Тема: КАК ЖИТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Научить объяснять, что такое правила поведения. Ознакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право». – Формировать умение замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву.) Цели: – Научить объяснять, что такое правила поведения. Ознакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право». – Формировать умение замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву.)
Иконка файла материала 1 (182).doc
Окружающий мир  Урок 8.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК И МИР ЛЮДЕЙ Тема: КАК ЖИТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ? Цели: –  Научить   объяснять,   что   такое   правила   поведения.   Ознакомить   учеников   с   первичными   представлениями   о   таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право». – Формировать умение  замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой  совести, правилам поведения (морали и праву.) Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы.  3 7 3  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2014На доске появляется запись:  Можно предложить другой способ постановки проблемы:  – Представьте, что вы пришли на концерт (включает красивую музыку). Какие эмоции вы сейчас испытываете? (Положительные: радость, удовольствие и т.д.)   Музыка   вызывает   положительные   эмоции.   Музыканты   поступают хорошо.  –  Представьте,  что  уже   поздний  вечер,  вы  устали.  Вдруг  ваш  сосед­музыкант начинает громко играть ту же музыку, что вы сейчас слушали на концерте. Какие эмоции вы сейчас испытываете? (Отрицательные: огорчение, раздражение и т.д.)   Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо.  – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Музыка одна и та же, но поступок музыканта мы расцениваем то как хороший, то как плохой.)  – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?   Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  На доске появляется запись:  4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. II.  Версии   детей, актуализация знаний. 1 3 2 –  Опишите,   какая   ситуация   изображена   на   рисунке­заставке   к   нашему   уроку. (Мальчики разбили стекло в квартире старика футбольным мячом.)  – Какой они совершили поступок? (Плохой.) – А как вы это определили?  Ученики по­разному объясняют, почему они считают этот поступок плохим.  © ООО «Баласс», 2014–  А сами ребята поняли, какой они совершили поступок? (Да, они осторожно заглядывают в комнату, им стыдно.)  Здесь   можно   актуализировать   умения   читать   по   выражению   лица состояние человека. – Ребятам кто­нибудь подсказал, какой они совершили поступок? (Нет, судя по рисунку, мяч влетел в комнату только секунду назад.) – А как ребята сами поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно сказать, что их что­то грызёт изнутри? (Внутренний голос, совесть.)   –  А если бы внутренний  голос не подсказал ребятам, кто бы им подсказал? (Другие люди.) От проблемы  урока провести  стрелки, под  которыми  ключевыми словами записать основные версии (внутренний голос – совесть, другие люди). – Давайте составим план работы. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? ΙΙI. Совместное  открытие знаний.  4 3 6 7 2 4 3 1. Совесть, мораль. Если   слово   «совесть»   не   прозвучало   на   этапе   актуализации,   предложите ученикам   найти   на   с.   33   учебника,   как   называется   наш   внутренний   голос. Ориентируясь на выделенные слова, дети назовут совесть. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  © ООО «Баласс», 2014–  Так   что   такое   совесть?  (Способность   человека   решать,  что   хорошо,  а  что плохо,   отделять   добро   от   зла.)   Какого   человека   называют   «бессовестный»? (Который совершает плохие поступки и не испытывает за это угрызений совести.) На   доске   под   версией   «внутренний   голос»   подписать   слово   «совесть»   или поставить знак «+», если слово уже было записано на этапе актуализации.  Работа в группах.  Каждая   группа   должна   написать   10   самых   важных   правил   поведения, которые   необходимо   соблюдать   каждому   человеку.   Затем   первая справившаяся   группа   записывает   свой   вариант   ответа   на   доску.   Каждая следующая группа ставит «+» там, где варианты совпали, и дописывает своё. Совпадения   подтверждают,   что   существуют   общие,   принятые   всем обществом правила поведения. –  Найдите на с. 33 учебника, как называются общие, принятые всем обществом правила поведения. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют мораль.) – Так что же такое мораль? (Устные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей.)  На доске под версией «другие люди» подписать слово «мораль». Можно   предложить   группам   самим   вывести   «золотое   правило нравственности», которое охватывало бы все перечисленные. При неполном формулировании правила хорошо предлагать ребятам ситуации, в которых «их правило» не нарушается, но человеческий поступок оказывается плохим. Например:   ученики   предложили   правило:   «никому   не   мешать».   Учитель предлагает   ситуацию:   человек   поскользнулся   на   оледенелой   дороге,   а   ты, чтобы   не   мешать   ему   подняться,   отвернулся   и   прошёл   мимо.   Совесть подскажет, что подобное поведение (неоказание помощи) – плохой поступок. В   итоге   ребята   придут   к   одной   из   формулировок   «золотого   правила соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2014нравственности»: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» и т.