Предмет: литературное чтение
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Технология: развитие критического мышления через чтение
Цели урока:
Образовательные:
1. Знакомство с содержанием рассказа Л.Н. Толстого «Орёл»
2. Формирование умения оценивать события, поступки героев в рассказе
Л.Н. Толстого «Орёл»
3. Формирование представлений учащихся об изображении в художественных текстах способности человека понять, пожалеть "зверьё как братьев наших меньших" и защитить природу.
Развивающие:
1.Развитие критического мышления, умения анализировать.
2.Развитие монологической речи учащихся, при передаче своих впечатлений от прочитанного.
3. Развитие коммуникативных умений при сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Воспитательные:
1.Формирование представлений учащихся об изображении в художественных текстах способности человека понять, пожалеть "зверьё как братьев наших меньших" и защитить природу.
2.Обогащение нравственного опыта учащихся при оценивании событий, героев в произведении Л.Н. Толстого «Орёл»
урок по чтению Орёл.docx
Предмет: литературное чтение
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Технология: развитие критического мышления через чтение
Цели урока:
Образовательные:
1. Знакомство с содержанием рассказа Л.Н. Толстого «Орёл»
2. Формирование умения оценивать события, поступки героев в рассказе
Л.Н. Толстого «Орёл»
3. Формирование представлений учащихся об изображении в художественных текстах
способности человека понять, пожалеть "зверьё как братьев наших меньших" и защитить
природу.
Развивающие:
1.Развитие критического мышления, умения анализировать.
2.Развитие монологической речи учащихся, при передаче своих впечатлений от
прочитанного.
3. Развитие коммуникативных умений при сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Воспитательные:
1.Формирование представлений учащихся об изображении в художественных текстах
способности человека понять, пожалеть "зверьё как братьев наших меньших" и защитить
природу.
2.Обогащение нравственного опыта учащихся при оценивании событий, героев в
произведении Л.Н. Толстого «Орёл»
Планируемые результаты
Предметные результаты
Знать:
Содержание рассказа Л.Н. Толстого «Орёл»
Уметь:
оценивать события, поступки героев в рассказе Л.Н.Толстого «Орёл»;
на основе анализа произведения делать выводы о взаимоотношениях человека и природы
Личностные УУД
основы для эмоционального переживания художественного текста;
начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах
в процессе работы над текстом рассказа Л.Н. Толстого «Орёл»;
понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений
в процессе чтения рассказа Л.Н. Толстого «Орёл»;
Метапредметные результаты
регулятивные УУД
принимать алгоритм выполнения учебной задачи при выдвижении своих идей;
принимать и сохранять учебную цель и задачу на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
работать со словарём и материалом предварительного чтения;
менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; познавательные УУД
читать текст, понимать его содержание;
понимать вопросы к тексту;
анализировать художественные тексты
выдвигать гипотезы и их обоснование;
воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
сочинять небольшие тексты на заданную тему;
коммуникативные УУД
проявлять интерес к общению и групповой работе;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией при взаимодействии с
учителем и одноклассниками;
воспринимать мнение собеседников;
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой
деятельности;
контролировать и оценивать свои действия при анализе выдвинутых ранее гипотез;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника 2 Этап
урок
а
12
13 СТА
ДИЯ
ВЫЗ
ОВА
14
15
16
17
18
19
20
21
3 Содержание заданий (для учащихся)
1. Актуализация знаний
22 Проблемная ситуация: люди как звери, звери как люди.
23 Как вы понимаете эту фразу?
24 Что значит вести себя почеловечески?
25 На доске значок корзины, в которую условно собирается то,
что ученики знают об изучаемой теме. Учитель записывает
высказывания детей в корзину идей
26 Корзина идей:
27 Вести себя почеловечески…
28 … так, как следует поступать человеку, людям
29 … сердечно, тепло
30 …честно
31 … справедливо
32 … быть милосердным
33 … всех любить
34 А что значит быть равнодушным, бессердечным?
35
36 2. Постановка собственных целей
37 Видите, какой это непростой вопрос. Какова же будет на
ваш взгляд цель урока?
38 Разобраться, как вести себя почеловечески?
