наиболее фундаментальные свойства и  закономерности природы; во­вторых, все такие свойства должны  рассматриваться в рамках единой, целостной картины, так как никакой  отдельный фундаментальный закон естествознания не составляет еще  картины природы; в­третьих, естественнонаучная картина мира должна  4 быть такой общей теоретической моделью окружающей природы, которая  допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием  научных представлений о мире; в­четвертых, научную картину мира следует постоянно соотносить и сверять как с самой природой, так и с изменением  фундаментальных знаний о ней. Первые научные картины природы возникли в рамках отдельных  естественнонаучных дисциплин, и прежде всего занимавших лидирующее  положение в науке своего времени. В XVII—XVIII вв. такое положение  занимала механика, а во второй половине XIX в. такой наукой, несомненно,  считалась физика, которая включала в свой состав также термодинамику и  теорию электромагнетизма. Поэтому идею о необходимости создания  физической картины мира предложили выдающиеся физики того времени Г. Герц и М. Планк. Сам термин «научная картина мира» применительно к физике ввел Герц  (1857—1894), который понимал под ней внутренний образ мира, который  складывается у ученого в результате исследования внешнего, объективного  мира. Если такой образ адекватно отображает реальные связи и  закономерности внешнего мира, то и логические связи между понятиями и  суждениями научной картины должны соответствовать объективным  закономерностям внешнего мира. Как подчеркивал Герц, логические связи  между представлениями внутреннего образа 5 Первая научная революция Н. Коперника. Дж. Бруно и его двойственная  роль в развитии науки Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху  Возрождения, которая охватывает ХIV ­ начало XVII в. Эпоха Возрождения ­  эпоха становления капиталистических отношений, первоначального  накопления капитала, восхождении социально­политической роли города,  буржуазных классов.Заслугой культуры Возрождения являлось и то, что в ней главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. Коперниканская революция. Коперник первым взглянул на весь накопившийся за тысячелетия опыт  астрономии глазами человека эпохи Возрождения: Результатом этих поисков  и явилась гелиоцентрическая система мира.В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты,­ и среди них впервые  зачисленная в ранг "подвижных звезд" Земля со своим спутником Луной. Так,  он представлял Вселенную замкнутым пространством, ограниченным сферой  неподвижных звезд.  Коперник стремился создать логически простую и  стройную планетную теорию. В отсутствии такой простоты и стройности,  системности Коперник и увидел коренную несостоятельность теории  Птолемея. В этой теории отсутствовал единый стержневой принцип, который  мог бы объяснить системные закономерности в движениях планет. Коперник  был уверен, что представление движений небесных тел как единой системы  6 позволит определить реальные физические характеристики небесных тел, т.е.  то, о чем в геоцентрической модели вовсе не было и речи. И потому свою  теорию он рассматривал как теорию реального устройства Вселенной. Дж.Бруно. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал идеи  о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной,  утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых  состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир).В космологии Бруно  вслед за Николаем Кузанским высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и  обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о  бесконечности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, о  существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной  системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел,  подобных нашему Солнцу. Бруно отвергал средневековые представления о  противоположности между Землей и небом. Он один из первых предположил  возможность жизни на других планетах, обитаемость других миров. Таким образом, труд Коперника стал основой для всей будущей науки.  Гелиоцентрическая система Коперника показала, что для развития науки  необходимы экспериментальные исследования. А также, признание этой  теории отменяло «вечный двигатель» Аристотеля, отсюда следовало, что  необходимо срочно решать проблему движения, которая оставалась вне поля  зрения науки. Вторая научная революция. Становление механистической картины  мира Характеризуется началом возникновения естествознания в XVII в. в Европе  как систематической экспериментальной науки. Главное достижение этого  7 периода ­ становление теоретического метода познания в науке. Из  натурфилософского познания природы, естествознание превратилось в  современное систематическое научное познание на базе экспериментов и  математического изложения полученных результатов. Главную роль в  совершенной революции познания играют Г. Галилей и И. Ньютон. Г. Галилей сделал в науке много важных открытий, но самым важным,  безусловно, является его новый подход к естественным наукам, его  убеждение, что для исследования природы в первую очередь необходимо  ставить продуманные опыты. В этом он резко расходился с Аристотелем,  который считал возможным познание мира чисто логическим путем. Г.  