д. Проверку можно осуществить по выделенной фразе на с. 33. 2. Право. – Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить, какой поступок они совершили. 1.   Перед   мамой   стоит   дочка   и   говорит:   «Мама,   прости,   что   я   тебя   вчера обманула...» Девочка совершила хороший поступок, когда обманула маму? (Нет.) Что помогло ей понять, что она была неправа? (Совесть.)  2. По улице идёт человек на костылях. Мальчик дразнит его – показывает язык, прыгает на одной ноге и т.п. Старушки, сидящие на скамейке, сказали: «Как не стыдно, разве можно дразнить калеку!» Мальчик совершает хороший поступок? (Нет.) Его совесть говорит ему о том, что так делать нельзя? (Нет.) Кто напомнил ему   принятые в обществе устные правила поведения? (Другие люди.) Как эти правила называются? (Мораль.) 3. Машина едет на красный свет, милиционер жезлом показывает, что необходимо остановиться, и говорит: «Вы нарушили правила!» Водитель совершает хороший поступок? (Нет.) Его совесть говорит ему о том, что так делать нельзя? (Нет.) Кто напомнил ему, что он нарушил правила? (Милиционер.) Как такие правила называются?   (Мораль.)   Прочитайте   в   учебнике   ещё   раз,   что   такое   мораль? (Обратить внимание ребят на то, что мораль – устные правила, они не записаны в государственных   документах.)   Правила   дорожного   движения   –   это   устные правила?   (Нет,   это   государственный   документ.)   –   Как   называются   правила поведения людей, записанные в государственных документах? (Ученики могут © ООО «Баласс», 2014VΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. предположить, что это законы, или как­то иначе, могут вообще затрудниться с ответом.) –  Найдите   на   с.   34   учебника,   как   называются   правила   поведения,   которые государство   записало   в   законах   и   защитило   своей   силой.   (Ориентируясь   на выделенные слова, дети называют «право».)  На доске под версией «другие люди» подписать слово «право». – Если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то что защищает порядок в обществе? (Право.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 4 1 2 3 1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу,   что   для   того,   чтобы   оценивать   свои   поступки,   у   человека   есть совесть, а общество создаёт свои правила поведения – мораль и право. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  © ООО «Баласс», 2014– Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. познавательную и  личностную рефлексию. V. Домашнее  задание. VΙ. Итог урока. Работа в учебнике. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста.   Необязательно   отвечать   в   классе   на   все   вопросы,   отберите   один­два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.  Обязательное для всех: выполнить одно из заданий   рабочей тетради к теме 7, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выполнить   творческое задание: –  Придумайте и разыграйте с друзьями сценку, в которой покажите нарушение правил поведения человека в обществе. Предложите одноклассникам придумать, чем   закончится   сценка,   если   в   нарушителе   «проснётся»   совесть   или   на   него воздействуют требования морали и права.  ТОУУ 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2014К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Определение понятия «совесть» Совесть   представляет   собой   способность   человека,   критически   оценивая   свои   поступки,   мысли,   желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному — неисполненность долга. Совесть человека, как и долг, не зависит от мнения окружающих. В этом она отличается от другого внутреннего контрольного   механизма   сознания   —  стыда.  Тем   не   менее   эти   понятия   сходные.   Стыд   также   отражает осознание человеком своего (а также близких) несоответствия некоторым принятым нормам, стало быть, вины. Однако   стыд   полностью   зависит   от   мнения   других   лиц,   которые   могут   выразить   своё   осуждение   по   поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти люди. Поэтому индивид может испытывать стыд – даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружающими. Логика стыда примерно такова: «Они думают обо мне плохо. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают». Логика совести иная. И это было осмыслено исторически рано. Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э., ещё не знал понятия «совесть». Но он требовал нового понимания постыдного. «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других», – писал он. «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нём узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого   себя,   и   в   каждой   душе   должен   быть   начертан   закон:   “Не   делай   ничего   непристойного”»,   –   также утверждал Демокрит. Совесть   соотносит   решения,   действия   и   оценки   не   с   мнением   или   ожиданием   окружающих,   а   с   долгом.   Она требует быть честным и тогда, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто. © ООО «Баласс», 2014Субъективно совесть может восприниматься как хотя и внутренний, но чужой голос (в особенности когда он редко о себе заявляет или к нему редко прислушиваются), как голос, как будто независимый от «я» человека, голос другого «я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Первый утверждает, что совесть – это голос Бога. Второй считает, что совесть – это обобщённый и интериоризированный (перенесённый во внутренний план) голос имеющих авторитет окружающих. Так что совесть истолковывается как специфическая форма   стыда,   а   её   содержание   признаётся   индивидуальным,   культурно   и   исторически   изменчивым.   