4 Виды
деятель
ности
учащихс
я,
формы
организа
ции
работы
47
48
49
50 Высказы
вают
своё
мнение
51
Публичн
о
демонст
рируют
свои
знания с
помощь
ю
устной
речи.
52
53 Работаю
5 Планируемые результаты
6 УУД
10 Предмет
ные
11 Виды УУД,
характеристики
82 Знать:
содержа
ние
стихотв
орения
«Дедуш
ка
Мазай и
зайцы»
83
84 Уметь:
85
определ
ять тему
и
главную
мысль
стихотв
орения
86
87 строить
речевые
высказы
120
121
Личностн
ые УУД
начальные
представления о
нравственных
понятиях,
отражённых в
произведении Н.А.
Некрасова
122
123
124
эстетические
чувства при
восприятии
красоты родной
природы,
отражённой в
поэтическом
произведении
Регулятив
ные УУД
125
принимать 39 Сегодня мы прочитаем рассказ о людях и об орле уже
знакомого нам писателя Льва Николаевича Толстого.
Подумаем, кто из героев этой истории ведёт себя по
человечески, а кто нет.
40
41 3. Подготовка к восприятию нового
42 Что вы знаете о такой птице как орёл? (рассказ об орле)
43
2 Известная информация (или
предположения по теме)
3 Новая
информация
4 Орёл хищная, благородная
птица, гордая, царская. Парит в
воздухе. Очень острое зрение идр.
5
44
45
46
вания в
соответс
твии с
поставле
нными
задачам
и
оформл
ять свои
мысли в
устной
форме
88
89
т
индивид
уально
54 Система
тизирую
т
информ
ацию до
ее
изучени
я;
55 Обменив
аются
информ
ацией в
паре
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65 Определ
яют для
себя
цель
урока,
высказы
вают её.
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
алгоритм
выполнения
учебной задачи при
выдвижении своих
идей
126
и сохранять
учебную цель и
задачу
принимать
на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено учащимся,
и того, что еще
неизвестно
выполнять
учебные действия
в устной,
письменной речи и
оценивать их;
работать
со словарём и
материалом
предварительного
чтения.
130
131
Познавате
льные УУД
выдвигать
гипотезы и их
обоснование;
127
128
129
132
133 108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
66
67
68
69
70
71
72 Вспомин
ают и
анализир
уют
имеющи
еся
знания
по
данной
теме
73
74
75
76
77
78
79
80
81 Подбира
ют
родстве
нные
слова,
объясня
ют
значение
У
меть:
объясня
ть смысл
и
дополня
ть
цепочку
родстве
нных
слов
в
процесс
е
предвар
ительног
о
чтения;
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
воспринимать
смысл слов и
словообразования
в процессе
предварительного
чтения
Коммуник
ативные УУД
проявлять
интерес к общению
и групповой
работе;
действовать в
соответствии с
коммуникативной
ситуацией при
взаимодействии с
учителем и
одноклассниками
148 149
СТА
ДИЯ
ОСМ
ЫС
150
ЛЕНИЯ
151
152
153
154
155
157
4. Чтение текста учителем с остановками
Фрагмент 1. до слов «Орёл выронил рыбу, а люди
подняли её и ушли».
Как вы думаете, как будут развиваться события
дальше?
Поработайте в группах, чтобы выдвинуть свои
предположения
156
Составление дерева предсказаний
158
215
I группа
Орёл вернётся к морю
Как будут развиваться события дальше?
Птенцы останутся голодными
II группа
III группа
Орёл найдёт другую добычу
159
160
161
162
Фрагмент 2. До слов «Орлята засвистали и запищали
ещё жалобнее»
Почему орёл не летит вновь за рыбой?
216
217
218
219
220
221
222
слов
209
210
211
С
лушают
чтение.
212
213
214
Р
аботают
в
группе.
С
троят
предпол
ожения
о
содержа
нии
текста,
по его
началу
264
З
нать:
содержа
ние
р
ассказа
Л.Н.
Толстог
о
«Орёл»
У
меть:
слушать
чтение
рассказа
учителе
м
У
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
315
316
317
318
319
320
321
Личностн
ые УУД
основы для
эмоционального
переживания
художественного
текста;
начальные
представления о
нравственных
понятиях,
отражённых в
литературных
текстах в процессе
работы над
текстом рассказа
Л.Н. Толстого
«Орёл»
Регулятив
ные:
принимать
алгоритм
выполнения
учебной задачи;
участвовать в
обсуждении плана 163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
Он устал и не мог лететь опять на море.
