Цель:
1) познакомить с произведениями Н. Сладкова «Осень на пороге» и Е. Благининой «Улетают, улетели…»; учить сравнивать прозаический и поэтический текст, подбирать синонимы к словам и выражениям;
2) развивать умение выразительного чтения (логические и пунктуационные паузы, тон, интонация);
3) воспитывать умение видеть красоту в природе и любоваться ей.
Ход урока
1. Орг момент.
— Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.
2. Речевая разминка.
Скороговорка:
Шелест шелестит листвой
Шёпот шепчется с травой.
Дыхательная гимнастика.
Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»
2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»
3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»
4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»
5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»
6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»
3. Проверка домашнего задания.
4. Актуализация знаний.
— Вспомните название раздела, который мы изучаем.
5. Сообщение темы и цели.
— Ребята, а как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?
— Хорошо.
— Ребята, а сейчас, давайте предположим, что должны будем сделать сегодня на уроке? (на флагах появляются разнообразные виды деятельности: выразительно прочитать, прочитать сказку, понять смысл сказки, читать по ролям, иллюстрировать)
6. Н. Сладков, «Осень на пороге».
— Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича Сладкова.
— Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове?
— Николай Иванович Сладков – писатель, который жил в 20 веке. Всю жизнь Сладков прожил в Ленинграде. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.
Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.
— Как вы считаете, какой теме посвящены произведения Николая Сладкова?
— Действительно, Николай Сладков – автор книг о природе. Сегодня в течение дня, вы сможете познакомиться с некоторыми книгами Николая Сладкова и произведениями. И убедитесь, действительно ли, Николай Сладков писал о природе, ее обитателях и тайнах.
— А сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Осень».
7. Подготовка к восприятию.
— Почему сказка называется «Осень»?
— Какую осень описывает Николай Сладков в этой сказке?
— Чтобы ответить на эти вопросы, послушайте внимательно это произведение.
Выразительное чтение учителем.
— Почему сказка называется «Осень»?
— Какая осень описывается в сказке?
Ответы на вопросы в учебнике.
8. Е. Благинина «Улетают, улетели…»
9. Подведение итогов. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
с .47-49, выр. чт. стих.
руслит12.docx
Тема: Ю. Коваль. Сирень и рябина. Дубы. И. Токмакова. Осинка. Дуб
Цель урока:
1) создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Ю. Коваля, И.
Токмаковой.
2) развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
3) воспитывать бережное отношение к природе
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка
Пришла без красок и без кисти
и перекрасила все листья.
— Прочитайте шепотом и отгадайте загадку.
— Прочитайте ее с вопросом.
— Произнеси отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова.
III. Проверка домашнего задания.
III. Основная часть.
Введение в тему.
1) Сообщение темы и цели урока.
Собственно чтение
А. 1) Словарная работа.
Гроздья кисти цветов, плодов.
Кипящий сиреневый куст сильно цветущий
Срубить дом – построить дом из бревен
Ржавенькие краснобурого цвета
2) Установка на содержание.
3) Чтение учителя.
4) Жужжащее чтение.
Работа над текстом
1) Тест – опрос по содержанию.
1. Черемуха
и рябина сестры?
2. Сирень – летняя
+ 3. Рябина – осенняя сестра?
+ 4. Плоды у сирени в виде стручочков ржавеньких?
+ 5. Осенью у рябины плоды – гроздья ягод?
6. Кисти сирени и гроздья рябины когда нибудь встречаются?
+ 7. Сиреневый куст редко
8. Писатель хочет посадить сирень прямо перед дверью?
9. Рябину хочет посадить справа?
+ 10. Справа у меня – весенняя сестра, слева – осенняя, а я посередке
снова зацветает в августе?
сестра?
сижу?2) Отношение к прочитанному.
— Хорошо ли будет чувствовать себя автор, сидя на крыльце нового дома.
— Для кого он посадил растения?
Физкультминутка
Г. Ю.Коваль. Дубы.
1) Словарная работа.
Острова – участок, окруженный водой.
Поржавели – стали красно – бурого цвета.
Поредели листья стало их меньше.
Вспыхнули березы – покраснели.
2) Физкультминутка для глаз. Красная точка.
3) Чтение со звуковым ориентиром.
4) Работа по целостному восприятию текста.
— Ответы на вопросы стр. 59.
Д. И. Токмакова. Дуб.
2) Чтение со звуковым ориентиром.
3) Отношение к прочитанному.
— Ответы на вопросы стр. 60.
IY. Домашнее задание.
— Выучить стихотворение «Осинка» И. Токмаковой наизусть, стр. 59.
YI. Итог урока.
— С творчеством каких авторов мы познакомились?
— Назовите их произведения.
YII. Рефлексия.
— Какое произведение вам больше понравилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.