В   крайней форме   этот   вывод   сводится   к   тому,   что   совесть   обусловлена   политическими   взглядами   или   социальным положением индивида. Эти точки зрения не исключают одна другую: первая акцентирует внимание на механизме функционирования зрелой совести, вторая – на процессе её формирования; первая рассматривает формы совести преимущественно, вторая — её конкретное содержание. Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребёнку на то, «что такое хорошо и что такое плохо», и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «мнение» значимого окружения (референтной группы) – родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета и, соответственно, проявляется в страхе перед возможным неодобрением, осуждением,   наказанием,   а   также   в   стыде   за   своё   действительное   или   мнимое   несоответствие   ожиданиям значимых   окружающих.   В   практике   воспитания   обращение   воспитателя   к   совести   ребёнка,   как   правило,   и выражает требование исполнительности, послушания, соответствия предписываемым нормам и правилам. Но так обстоит дело в процессе развития этой нравственной способности. Однако сформированная совесть «говорит» на языке   вневременном   и   внепространственном.   Совесть   –   это   голос   другого   «я»   человека,   той   части   его   души, которая   не   обременена   заботами   и   утешениями   каждого   дня;   совесть   «говорит»   как   бы   от   имени   вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть – это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей. Поскольку совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, следовательно, «поступок по совести» – это поступок из чувства долга, поступок, которого требует совесть. Совесть настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал: «Культивировать свою совесть, всё больше прислушиваться к © ООО «Баласс», 2014голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства». Долг совести – тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении обязательств. Моральное   сознание   интригует   заключениями,   которые   здравому   уму   кажутся   то   логическими   кругами,   то тавтологиями. Но это всё знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого. В   обычной   речи   мы   можем   употреблять   выражения   «спокойная   совесть»   или   «чистая   совесть».   Под   ними понимается факт осознания человеком исполнения своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. Строго говоря, в таких случаях речь идёт о достоинстве, а слова «чистая совесть» могут выражать только претензии человека на то, что им достигнуто совершенство, на внутреннюю цельность и гармоничность. Состояние «чистой», «успокоившейся» совести (если принимать это словосочетание в буквальном смысле) есть верный признак бессовестности, т.е. не отсутствия совести, а склонности не обращать внимание на её суждения. Неспроста принято считать, что «чистая совесть» – это выдумка дьявола.  В притче Иисуса о молитве фарисея (члена древней иудейской религиозной секты, отличавшейся фанатизмом и суровым благочестием) и мытаря (сборщика налогов) рассказывается, что фарисей в молитве благодарил Бога за своё особое благочестие, а мытарь лишь просил Бога о милосердии к себе за грехи свои. Оправданным перед Богом стал мытарь, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Фарисей уверен в том, что выполнил долг и совесть его чиста. Но долг перед Богом означает, помимо прочего, смирение. Самомнение и заносчивость противоречат ему. Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга. Совершенствование потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, что он   достиг   совершенства,   свидетельствует   о   его   несовершенстве.   Поэтому   уверенность   в   чистоте   собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, следовательно, смерти души. Наоборот, в ощущении нечистоты собственной совести – надежда. В муках совести – не только презрение к самому себе, но и тоска по просветлению и самоочищению, а значит, желание исправить ошибку, ответить за проступок. В муках совести – стремление к совершенству. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового. В осуждении себя © ООО «Баласс», 2014состоит раскаяние или покаяние как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что достойно сожаления. В признании своей вины (которое может принимать форму исповедального признания) и в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, это намерение может перейти в решимость. В строгом смысле слова эта решимость и есть добродетель вообще: как стойкость человека в исполнении своего долга – вопреки естественным колебаниям, сомнению, скептицизму, унынию. Гораздо   чаще   встречающееся   выражение   «свобода   совести»   обозначает   право   человека   на   независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; в узком и более распространённом смысле   «свобода   совести»   означает   свободу   вероисповедания   и   организованного   отправления   культа.   Однако   в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, чем свободной, а свобода в последовательном своём выражении – ничем иным, как жизнью по совести. А.А. Гусейнов, Р.