Текст дочитывается до конца.
5. Беседадискуссия после знакомства с текстом.
Поделитесь своими чувствами.
На столах у вас лежат разноцветные лепестки
подсказки, на которых написаны слова, обозначающие чувства.
Выберите лепесток с тем чувством, которое вы сейчас
испытали.
1. ГРУСТи зеленый
2. РАДОСТи розовый
3. ЖАЛОСТи желтый
4. ОБИДА оранжевый
Какой эпизод в рассказе вызвал в тебе это чувство?
Физминутка
Самостоятельная работа в группах
Предлагаю в группах поработать с вопросами,
которые предложены нам после рассказа.
1 группа Перечислите героев этой были. Кто из них
главный? Как это можно доказать?
2 группа Как поступили люди? Найдите самое точное
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
О
пределя
ют своё
отношен
ие к
услышан
ному .
В
озвраща
ются к
своим
предпол
ожениям
и
смотрят,
какие из
них
сбылись,
а какие
меть:
прогноз
ировать
с
одержан
ие
произве
дения
ориенти
роваться
в
развитии
сюжета
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
322
323
324
325
326
327
выполнения
заданий;
выполнять
учебные действия
в устной,
письменной речи и
оценивать их;
менять
позиции слушателя
и читателя в
зависимости от
учебной задачи;
Коммуник
ативные УУД
проявлять
интерес к общению
и групповой
работе;
действовать в
соответствии с
коммуникативной
ситуацией при
работе в группе
328
воспринимать
мнение
собеседников;
329
следить за
действиями других
участников в слово для оценки их поступка
3 группа как ведёт себя орёл как…? Подберите
189
нет и
почему.
самое точное сравнение. Докажите свой ответ текстом
190
191
каждой группы.
После обсуждения выносится общий ответ от
238
239
240
241
242
245
246
247
248
Р
аботают
в
группе.
У
частвую
т в
обсужде
нии
вопроса,
формул
ируют
с
обствен
ную
точку
зрения.
Один
человек
от
группы
предста
298
299
300
301
302
303
304
305
306
У
меть:
работать
по
вопроса
м
учебник
а;
оценива
ть
события
,
поступк
и героев
в
рассказе
Л.Н.Тол
стого;
находит
ь
главных
героев
рассказа
;
процессе
коллективной
творческой
деятельности.
контролировать и
оценивать свои
действия при
анализе
выдвинутых ранее
гипотез
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
Познавате
342
льные УУД
читать
текст, понимать
его содержание;
343
понимать
вопросы к тексту;
344
анализировать
содержание
1 группа Герои этой были люди и орёл. Главный герой
орёл, так как автор подробно описывает его состояние,
действия. Автор сочувствует орлу.
2 группа Люди отобрали у орла, то, что он добыл,
чтобы кормить своих детей. Самое точное слово для оценки и
поступка людейбесчеловечность.
243
3 группа Орёл ведёт себя как человек, который любит
своих детей. (Зачитывается отрывок , в котором говорится,
как орёл ласкал птенцов).
Какими словами ещё могли бы вы охарактеризовать
людей и орла?
Выберите наиболее точные из следующего ряда слов.
Словарь: смелый, трусливый, добрый, глупый,
равнодушный, самоотверженный, жадный.
244
Попытайтесь объяснить, что означают эти слова.
А теперь послушайте толкование слов.
Объяснение значения слов из толкового словаря:
Как вы считаете, равнодушие – это положительное
или отрицательное качество?
РАВНОДУШНЫЙ (Безразличный, безучастный,
лишенный интереса к чемулибо человек.)
САМООТВЕРЖЕННЫЙ. (Жертвующий своими
интересами ради других, ради общего блага человек.)
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206 207
208
вляет
ответ на
вопрос.