Галилей утверждал также, что поверхностные наблюдения без должного  анализа могут приводить к ложным заключениям. Открытия Галилея в  физике основаны на многочисленных проведенных им опытах и строится на  чисто теоретических выводах. Все это вместе явилось началом современного научного метода  исследования природы. "Наука, связывающая теорию и эксперимент,  фактически началась с работ Галилея", ­ писал А. Эйнштейн. Гениальный ученый Исаак Ньютон завершил создание классической физики  и первой физической теории времени. Галилей и Ньютон решают проблему  «движения». Закон движения по инерции Галилея лежит в основе принципа  механической относительности. Ньютон сформулировал законы: равенства  действия и противодействия и закон ускорения. Кроме этого Ньютон  открывает свой знаменитый закон Всемирного тяготения. Открытия  Галилея и Ньютона легли в основу построения механистической картины  мира, которая являлась главной парадигмой до конца XIY начала XX вв. В  этой картине мир представлялся гигантским механизмом, который живет  8 только по законам механики, понятно, что подобное распространение  законов механики на все области природы было не правомерным. Третья научная революция. Диалектизация естествознания. Период  открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в  естествознании. В истории развития науки существовали два метода познания –  метафизический и диалектический. Метафизический метод не принимал во  внимание развитие, взаимодействие и изменение природных объектов.  Диалектический, напротив, рассматривал их в развитии, изменении и  взаимном взаимодействии. Данный исторический период в развитии естествознания характеризуется  стихийным проникновением идей диалектики в естествознание. Развитие  общества характеризуется развитием крупного машинного производства, то есть техническим и промышленным переворотом. Резко возрастают  потребности общества в энергии и как следствие получают бурное развитие  физика и химия, науки, изучающие взаимное превращение форм энергии и  веществ. Начало данного периода соответствует концу 18 века. К середине  19 века наукой накоплен большой объем фактического и теоретического  материала, который требует всеобъемлющего охвата и осмысления,  возникает необходимость сочетания анализа и синтеза в познании и вторая  треть 19 века характеризуется 3 великими открытиями, которые  окончательно утвердили диалектический метод в познании природы: 9 ­ Клеточная теория. ­ Учение о превращении энергии. ­ Дарвинизм. Эти основные выдающиеся открытия нанесли окончательный удар по старой метафизике, затем следуют открытия, раскрывающие диалектику природы  полнее: ­ Создание теории химического строения органических соединений А.М.  Бутлерова, соединивших живую и неживую природу. ­ Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. ­ Химическая термодинамика Я.Х. Ван­Гофф и Дж. Гиббс. ­ Основы научной физиологии И.М. Сеченова. ­ Электромагнитная теория света Дж. К. Максвелла. Основным противоречием данного периода были метафизические взгляды  первооткрывателей и диалектические результаты их открытий, то есть  разрыв между объективной и субъективной сторонами процесса познания.  Это тормозило развитие физической картины мира, которая фактически  оставалась еще Ньютоновской (классической).  Период четвертой "новейшей революции" в Естествознании. Конец XIY начало XX вв. Форсируется развитие физики во всех ее  направлениях (атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника,  10 оптика, квантовая физика и т.д.) Физическое познание природы играет роль  трамплина по отношению к другим отраслям естествознания. Открытия и  изобретения в физике, позволяют создавать новые приборы, методы  исследований в других областях знаний. Физические методы определили  успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной мере  развитию науки о космосе и его освоению. Стимулирующее воздействие на  Естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в  середине 90­х гг. 19 века началась новейшая революция в естествознании,  главным образом в физике: ­ Открытие электромагнитных волн Г. Герцем ­ Коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном ­ Радиоактивности А. Беккерелем ­ Электрона Дж. Томсоном ­ Введение идеи квантования энергии М. Планком ­ Создание теории относительности А. Эйнштейном ­ Радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди ­ Модель атома по Н. Бору. А так же открытия в химии и биологии (основы генетики на базе законов Г.  Менделя) определяют 1­й этап революции в естествознании. Он  сопровождается, прежде всего, нарушением прежних метафизических  представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и  типах закономерностей, о пространстве и времени. 11 2­й этап революции в естествознании начался в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантово­ релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие  естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых  понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической  картиной мира. Началом 3–го этапа новейшей революции в естествознании было первое  овладение атомной энергией в результате деления ядра и последующих  исследований, с которыми связано зарождение электронно­вычислительных  машин и кибернетики. Современный этап научного естествознания, характеризуется не только  лидирующей ролью физической науки, но и целой группой отраслей  естествознания: ­ биология (генетика, молекулярная биология) ­ химия (макрохимия, химия полимеров) ­ науки смежные с естествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д. Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в естествознании органически слилась с  революцией в технике, что привело к современной научно – технической  революции. Решающую роль приобретают фундаментальные науки, без  которых не может развиваться современная техника. Бурное развитие всех отраслей естествознания в конце 20 века породило  создание не только современной физической картины мира, но и  биологической картины мира и др. На первый план выходит новое  12 междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой,  связанное переходом науки к познанию сложно организованных  эволюционирующих систем. Связь научной картины мира с мировоззрением и философией Человек живет не только в природной среде, но и в обществе, и поэтому его  взгляд на мир не ограничивается представлениями о природе, но также  включает его мнения об общественном устройстве, его законах и порядках.  Поскольку индивидуальная  жизнь людей складывается под влиянием  собственного жизненного опыта, поскольку и их взгляды на общество, и,  следовательно, картина общества у них различны. Наука же ставит своей  целью создать целостную картину общества, которая имела бы общий,  универсальный и – что особенно  важно­объективный характер.        Таким образом, общая научная картина мира, складывающаяся из  картины природы, формируемой  естествознанием, и картины общества,  создаваемой обществознанием, дает единое, целостное представление о  фундаментальных принципах развития природы и общества. Однако законы  13 общества существенно отличаются от законов природы прежде всего тем, что  действия  людей имеют осознанный и целенаправленный характер, в то время  как в природе действуют слепые, стихийные силы и поэтому в ней  отсутствуют какие­либо цели. Тем не менее и в обществе, несмотря на  различие целей, интересов и стремлений разных людей, в конечном итоге  устанавливается определенный порядок, выражающий закономерный характер его развития. Отсюда становиться ясным, что между научной картиной  естествознания и картиной обществознания существует глубокая внутренняя  связь, которая находит свое конкретное воплощение в существовании общей  научной картины мира. Поскольку общие понятия, принципы изучаемые в  рамках философии, тесно связаны друг с другом, постольку возникает вопрос об их различии и специфике.           Научные картины, создаваемые отдельными науками, так же как картины естествознания и мира в целом, ставят своей важнейшей целью  систематизацию знаний разной степени общности. Процесс систематизации и  синтеза знаний предполагает поиск таких общих понятий  и принципов, с  помощью которых предполагает поиск таких общих понятий и принципов, с  помощью которых становиться возможным,  понять место и роль конкретных  закономерностей в общей системе научного знания, их постижения не как  отдельных элементов, а как единой системы знаний. Поэтому картина  природы, создаваемая отдельной наукой о природе или естествознанием в  целом, представляет собой систему знаний различной степени общности и  глубины, которая возникает в результате их синтеза. При этом картина  отдельной науки, например физики, будет частью, или фрагментом, общей  естественнонаучной картины природы, а последняя будет составлять часть  картины мира в целом, включающей природу и общество.     14 Заключение Классическое естествознание заговорило языком математики. Новое  естествознание сумело выделить количественные характеристики земных  тел(форма, величина, масса, движение)и выразить их в математических  закономерностях. Классическое естествознание «заговорило» языком  математики. Античная наука тоже ценила математику, однако ограничивала  сферу ее применения «идеальными» небесными сферами, полагая, что  описания земных явлений возможно только качественное, т.е  нематематическое. Новое  естествознание сумело выделить объективные  15 количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса,  движение)и выразить их в математических закономерностях.  Новоевропейская наука нашла также мощную опору в методах  экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми  условиями. Классическое естествознание безжалостно разрушило античные  представления о космосе как вполне завершенном и гармоничном мире,  который обладает совершенством, целесообразностью и пр. На смену им  пришла скучная концепция бесконечной, без цели и смысла существующей  Вселенной, объединяемой лишь идентичностью законов. Доминантной  классического естествознания, да и всей науки Нового времени, стала  механика. Сформировался также четкий идеал научного знания: раз и  навсегда установленная абсолютно истинная картинка природы, которую  можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя.  Таковы особенности второй глобальной научной революции, условно  названной «ньютоновской». Ее итог: механистическая научная картина мира  на базе экспериментально­математического естествознания. В общем русле  этой революции наука развивалась практически до конца XIX в. Как  современник хочу дополнить, что познавая и осознавая какой вклад был  вложен в науку, автоматически хочется, что бы каждый знал хотя бы историю  и великие открытия, которые совершали обычные люди в столь давние  времена. 16 Список литературы: 1. Концепции современного естествознания", Дробчик, Золотырёв и др. 2. Концепции современного естествознания. Самыгин. Г. Н. 3. Курс лекций. Хорошавина С.Г. 17 4. Основные концепции современного естествознания. Данилова В.С.,  Кожевникова Н.Н. 5. Концепции современного естествознания", Найдыш В.М  6. Строение и функции естественнонаучной теории. Баженов Л.Б. 18

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".

Тема: "Формирование представлений об естественнонаучной картине мира".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017