Г. Апсерян. Этика. –  М.,1999. – С. 261–164. Происхождение слов «этика» и «мораль»  Термин «этика» происходит от древнегреческого слова ethos («этос»). Первоначально под ним понималось привычное место совместного проживания – дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого­либо явления, обычай, нрав, характер; (так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество.) Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера,   Аристотель   образовал   прилагательное   «этический»   для   того,   чтобы   обозначить   особый   класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются от аффектов как свойств тела и от дианоэтических добродетелей как свойств ума. Так, например, страх – природный аффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввёл термин «этика». © ООО «Баласс», 2014Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон ввёл термин moralis  (моральный), образовав его от слова  mos  (mores  – множественное число) – латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин moralita (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие то же самое понятие. В   русском   языке   «нравственность»,   в   немецком   языке  Sittlichkeit.   Они   возникли   таким   же   образом,   как   «этика»   и «мораль»:   от   слова   «нрав»  (Sitte)   образовано   прилагательное  «нравственный»  (sittlich)   и   от   него   –  существительное «нравственность» (Sittlichkeit). Первоначально «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, имевшие одно значение. Однако в процессе развития культуры, в частности, по мере определения своеобразия этики как области знания за этими словами закрепляется разный смысл: под этикой начинают понимать науку о нравственности, а под моралью (нравственностью) – предмет её изучения. Существуют   также   различные   попытки   различения   понятий   морали   и   нравственности.   Согласно   наиболее распространённой   из   них,   восходящей   к   Гегелю,   под   моралью   понимается   субъективный   аспект   соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развёрнутой полноте; мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также куль­ турно­языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью –   приземлённые,   исторически   изменчивые   в   различных   обличьях:   а)   как   характеристика   личности,   совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; б) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), «не лги», «не кради», «не убий» и др. нормы поведения; в этом случае, заповеди Бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными. В   целом   попытки   закрепить   за   словами   «этика»,   «мораль»,   «нравственность»   различный   содержательный   смысл   и соответственно придать им различный понятийно­терминологический статус не вышли за рамки академических опытов. В © ООО «Баласс», 2014общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Так, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придаётся главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной   (нравственной)   философией,   а   для   обозначения   определённых   моральных   (нравственных)   феноменов используют термин «этика» (профессиональная этика, этика бизнеса). А.А. Гусейнов, Р.Г. Апсерян. Этика. –  М., 1999. – С. 9–12. Определение слова «мораль»  Мораль – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности,  гуманистическую  перспективу истории. Мораль определяет,  регулирует пове­ дение   человека   во   всех   сферах   общественной   жизни,   поддерживая   и   санкционируя  определённые   общественные устои, строй жизни, общение (или, наоборот, требуя их изменения). Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщёнными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека – таких, как право, обычаи, традиции и др.; пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых   в   индивиде   убеждений   и   побуждений.   Моральный   авторитет   того   или   иного   лица   не   связан   с какими­либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является духовным авторитетом.   В   морали   нет   характерного   для   институциональных   норм   разделения   субъекта   и   объекта   регу­ лирования. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, прин­ ципах) о том, как должно поступать. Философский словарь. М., 1991. – С. 270. © ООО «Баласс», 2014Понятие «право» Достаточно многогранного и общепринятого определения, что такое право в его роли в обществе, пожалуй, доныне не сложилось. В обществе право предстаёт как совокупность правил (и общих принципов, и особых конкретных норм), регулирующих особую сферу правовых отношений людей, их имущественных и неимущественных прав, причём воспроизводящихся в правоприменительной практике государственных и других юридических учреждений, а также как идеал, существующий в общественном сознании в отношении этих правил и этой практики. Право должно воплощать   общественно   целесообразную   и   разделяемую   большинством   меру   нравственности.   Из   этой характеристики   видно,   как   сложно   отделить   подчас   историю   права   от   социальной   истории,   истории общественного быта, истории культуры и в особенности от истории идеологии и общественного сознания, одной из форм   которого   предстаёт   и   право.   Собственный,   только   ей   присущий   предмет   научного   внимания   «история государства   и   права»   обретает,   рассматривая   право   и   государственную   организацию   в   их   исторических   вза­ имодействиях. О.А. Омельченко. Всеобщая история государства и права. –  М., 1999. – С. 8. © ООО «Баласс», 2014