249
250
251
252
253
254
П
еречиты
вают
отрывок
из
текста,
участву
ют в
дискусс
ии
255
256
257
258
259
260
261
262
263
А
нализир
уют
слова с
целью
выбрать
художественного
текста
устанавливать
причинно
следственные
связи
строить
рассуждения об
объекте при работе
со словами
характеристиками
345
346
отвечать
на
вопросы
,
поставле
нные к
тексту;
извлекат
ь
информ
ацию из
текста
строить
речевое
высказы
вание в
соответс
твии с
поставле
нными
задачам
и
меть:
У
находит
ь в
тексте с
помощь
307
308
309
310
311 самые
точные
для
характе
ристики
героев
ю
учителя
простые
средства
изображ
ения и
выражен
ия
чувств
героев;
характе
ризиров
ать
отношен
ие
людей
через их
поступк
и ;
У
меть:
выделят
ь из
предлож
енного
ряда
новые
слова
характе
ристики
312
313
314 349
350
347
СТАДИ
Я
348
РЕФЛЕ
КСИ
И
Дополнительный рассказ учителя
Орел сумел преодолеть в себе усталость, нашел силы,
чтобы выполнить свои родительские обязанности – накормить
своих маленьких птенцов. Эти птицы преданные родители.
Еще орлы являются хорошим примером настоящей дружбы. В
жизни орла бывает такой период, когда он меняет оперение.
Это самый тяжелый период в жизни великой птицы. В этот
момент он лежит в самом низу на земле беспомощный и
уязвимый, а его другорел кидает ему с высоты мясо до тех
пор, пока орел не наберется сил и не взлетит ввысь.
351
352
6 Известная информация
(или предположения по
теме)
8 Орёл хищная,
благородная птица,
гордая, царская. Парит
в воздухе. Очень острое
зрение Орел смелый и
сильный. и др.
7 Новая информация
9 Орлы преданные
родители Орлы верные
друзья
Обратили ли вы внимание на информацию в правом столбце?
О ком чаще всего мы так говорим?
О людях.
Нам многому можно поучиться у великой и мудрой
353
354
355
птицы.
и
обращат
ься к
словарю
;
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
меть:
У
430
431
432
433
Личностн
ые УУД
понимание
своих чувств на
основе восприятия
чувств героев
литературных
произведений в
процессе чтения
рассказа Л.Н.
Толстого «Орёл» и
дополнительного
текста
Регулятив
ные:
корректировать
выполнение
заданий на основе
понимания его
смысла;
434
вносить
коррективы в
действия при
заполнении
«бортового
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
С
оотнося
т новую
информ
ацию со
«старой
»,
добавля
ют
новые
слова –
определ
ения; 394
395
396
397
398
399
А
нализир
уют
собствен
ные
мыслите
льные
операци
и и
чувства
356
357
358
359
360
361
Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту
историю, не выдуманную, а быль?
Чтобы мы поняли, как нужно относиться к братьям
нашим меньшим, поступать как люди, а не как звери.
Какой вопрос звучал у нас в начале урока?
Что значит вести себя почеловечески?
Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых,
грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что
понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Люди
должны быть открытыми, добрыми, самоотверженными как
орёл из рассказа Льва Николаевича Толстого.
362
363 Добрым быть совсем не просто,
364 Не зависит доброта от роста,
365 Не зависит доброта от цвета,
366 Доброта не пряник, не конфета.
367
Только надо очень добрым быть,
368 Чтоб в беде друг друга не забыть.
369 И народы будут жить дружней,
370
371 Доброта приносит людям радость
372 И взамен не требует награды.
373 Доброта с годами не стареет,
374 Доброта от холода согреет.
375
376
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Если будем мы с тобой добрей.
400
401
402
403
404
377
378
441
442
443
С
воими
словами
выража
ют
новые
идеи и
мысли
на
основе
анализа
произве
дения
Л.Н.
Толстог
о
«Орёл»
делать
выводы
о
взаимоо
тношени
ях
человек
а и
природы
429
435
436
437
438
439
440
журнала» и
«корзиной идей»
выполнять
учебные действия
в устной, речи и
оценивать их
Познавате
льные УУД
проводить
аналогии между
изучаемым
материалом и
собственным
опытом;
сочинять
небольшие тексты
на заданную тему
Коммуник
ативные УУД
эмоционально
воспринимать
содержание
высказываний
собеседника 444
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Тема: Л.Н. Толстой «Орёл»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.